Файл: Современное состояние мировой индустрии спорта (Основные участники спортивной индустрии).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
Введение
Экономические отношения в области физической культуры и спорта весьма сложны и многообразны. В этих отношениях участвуют множество организаций, спортивных и оздоровительных клубов, предприятий, спортсменов, тренеров, государственных служащих, болельщиков и людей, желающих улучшить свое здоровье и внешний вид. У всех этих лиц имеются свои собственные экономические интересы и свои цели, которые могут кардинальным образом отличаться друг от друга.
Для того чтобы ввести все эти сложные, подчас тесно взаимосвязанные экономические и социальные отношения в рамки научного исследования, требуется особый подход, который подразумевает проведение первичного анализа, осуществление классификации и упорядочения групп участников, явлений и процессов на спортивных рынках
Как же классифицировать такую сложную систему экономических взаимоотношений, которая существует в современном спорте? Какие принципы следует заложить в основу градации тех или иных категорий участников спортивных рынков? И что же такое спортивная индустрия мы рассмотрим в нашем реферате
1. Основные участники спортивной индустрии
На первом этапе можно выделить и обозначить всю совокупность участников экономических отношений в области спорта — все множество продавцов и покупателей спортивной продукции и услуг, поставщиков и потребителей спортивной информации, организаторов спортивно-зрелищных мероприятий и других операторов спортивных рынков молено назвать спортивной индустрией (от лат. industria — деятельность). Спортивная индустрия включает в себя:
- болельщиков (зрителей), являющихся потребителями спортивных товаров, услуг и информации;
- предприятия, производящие спортивные товары, услуги и информацию;
• спортсменов, тренеров, физкультурников, спортклубы, лиги и федерации, которые являются как производителями, так и потребителями спортивной продукции и информации. Тесно связано со спортивной индустрией и государство, которое, с одной стороны, является заинтересованным участником спортивной индустрии, с другой - выступает координатором и регулятором спортивно-экономических отношений
2. Болельщики
Зрителей, приходящих на стадионы, в спорткомплексы, в места проведения соревнований или же наблюдающих за состязаниями по телевидению (или слушающих спортивные репортажи по радио), называют болельщиками.
Болельщики существуют столько же лет, сколько сам спорт. За своих кумиров болели тысячи зрителей в Древнем Египте, где проходили соревнования боевых колесниц (около 4 тыс. лет до н.э.), тысячи болельщиков собирали древнегреческие олимпиады (700 лет до н.э.) и спортивные состязания в Древнем Риме. Во все времена болельщики могли часами сидеть под палящим солнцем или проливным дождем и внимательно следить за происходящими соревнованиями. При этом болельщики всегда весьма эмоционально реагировали на спортивные события — рукоплескали, кричали, радуясь успехам своего спортсмена или команды, критиковали неудачников, вступали в конфликты с болельщиками другой команды.
Такое эмоциональное поведение зрителей спортивных соревнований вызывало удивление людей непосвященных, которые стали называть их «болельщиками» — в том смысле, что они «болеют», переживают за своих кумиров. В Бразилии болельщиков называют торседос (т.е. веретено), так как они не могут усидеть на месте. В Чили болельщиков именуют инчес (от исп. «злобе»), а в Италии — тиффози (по названию тяжелой болезни — тифа, которая сопровождается горячкой и бредом, т.е. тем состоянием, которое можно наблюдать в среде болельщиков).
Потребность сопереживать в среде большинства болельщиков настолько сильна, что они готовы платить значительные суммы за возможность наблюдать те или иные спортивно-зрелищные мероприятия. Желание и возможность болельщиков платить деньги за спортивные соревнования и шоу качественно преобразует спорт; деньги болельщиков идут на формирование профессионального спорта и создают возможность для строительства спортивных сооружений. Кроме того, перемещаясь по разным странам и регионам за своей любимой командой, болельщики повышают спрос на железнодорожные, автомобильные и авиаперевозки, на гостиничные услуги, сувениры и т.п., поддерживая целую отрасль спортивной индустрии — спортивный туризм.
Масса болельщиков, как правило, неоднородна — одни фанатично любят свою команду, знают до мелочей биографии отдельных спортсменов и тренеров, ведут статистику выступлений команды, отлично знают историю ее создания и развития. Другие более сдержанны — любят не одну какую-либо команду или вид спорта, но сразу многие виды. Эти болельщики не являются постоянными зрителями и чаще приходят на соревнования в тот период, когда команда показывает хорошие спортивные результаты.
Третья категория болельщиков — разовые или случайные болельщики, которые попадают на стадионы или в спорткомплексы случайно, в компании друзей или родственников. Для этой категории болельщиков первое посещение спортивных соревнований может оказаться ключевым моментом: они или приобщаются к спорту и его атмосфере (при первом благоприятном впечатлении), или отвергают его (при негативном восприятии).
С экономической точки зрения, болельщики представляют огромный интерес для производителей самых разнообразных товаров и услуг; так же - многие из них наблюдают за соревнованиями по открытому и кабельному телевидению, радио, потребляют спортивные услуги и информацию через мобильные телефоны и Интернет, а также посредством печатных СМИ.
Удовлетворяя потребности болельщиков в части предоставления спортивной информации и зрелищ, компании-производители параллельно решают и собственные экономические задачи по получению прибыли от рекламодателей. Вставляя в спортивные трансляции рекламные ролики и сообщения, электронные и печатные СМИ получают от рекламодателей соответствующую оплату, которая является финансовой основой их эффективного функционирования.
Любовь к спорту подвигает состоятельных болельщиков выступать в роли меценатов и спонсоров, которые помогают отдельным спортсменам или командам денежными средствами или иными формами поддержки. В последние годы получила достаточно широкое распространение практика покупки болельщиками-предпринимателями или политиками крупных и крупнейших спортивных клубов и команд. Так, владельцем итальянского футбольного клуба «Милан» является С. Берлускони, «Интера» - М. Моратти, лондонский «Челси» приобрел Р. Абрамович, московский клуб «Торпедо» принадлежит В. Алешину.
Спортивные пристрастия не только отдельных лиц, но и целых корпораций также весьма важны для спорта. В этом случае болельщики из таких компаний способствуют финансированию различных профессиональных команд и спортивных коллективов. Среди них можно назвать хоккейные клубы «Северсталь» (спонсор - одноименная металлургическая компания), липецкий «Металлург» (Новолипецкий металлургический комбинат), тольяттинскую «Ладу» (АвтоВАЗ) и многие другие.
Большое влияние оказывают болельщики при заключении пари на исход соревнований (в букмекерском бизнесе), в спортивных тотализаторах и лотереях. Знание соперников и спортивный азарт, чувство сопричастности, симпатии и сопереживания служат стимулом для участия болельщиков в собственном соревновании — противостоянии прогнозов на исход тех или иных спортивных событий.
Желание болельщиков предсказывать итоги спортивных соревнований и турниров, а также делать денежные ставки и строить свои прогнозы используется системой разветвленного бизнеса, в рамках которого обращаются много миллиардные суммы. В свою очередь ресурсы букмекерского и спортивно-лотерейного бизнеса открывают возможности дополнительного финансирования физической культуры и спорта из данного источника. Таким образом, спортивные болельщики косвенно участвуют (через перераспределительную систему налогов и отчислений) в финансовой поддержке спорта, его развитии.
Знать структуру и состав своих болельщиков крайне важно для отдельных спортсменов, спортивных команд и клубов, так как от этого знания и умения им воспользоваться зависит материальное благополучие спортсменов, тренеров и обслуживающего их персонала. При этом весьма важны самые разнообразные сведения: пол, возраст, социальное и материальное положение, образование. Желательно также знать, каково соотношение регулярных, нерегулярных и разовых болельщиков. Если такие сведения имеются, то спортивные менеджеры могут прогнозировать, как изменится численность болельщиков команды (а следовательно, и доходы) в случае ее успеха или неудач. Очевидно, что информация о численности и платежеспособности болельщиков крайне важна для администрации стадионов, спорткомплексов и спортсооружений, а также для торговых и транспортных предприятий, обслуживающих те или иные районы или маршруты. Таким образом, болельщики в экономике спорта являются важнейшим объектом исследования.
Под эгидой спорта как объединяющей идеей формируются большие группы людей из разных стран и регионов, болеющих за одну команду, спортсмена или вид спорта. Спорт дает болельщикам зрелище, развлечение, создает возможности для общения и самовыражения. Болельщики образуют широкую социальную группу со своей особой культурой, фольклором, привычками и обычаями. По одному только внешнему виду современных болельщиков можно определить, за кого они боле-т - об этом говорят цвета их одежды, шарфы, головные уборы раскраска лиц.
Индивидуализируют принадлежность к определенной группе болельщиков и специально сочиненные девизы, лозунги, песни кричалки. Объединенные единым порывом, тысячи людей на трибунах образуют «волну», выражают свои эмоции криком, с помощью специальных труб, трещоток, ударных инструментов.
Приобщение к среде фанов-болельщиков иногда носит характер посвящения, с особым культом и ритуалами. По своему психологическому и социокультурному воздействию подобное приобщение сравнимо с религиозными чувствами и культами поклонения.
Аналогию с религиозными обрядами можно проиллюстрировать появлением «церкви регби» во Франции, которую сами французы и туристы именуют Нотр Дам де Регби (название созвучно Собору Парижской богоматери — Нотр Дам де Пари). В этой «спортивной церкви» вместо икон с изображениями святых представлены футболки регбистов, погибших во время соревнований. Сюда приходят помолиться за успехи своей команды болельщики: они совершают все положенные при религиозных службах ритуалы.
Проявление такого особого отношения к спорту и спортивным событиям формирует целые социокультурные контингента со своим особым поведением, ценностями и потребностями.
На потребности болельщиков живо откликаются производители спортивных товаров и услуг, спортивной символики и атрибутики. В соответствии с новейшими веяниями спортивной моды на рынок поставляются десятки тысяч клубных футболок и иной спортивной экипировки для болельщиков, издаются специальные книги и справочники, газеты и журналы. Запросы и вкусы болельщиков удовлетворяют спортивные радиостанции, телевизионные каналы, интернет-ресурсы, фан-клубы.
В последние годы помимо специальных магазинов спортивной атрибутики и литературы стали формироваться новые экономические инструменты для болельщиков. Организаторами различных форм бизнеса было подмечено, что болельщики любят коллективные просмотры спортивных событий даже вне стадионов и спорткомплексов, поэтому во многих городах России и за рубежом стала формироваться сеть специализированных видео-кафе и интернет-кафе для болельщиков с большими экранами для прямой трансляции соревнований. Здесь же продаются напитки, еда, можно пообщаться с товарищами по клубным интересам, заключить пари на исход состязания, купить сувениры, получить дополнительные сведения из интернет-источников. Рассматривая болельщиков как предъявителей спроса в спортивной индустрии, мы логически выходим на механизмы рынка, которые соответствующим образом реагируют на возникающие потребности и отвечают на них соответствующим предложением. Их деятельность рассмотрим в следующем разделе.
3. Предприятия-производители спортивных товаров, услуг и информации
Если спортивные болельщики представляют сторону потребителей, предъявителей спроса, то сторону производителей, осуществляющих предложение на спортивных рынках, представляют предприятия, выпускающие спортивную одежду, обувь, тренажеры, инвентарь (т.е. материальную продукцию), а также нематериальные товары — услуги и информацию.