Файл: Современное состояние мировой индустрии спорта (Основные участники спортивной индустрии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все эти предприятия можно классифицировать следующим образом:

  • предприятия, производящие спортивную одежду, обувь, спортивные снаряды, тренажеры и т.п. (сфера материального производства). Компании такого рода деятельности развиваются в рамках спортивной индустрии наиболее динамично ввиду появления массового спроса на спортивные товары во всем мире;
  • предприятия, предоставляющие услуги по организации и проведению спортивных соревнований, — стадионы, бассейны, спорткомплексы, туристические и спортивные базы, тренажерные залы, атлетические и шейпинг-клубы и др.

Иногда большие видеоэкраны устанавливают для болельщиков прямо на открытых площадях. Однако такая практика имеет свои изъяны, так как провоцирует уличные беспорядки. Так случилось, например, в Москве в 2002 г. при трансляции футбольного матча Чемпионата мира Япония-Россия, когда проигрыш российской сборной закончился массовыми погромами, поджогами машин и бесчинствами болельщиков.

Сюда же можно отнести фирмы по организации и проведению соревнований (фирмы, организующие проживание и питание спортсменов, экскурсии, нанимающие технический персонал, охрану и т.д.); компании, работающие в информационном и шоу-бизнесе; компании, предоставляющие спортсменам и тренерам услуги по страхованию от травм и коммерческих рисков, а также осуществляющие их медицинское страхование; • фирмы, предоставляющие букмекерские услуги, и фирмы -организаторы спортивных лотерей.

Как следует из представленной выше классификации, предприятия - производители отрасли физической культуры и спорта поставляют на рынки свою продукцию как в виде товаров, так и в виде услуг, связанных с укреплением здоровья, развлечениями и досугом. При этом услуги можно охарактеризовать как особую форму предоставляемых благ.

Вся совокупность предприятий, функционирующих в сфере физической культуры и спорта, обслуживает потребности профессионального спорта и обширную область досуга, т.е. того времени, которое остается у людей после исполнения трудовых обязанностей.

Однако на этом поприще предприятия сферы физкультуры и спорта вступают в конкуренцию с другими видами предпринимательской и социокультурной деятельности — ресторанным бизнесом, шопингом, выставками, кино, театрами, музеями, печатными СМИ, телевидением, радио, Интернетом. Все эти направления обслуживаются собственными производителями и инфраструктурой, поэтому следует учитывать то обстоятельство, что физическая культура и спорт находятся в постоянном противоборстве с производителями прочих товаров и услуг, в числе которых такие мощные структуры, как изготовители пива, алкогольных напитков, туроператоры, торговля.


На рынках досуга все участники борются за потребителя как по линии прямой конкуренции, так и по линии товаров-субститутов. Здесь идет повседневная напряженная борьба за покупателя, за его деньги и внимание. Естественно, в таком противостоянии сфере физкультуры и спорта приходится весьма непросто отстаивать свои позиции. Рассмотрим основные виды рынков, на которых производители физкультурно-спортивных товаров и услуг вступают в конкурентные отношения с прочими товаропроизводителями.

Рынки досуга. Свое свободное от работы время люди заполняют различными способами, среди которых наиболее распространенными являются:

  • информационный досуг — чтение газет, журналов, просмотр телевизора, прослушивание радиопрограмм;
  • интеллектуальный — посещение театров, кинотеатров, концертов;
  • физкультурно-спортивный — занятия спортом;
  • развлекательный — посещение баров, дискотек, ресторанов, встречи с друзьями вне дома;
  • семейно ориентированный — занятия с детьми;

• посещение магазинов, поход за покупками.

Как видно из представленного перечня, физкультурно-спортивный досуг является лишь одним из видов свободного времяпрепровождения, который может занимать большее или меньшее место в жизни людей. Доля физкультурно-спортивного досуга не является статичной и постоянной величиной, а имеет тенденцию к количественному и качественному изменению. Как же изменилась структура физкультурно-спортивного досуга в свободном времени россиян за последние годы. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел соответствующие опросы в 1990, 2002, 2009 и 2016 гг.

Согласно проведенному опросу, доля и без того немногочисленной группы физкультурников 1990 г. — примерно пятой части опрошенных респондентов, кто занимался спортом хотя бы раз в неделю, к 2002 г. сократилась на 6%. Вместе с тем в 2002 г. 70% россиян отметили, что вообще никогда не занимаются спортом, тогда как в 1990 г. таких было 60%.

Подобные результаты проведенных опросов свидетельствуют как минимум о двух основных составляющих: с одной стороны, у многих людей в нашей стране сократилось время досуга, а с другой — возросла конкуренция со стороны таких способов проведения досуга, как просмотр теле- и видеопрограмм, посещение баров, дискотек и магазинов. Физкультурно-спортивная отрасль в последние годы отступает под напором производителей пива, сигарет, алкогольных напитков. Однако данная тенденция не носит необратимого характера и при надлежащем подходе к делу физическая культура и спорт могут значительно улучшить свои конкурентные позиции.


Рынки здоровья и красоты. Значение физической культуры и спорта для красоты и здоровья человека общепризнано. Однако в последние десятилетия представители конкурирующих отмелей все активнее заявляют о себе на рынках сохранения и восстановления здоровья, рынках красоты и физического совершенства. Речь идет в первую очередь о производителях медикаментозных средств - препаратов для снижения веса, средств класса «антиникотин», систем психологической кодировки от потребления алкоголя и прочих веществ и приемов.

Помимо этого, физической культуре и спорту ныне противостоит мощная индустрия «заменителей красоты» — пластическая хирургия, удаление жира, внедрение в тело имплантатов, наращивание мышечной массы с помощью анаболических стероидов и т.д. Конечно, конкуренция с физической культурой и спортом на данных рынках по преимуществу не прямая, а косвенная; предлагаемые средства могут быть использованы совместно с методами физической активности. И тем не менее конкурентные отношения в сфере красоты и здоровья весьма остры, а предлагаемые услуги-субституты имеют свои конкурентные преимущества.

Рывки зрелищно-массовых услуг. На них конкурируют различные виды сценического искусства, телевидение, кино, Интернет, цирковая деятельность, эстрада, спорт и туризм. Борьба за зрителя на этих рынках ведется весьма напряженная. Выигрывает в ней тот, кто в большей степени заинтересует зрителя, привлечет его внимание и интерес.

В полной мере осознавая этот факт, компании — производители зрелищно-массовых услуг используют в своей повседневной деятельности весь набор маркетинговых инструментов, проводят интенсивные рекламные мероприятия, повышают привлекательность и качество своих услуг

Все предприятия - производители спортивных товаров, услуг и информации осуществляют свою деятельность в рамках действия экономических законов - закона свободной конкуренции, закона спроса и предложения, закона личного интереса и некоторых других.

Действие закона свободной конкуренции заключается в том, что предприятия-производители, пытаясь максимизировать прибыль, постоянно соперничают между собой за более выгодные условия существования и функционирования. Конкурентные отношения заставляют производителей заботиться о качестве выпускаемой ими продукции, о конкурентоспособных ценах, надлежащей рекламе и многих других экономических показателях. Конкуренция в рыночных условиях позволяет: • выявить тех участников соперничества, которые оказались в выигрышном положении, кто смог добиться лучших по сравнению с другими результатов. Конкуренция в хозяйственной практике, так же как и в спорте, является необходимым критерием для выявления наилучших форм и способов достижения максимальных результатов, инструментом их отбора;


• оптимизировать решение какой-либо задачи, решить ее с наилучшими результатами при минимальных издержках;

• ориентировать участников соперничества на достижение максимальных результатов.

Как и в других сферах экономики, предприятия — производители спортивных товаров, услуг и информации осуществляют свою производственную, сбытовую и научно-исследовательскую деятельность на основе спроса и предложения на свою продукцию. Чем выше платежеспособный спрос потребителей на какую-либо продукцию, тем большее количество этой продукции предприятия стремятся поставить на рынок.

И наконец, как производители, так и потребители действуют на основе личного интереса, т.е. каждое лицо ищет блага, например, богатства, и избегает зла — например, излишних издержек, затрат сил или денег.

Действуя в совокупности, перечисленные экономические законы во многом определяют действия предприятий — производителей. В то же время весьма важными факторами, воздействующими на предпринимательскую деятельность производственного сектора, являются:

• экономическая обстановка, которая обусловливает поведение потребителей и производителей, определяет наличие вакантных рабочих мест и их количество, что в конечном счете предопределяет ставки заработной платы. Конъюнктура рынка определяет также наличие и доступность кредитных ресурсов и инвестиций, что оказывает существенное влияние на экономический рост и процент занятых в экономике. Если экономическая обстановка неблагоприятна для функционирования и развития спортивной индустрии, то это предопределит, с одной стороны, дороговизну спортивных товаров и услуг, а с другой – вызов за рубеж многих спортсменов и тренеров; политическая ситуация, непосредственно оказывающая влияние на экономическую обстановку. В определенной степени способы управления экономикой есть результат политических целей и задач находящегося у власти правительства. От политических приоритетов государственной власти зависит, какие ресурсы будут выделяться на развитие физической культуры и спорта в стране, будут ли создаваться благоприятные условия для развития предпринимательства в спорте, как и в каких формах будет осуществляться государственная поддержка спортивной индустрии;

  • правовая среда предопределяет условия функционирования экономики — регулирует права и обязанности предпринимателей по отношению к наемным работникам, регламентирует нормы по охране окружающей среды, труда и социальной защиты, профсоюзным организациям и т.д. Правовой режим гарантирует в той или иной степени права собственности и личности, свободу предпринимательства;
  • социальная среда формирует приоритеты в потребительском поведении, какие товары и профессии считаются престижными и перспективными, а какие нет. Нравственные и религиозные нормы, зависящие от социальной и культурной жизни общества, могут оказывать прямое влияние на образ жизни потребителя и соответственно на конъюнктуру рынка. Так, например, если в некоторых арабских странах женщинам предписывается скрывать лицо от посторонних, то это означает, что подавляющая часть этих женщин не имеет возможности заниматься физической культурой и спортом. Следовательно, этой категорией лиц не предъявляется спрос на спортивные товары и услуги;

• институциональная структура рынка также является мощным фактором формирования среды предпринимательства. В частности, от того, насколько развиты рыночные институты — такие, как страховые компании, коммерческие банки, инвестиционные и пенсионные фонды, агентства по рекламе и маркетингу трудоустройству ,учебные заведения, профсоюзные организации и иные структуры, зависят от его, уровень организации управления Выделенные факторы предпринимательской среды оказывают прямое и непосредственное влияние на предприятия, проводящие спортивные товары, услуга и информацию. От того, какими будут эти факторы, зависит, какой будет индустрия спорта в стране, насколько она будет развита и какие потребности обслуживать.

4. Спортсмены и тренеры

спортивный индустрия болельщик товар

Очевидно, что индустрия спорта совершенно немыслима без людей, занимающихся спортом, и специалистов, осуществляющих подготовку спортсменов. Эта категория участников составляет базис, основу для других субъектов спортивной индустрии и выступает, с одной стороны, как производитель спортивно-зрелищных и информационных мероприятий, с другой — как потребитель спортивных товаров и услуг. В то же время практически каждый современный профессиональный спортсмен или тренер является индивидуальным предпринимателем, т.е. осуществляет инициативную самостоятельную деятельность, связанную с коммерческим риском.

В настоящее время спортсмены, тренеры и арбитры обладают большой экономической свободой — они самостоятельно решают, какие контракты заключать, а от каких следует отказаться, в каких соревнованиях (коммерческих, благотворительных или официальных) им участвовать, где и как тренироваться. Кроме того, спортсмены и тренеры могут избрать для себя различные сферы приложения усилий — например, выступать в спортивных комментаторов и обозревателей (как это ныне блестяще делает заслуженный мастер спорта по футболу В. Маслаченко), работать по найму на государственные или частные коммерческие структуры, сосредоточиться на рекламе каких-либо товаров или фирм или же переключиться на промышленное предпринимательство, гостиничный или ресторанный бизнес.

Особенно актуален вопрос спортивного предпринимательства в современной России. В связи с происходящими в стране экономическими и социальными переменами коренные изменения произошли и в экономике спорта. За последнее десятилетие экономические отношения в спорте и спортивной индустрии претерпели радикальную трансформацию, изменились подходы и образ мышления у руководителей спортивных ведомств и клубов, спортсменов, тренеров, болельщиков. То, что раньше считалось зазорным и даже позорным (например, отъезд за рубеж наших ведущих хоккеистов и других спортсменов с целью выступления за иностранный спортклуб), теперь считается обычной практикой. Спортсмены ныне стремятся выступать за те клубы, где выше оплата их труда; участвовать в тех соревнованиях, где выше призовой фонд. Такая коммерциализация российского спорта вызывает различные суждения и мнения — как положительные, так и негативные. Бесспорно, данная тенденция - явление неоднозначное и многомерное, порождающее много споров и дискуссий. В связи с этим обстоятельством изучение процессов коммерциализации спорта является предметом пристального изучения. Спортсмены, тренеры, арбитры, спортивные клубы, лиги и федерации являются важнейшей составляющей спортивной индустрии, ее центральным элементом. Именно поэтому экономика спорта исследует все происходящие в данной среде изменения с повышенным вниманием. Специалистам в области экономики спорта важно знать многие количественные и качественные показатели, характеризующие уровень и тенденции развития физической культуры и спорта в стране. К таким показателям относятся: