Файл: Общение как взаимодействие (ОБЩЕНИЕ КАК СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 4
В этом широком контексте педагогическое общение мы определяем как такое общение преподавателя со студентами в процессе обучения, которое создает, наилучшие условия для развития их мотивации и творческого характера предметной, методологической и профессиональной деятельности, для профессионального формирования личности студента, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат для профессиональной подготовки студентов в вузе (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера»), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в студенческом коллективе и позволяет максимально использовать в учебном, процессе личностные особенности преподавателя. Кроме того, педагогическое общение как тип учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития профессиональной компетенции личности студентов в рамках подготовки их в вузе.
Современные технологии обучения ориентированы на диалоговое обучение, в каких бы формах они не осуществлялись. Такое обучение требует методически целесообразного взаимодействия, сотрудничества. Эти формы взаимодействия развиваются в логике перестройки уровней саморегуляции от максимальной помощи преподавателя студентам в решении учебных задач к последовательному нарастанию их собственной активности вплоть до полностью саморегулируемых предметных действий и появления позиции партнерства с преподавателем.
Диалоговые технологии представляют собой форму организации и метод обучения, основанные на диалоговом мышлении во взаимодействующих дидактических системах субъект-субъектного уровня, каковой, например, является система развивающего обучения. Смысл и назначение таких технологий обучения состоит в том, чтобы сформировать сознательное отношение к способам учебной деятельности. В этой связи учебная деятельность студентов организуется в соответствии с общественной природой любой человеческой деятельности как совместная деятельность, сотрудничество.
ГЛАВА 3. ОБЩЕНИЕ КАК ФОРМА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПЕРЕГОВОРНОМ ПРОЦЕССЕ
Переговорный процесс представляет собой многоплановое и полиморфное взаимодействие. Взаимодействие как проблема приобретает особые, принципиально новые характеристики в связи со спецификой взаимодействующих сил, когда носителем таких сил выступает участник переговоров как активно действующий, целеполагающий, проектирующий свои действия субъект. Именно этот момент является определяющим в построении и характеристике всех уровней, форм, типов межличностного взаимодействия как формы переговорного процесса.
Межличностное взаимодействие создает новые возможности для психологического изучения и развития диалогического общения в целях его эффективного применения в переговорах, включая переговорный процесс, в котором наглядно представлены особенности диалогического взаимодействия.
В психологии оно может быть рассмотрено с позиций различных теорий коммуникации, начиная с ее истоков, то есть с кодовой модели Шэннона и Вивера. В соответствии с этой моделью диалогическое взаимодействие есть как последовательное кодирование и декодирование информации. Такой информационный процесс выполняет свойственные ему функции, включая регуляцию с помощью производимых эффектов, циклическую кумуляцию с дополнением нового к уже известному и дидактическую кумуляцию с образованием интегративных знаний у участников обмена информацией [1].
Более сложная структура диалогического взаимодействия может быть построена на основе теории компонентной модели коммуникации Р. Якобсона. Исследованные компоненты включают отправителя, адресата, сигналы, контекст, код и контакт. Данная структура компонентов выполняет экспрессивную (эмотивную), конативную, фактическую, металингвистическую, денотативную и поэтическую функцию, которые влияют на взаимодействие участников диалога в переговорах.
Еще более детально диалогическое взаимодействие представлено в модели коммуникации Д. Берло, где объектом диалогического общения становятся коммуникативные способности участников переговоров, их смысловые установки, имеющиеся знания и, что особенно важно, принадлежность к определенной социокультурной среде. Это создавало предпосылки для более конкретных исследований диалогового взаимодействия с позиций говорения как вида речевой деятельности [2].
В модели «говорения» Д. Хаймса рассматриваются следующие элементы диалогического взаимодействия в форме говорения: ситуация, участники, цели, акты коммуникации, тональность, инструментальность (каналы), нормы и жанры речевого общения. К этому можно также добавить дискурсивные стратегии, которые могут стать отдельным объектом рефлексии и содержанием рефлексивно-диалогического взаимодействия. Рассмотренные элементы существенно характеризуют коммуникативный процесс, однако они нуждаются в дополнении и уточнении за счет признаков «качественной» коммуникации [3].
Иной взгляд на содержание диалогического взаимодействия раскрывается в работах Кеннета
Доджа, где делается акцент на обработке информации в процессе социального познания, то есть в диалоге. Его модель включает рефлексию проблемных задач, неосознанные цели и установки, социальную информацию, коммуникативное поведение и его оценку участниками. Подобный угол зрения способствует более глубокому пониманию диалогического взаимодействия как социально-когнитивного процесса.
Идея диалогического взаимодействия становится еще более завершенной с учетом разработки диалоговых концепций общения и появления понятия «интерсубъективности» (Р. Ромметвейт), то есть особой социально-психологической структуры, возникающей в результате взаимодействия. В современной психологической науке существуют различные диалоговые модели, в которых диалог рассматривается как процесс совместного решения его участниками коммуникативных задач.
Соответственно индивидуальное коммуникативное поведение невозможно определить безотносительно к ситуации взаимодействия в целом. Важной целью коммуникации выступает достижение интерсубъективности [4].
Согласно Р. Ромметвейту, интерсубъективность как структура взаимодействия не имплицирована в том знании, с которым участники вступают в общение и не закодирована эксплицитно в языке. Для каждой ситуации взаимодействия взаимное понимание должно конструироваться заново [4].
Концепция интерсубъективности переводит рефлексивно-диалогическое взаимодействие в личностный план, что получило отражение в работах Д. Анзье и Ж. Мартэна. Авторы показывают, что участники диалога характеризуются личной историей, мотивационной системой, аффективным репертуаром, культурно-интеллектуальным уровнем, социальным статусом и социально-психологическими ролями.
Личностный аспект диалогического взаимодействия логично переводит анализ этого явления в деятельностный план (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина). В соответствии с этим подходом данное взаимодействие направлено на диалог как на систему целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие участников в коллективной деятельности.
Диалогическое общение может быть рассмотрено как личностно-развивающее взаимодействие в переговорном процессе. Для этого, в соответствии с гуманистическим учением К.Роджерса, важно соблюдать три основных условия:
1. Естественность, открытость и спонтанность в выражении субъективных чувств и суждений, пронизывающих каждый момент диалогического взаимодействия.
2. Безусловно, позитивное отношение к партнерам по рефлексивно-диалогическому взаимодействию на условиях взаимного равенства и уважения.
3. Проявление эмпатии, тонкое и адекватное сопереживание, обмен мыслями и укрепление межличностных контактов между участниками переговорного процесса.
Названные условия можно свести к основным положениям гуманистически ориентированного переговорного процесса, включающим бесконфликтность, безоценочность и эмпатию в диалогических отношениях.
Вместе с тем важной стороной диалога является воздействие собеседников друг на друга. Это объясняется тем, что диалогическое общение создает реальные условия для взаимообусловленного развития мысли и достижения единой цели. При этом даже противопоставление мнений осуществляется в условиях достигнутой участниками диалога конгруэнтности и разделяемой ответственности за получаемый результат. Возникает ситуация, когда общение «для меня» становится общением «для нас». Также как свободное развитие является источником и условием развития личности, свободное диалогическое взаимодействие является условием его совершенствования и сближения позиций участников переговоров.
Противоречие между свободным самовыражением в диалогическом взаимодействии и применением силы в виде давления на противоположную сторону во многом обостряется благодаря тому, что столкновение интересов рассматривается как всеобщий принцип взаимоотношений между людьми (З.Фрейд) с характерным противопоставлением позиций и вербальной агрессивностью. Однако в диалогическом взаимодействии создаются особые условия для не просто совместного движения к единой цели, но формирования и корректировки самого процесса целеобразования. Подобный процесс единения в переговорах и достижении цели возможен, даже если участники диалога ориентированы на индивидуальные, лично переживаемые ценности. Каждая сторона сохраняет собственные ценности и идеалы, но при этом не борется за их утверждение, доминирование или распространение. В центре взаимного внимания остаются цели диалогического взаимодействия. Участники переговорного процесса способствуют обоюдному раскрепощению и раскрытию, что в ряде случаев называется «двойной эффект» диалога, когда достижение цели взаимодействия одновременно способствует достижению целей переговорного процесса.
Глава 4. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Исследования в области философии, социологии, психологии и педагогики доказывают, что общение и деятельность являются взаимосвязанными самостоятельными сторонами профессиональной деятельности специалиста. Вне общения невозможны отношения между людьми, в том числе и деловые, создание благоприятного микроклимата в коллективе, успешная, продуктивная, результативная профессиональная деятельность.
В работах В.И. Венедиктовой, А.С. Ковальчук, Ф.А. Кузина, А.А. Петренко, Н.В. Самоукиной [1-5] обосновано, что деловое общение предоставляет широкие возможности для реализации профессиональных компетенций специалиста. Однако они могут быть полноценно использованы только в случае высокого уровня владения умениями делового общения и учета психолого-педагогических условий их реализации специалистами. Высокий уровень владения умениями делового общения определяется как условие успешной деятельности и жизни человека в обществе и профессии.
Наиболее значимым является выбор целесообразного стиля делового общения с коллегами и четкое планирование процесса его протекания. Практика показывает, что в современной профессиональной деятельности используются в основном три стиля общения. Уступая свои позиции, все еще достаточно широко используются элементы авторитарного стиля общения, который характеризуется единоличным управлением ситуацией общения с помощью указаний, инструкций, выговоров, навязывания своего мнения, решений, пресечения всякой инициативы партнеров. На смену приходит демократический стиль общения, который осуществляется посредством равноправного участия партнеров через сопоставление их мнений. Он отличается коллегиальностью решений. В рамках этого стиля звучат советы, просьбы, рекомендации. Активное участие в общении в этом стиле укрепляет уверенность каждого в себе, развивает самоуправление. Либеральный стиль профессионального общения менее всего эффективен, но достаточно широко используется. Данный стиль предполагает излишнюю терпимость, снисходительность, вредное попустительство между участниками профессионального общения. Более эффективно в современных условиях профессиональное деловое общение на основе заинтересованности в высоких ее результатах, увлеченности совместной творческой деятельностью, дружеского расположения. Несомненно, оно отличается всеми признаками демократического стиля, но допускает, в случае необходимости, некоторые элементы авторитарного.
Процесс делового общения имеет свои особенности. Осуществляя деловое общение, следует понимать его не только как процесс обмена информацией, но и как пространственное поле повышения компетентности специалиста. В условиях искренних человеческих отношений, в которых ярко проявляются личности его участников, происходит совершенствование профессиональных компетенций, личностное развитие, формирование недостающих умений и навыков. Деловое общение обеспечивает возможность познания людей, организации высокоэффективной деятельности, формирования коллектива. Доброжелательные отношения в ходе делового общения обеспечат возможность снимать отрицательные эмоции, вызывать радость постижения нового, жажду совместной деятельности, налаживания и корректировки деловых взаимоотношений. В качестве условия успешности делового общения следует выделить чувство тактичности. Оно позволяет устанавливать продуктивный стиль общения, определять меру целесообразного воздействия, избегать крайностей в общении с окружающими.