Файл: Реформирования естественных монополий в разных странах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целях осуществления полноценной, масштабной конкурентной политики необходимо установить четкие цели, то есть разработать своего рода модель конкуренции, на достижение которой будут направлены усилия антимонопольных органов. В этих целях необходимо провести реконструкцию существующей системы, одним из таких направлений должно стать тесное взаимодействие отечественных и зарубежных антимонопольных органов[74].

Для достижения задач государственной конкурентной политики, направленных на стимулирование и развитие конкуренции, нам необходимо использование модели интегрированной системы управления поддержанием конкуренции и обеспечения условий для развития предпринимательской деятельности.

На сегодняшний день в целях развития предпринимательской деятельности необходимо развитие антимонопольного регулирования:

– совершенствование конкурентного законодательства как набора предписаний относительно запрещенных и разрешенных действий хозяйствующих субъектов;

– совершенствование существующих механизмов применения норм антимонопольного законодательства;

– создание условий для применения норм антимонопольного законодательства предпринимательскими структурами и органами власти;

– разработка комплекса мер по борьбе с коррупцией;

– усиление ответственности за нарушения антимонопольного законодательства путем применения экономических санкций[75].

Кроме того, необходимо четко регламентировать вопросы, связанные с предоставлением и использованием государственной помощи, так как безграничное предоставление государственных средств, прав и привилегий оказывает непосредственное влияние на состояние конкуренции и ведет к нерациональному использованию ограниченных государственных ресурсов, сдерживанию структурных изменений в экономике за счет искусственного поддержания неконкурентоспособных производств, что отрицательным образом отражается на развитии предпринимательства в нашей стране[76].

Для устранения необоснованных административных барьеров, снижающих стимулы входа на рынки новых участников, повышающих непроизводственные издержки и создающих условия для коррупции, необходимо:

– разграничить функции по контролю и надзору в органах власти; упростить процедуру лицензирования;

– расширить применение электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия участников рынка с регулирующими органами;


– усовершенствовать процедуры распределения государством ограниченных ресурсов.

С целью снижения барьеров на входе в отрасль новых субъектов экономических отношений необходимо:

– выявление приоритетных направлений по расширению географических границ рынка. Степень концентрации на монополизированных рынках может быть снижена за счет расширения географических границ рынков путем повышения конкурентоспособности продукции, развития соответствующей инфраструктуры, снижения тарифов на перевозки грузов, способствующих продвижению товаров к потребителям;

– разработка и реализация комплекса мер, направленных на предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции[77].

Одним из средств антимонопольного регулирования, применяемых с целью пресечения вышеуказанных правонарушений, является рассмотрение антимонопольными органами дел и выдача решений и предписаний об обязательном прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

С целью дальнейшего формирования благоприятной предпринимательской среды в национальной экономике необходимо:

  • ограничить вмешательство государства в конкретную деятельность предпринимательских фирм;
  • оптимизировать функции органов исполнительной власти;
  • сформировать механизм противодействия коррупции и формированию новых монополистических образований на рынках;
  • ужесточить антимонопольное законодательство;
  • обеспечить прозрачность процедур доступа малого и среднего бизнеса к инфраструктуре, финансам, природным ресурсам, госзакупкам.

В целях формирования благоприятных условий предпринимательской деятельности необходимо проведение следующих антимонопольных реформ:

1. Трансформация экономического статуса предприятий, стимулирующего их к занятию антиконкурентных позиций; в качестве инструментов следует использовать более эффективную демонополизацию, структурирование доминирующих фирм и запрещение на их слияния, увеличение числа продавцов и покупателей, штрафы за деформацию рыночных отношений (сговор, ценовое соглашение, демпинг), защиту потребителей от несправедливой торговли и ложных рекламных методов.

2. Устранение необоснованных барьеров на входе в отрасль с целью активизации конкурентной среды. В качестве инструментов следует использовать безвозмездную помощь, финансовую поддержку для предприятий малого и среднего бизнеса; преодоление административных барьеров; улучшение условий деловой окружающей среды; обеспечение свободного доступа новым предпринимательским структурам.


3. Борьба с административными барьерами: укрепление судебной власти и связанных с ней учреждений для более эффективного судебного решения и разрешения коммерческих споров; установление однородных, основанных на демократических правилах процедур для лицензирования, регистрации и контроля; борьба с коррупцией; оказание адресной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

В России естественные монополии являются крупнейшими налогоплательщиками государства, а, значит, значительная доходная часть бюджета формируется ими. Естественные монополии обеспечивают национальную экономику необходимыми благами и услугами при минимальных издержках. Несмотря на определённые негативные моменты, государство не может отказаться от естественных монополий, единственный выход лишь сократить их влияния определёнными секторами, выделив возможные рыночные.

Государственное регулирование естественных монополий может и должно выполнять функцию силы удержания экономики в равновесном состоянии системой, адекватной конкурентной политике, направленной не на разрушение монополий, а на ограничение их стремлений к самоуничтожению путем уничтожения других участников рыночных отношений, способствуя развитию предпринимательской деятельности.

Заключение

Задачей государства с учетом макроэкономической значимости отраслей естественных монополий, должно стать согласование интересов сторон, которые имеют отношение к этим отраслям. Государство, выполняя функцию выразителя и исполнителя общественных интересов, должно устанавливать для естественных монополий правила игры, учитывая их особые функции. С одной стороны, это предупреждение злоупотреблений естественными монополиями своим доминирующим положением, а с другой стороны - это недопущение действий органов власти, необоснованно ограничивающих деятельность этих предприятий. От того, насколько государство регулирует отрасли естественных монополий зависит функционирование экономики в целом.

При совершенствовании отраслевого регулирования естественных монополий необходимо учитывать уровень трасакционных издержек. Высокие трансакционные издержки технологических естественных монополий обуславливают тенденцию к вертикальным контрактам, предусматривающим издержки контроля. Права собственности специфицируется государством, поэтому любые изменения прав и отношений собственности обусловлены изменениями в государственном устройстве и проводимой государством политике. Следовательно, создание механизма действенного государственного регулирования ценообразования, организация конкуренции и дерегулирование потенциально конкурентных сегментов могут стать основой реального снижения тарифов и создать предпосылки роста в других отраслях промышленности. Успешность этих преобразований зависит от ликвидации возможности получения природной и монопольной ренты и внедрение институтов, представляющих интересы потребителей.


Регулирование естественных монополий в США имеет достаточно большой практический опыт, а множественный законодательные акты позволяют достаточно успешно регулировать деятельность объединений предприятий и естественных монополий. Безусловно, данное законодательство, пройдя столь долгий путь становления, является наиболее эффективным, по крайней мере, в условиях экономики США.

В сравнении с антитрестовским законодательством США правовые нормы о монополии и конкуренции в странах ЕС сформулированы более четко и носят менее жесткий характер. Анализ особенностей реализации антимонопольного законодательства в странах Западной Европы позволяет заметить, что европейцы склонны применять так называемое «правило здравого смысла» там, где американцы применяют закон как таковой.

По результатам проведённого анализа систем регулирования естественных монополий в Китае, Японии и Корее можно сделать вывод о необходимости использования их положительного опыта в регулировании конкуренции.

Китай как развивающаяся страна уделяет значительное внимание формированию системы конкурентного права в условиях построения и совершенствования системы социалистической рыночной экономики. Система государственного антимонопольного регулирования разработана на основе успешного зарубежного и китайского опыта законотворчества, отображает как мировую практику; так и национальные особенности.

Японское антимонопольное регулирование представляет собой экономически обоснованную гибкую систему, ориентированную на особенности национальной рыночной экономики. И хотя Япония выбрала англо-саксонский вариант, при общих нормах антимонопольной политики акцент делается преимущественно на отраслевое регулирование.

Наряду с Японией Южная Корея является примером страны, где государство использует монополии (и даже насаждает их) в качестве инструмента структурной политики и стимулирования экономического роста.

Результаты сравнения антимонопольного регулирования стран — «драконов» Азиатско-Тихоокеанского региона демонстрируют переход от жёсткой антимонопольной политики запретов и предписаний к более широко понимаемому антимонопольному регулированию.

Системы антимонопольного регулирования Китая, Японии и Кореи переживают очередной этап реформирования, призванного повысить конкурентоспособность экономик. Поправки в антимонопольном законодательстве направлены в Японии на регулирование слияний и поглощений, в Китае — на совершенствование принципов.


В России естественные монополии являются крупнейшими налогоплательщиками государства, а, значит, значительная доходная часть бюджета формируется ими. Естественные монополии обеспечивают национальную экономику необходимыми благами и услугами при минимальных издержках. Несмотря на определённые негативные моменты, государство не может отказаться от естественных монополий, единственный выход лишь сократить их влияния определёнными секторами, выделив возможные рыночные.

Государственное регулирование естественных монополий может и должно выполнять функцию силы удержания экономики в равновесном состоянии системой, адекватной конкурентной политике, направленной не на разрушение монополий, а на ограничение их стремлений к самоуничтожению путем уничтожения других участников рыночных отношений, способствуя развитию предпринимательской деятельности.

Список литературы

Абросимова О.Ю., Шмырова Н.В. Государственное регулирование естественных монополий в России // Российское предпринимательство. 2012. № 5. С. 4-10.

Антимонопольная политика Германии и Японии. Сайт Truport. [Электронный ресурс]. — URL: http://truport.ru/foo_page2/antiinfregzioo_8.html

Ахметшин И.И., Искужина Г.Р.Основные проблемы регулирования естественных монополий // Экономика и социум. 2014. № 4-1 (13). С. 517-520.

Бахаева А.В. Злоупотребления доминирующим положением в антимонопольном законодательстве Европейского сообщества // Вопросы российского и международного права. 2012. № 2. С. 122-131.

Битва за конкуренцию/ Под ред. И.Ю. Артемьева. - М.: ООО «ТМ Менеджмент», 2009. – С. 43.

Блудов А.М. Роль и место антимонопольного регулирования в совершенствовании единой системы мер по развитию предпринимательства // Вестник ТГУ. – 2013. - № 9. – С. 58.

Борзило Е.Ю. Новые методы ведения торговли в антимонопольном законодательстве Европейского Союза // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. № 4. С. 606-609.

Буханцов С.А., Михненко Е.В. Естественные монополии и способы ее регулирования // В сборнике: Региональная модель развития: детерминанты экономики и маркетинга. Сборник научных трудов студентов по материалам I Международной студенческой научно-практической конференции: материалы и доклады. ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет». Ставрополь, 2015. С. 23-28.

Гарасим Ю.И. Государственная политика борьбы с недобросовестной конкуренцией: антидемпинговая и антимонопольная политика // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2012. № 12 (22). С. 55-58.