Файл: Общение как взаимодействие (ОБЩЕНИЕ КАК СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 4
Создание благоприятных социально- психологических условий для поиска решения деловых проблем возможно на основе объективных норм, инструкций, юридических законов или принятых договоренностей. Деловое общение эффективно в условиях жесткого подхода к рассмотрению существа дела всеми участниками и мягкого подхода к отношениям между ними. Таким образом, возможно достижение трех результатов: разумное соглашение между сотрудниками в процессе деятельности, сокращение времени и улучшение или сохранение доброжелательных искренних отношений.
Положительное впечатление от стиля и манеры, с которыми специалист держится за столом переговоров, возникает тогда, когда он ведет себя спокойно, свободно и естественно. Особенно негативно воспринимаются за столом переговоров неуверенность, скованность или, наоборот, излишняя развязность, веселость и непризнание правил. Выигрывает тот, кто держится спокойно, наблюдает за манерами других людей, полагаясь при этом на свою интуицию, чувство такта и внутреннего достоинства.
Деловая сфера предъявляет определенные требования к специалистам относительно их одежды, поведения и манеры держаться. В организациях и учреждениях общепринятым является строгий, сдержанный, деловой стиль. Мужчины предпочитают темные костюмы умеренного покроя из дорогих тканей, белую рубашку, модный, строгий галстук, солидный дипломат, фирменную обувь, красивую ручку, кожаную папку для бумаг, солидную оправу для очков. Женщины в организациях и учреждениях тоже придерживаются строгого стиля в границах общепринятых правил, однако в их одежде ярче проявляется индивидуальность. Допустимы сдержанные украшения и косметика. Серьезное внимание следует уделить деловому и в то же время элегантному костюму и соответствующей обуви, при том, что сегодняшний специалист в большинстве своем недооценивает эти требования.
В солидных организациях больше всего ценятся чувство собственного достоинства, деловитость, собранность, умение контролировать собственные эмоции. Общаются в профессиональной деятельности в сдержанной манере, профессионально и информативно. В целом, по тому, как поддерживают взаимоотношения, одеты и ведут себя специалисты, можно судить об их интеллектуальных и профессиональных качествах, а также, что очень важно, о статусе учреждения, в котором они работают. Правила делового этикета регламентируют поведение специалистов во время организации презентаций, деловых встреч и переговоров с партнерами, в повседневной совместной деятельности.
Опыт показывает, что многие выпускники высших учебных заведений, затрудняются в реализации личной профессиональной компетентности, что растягивает во времени процесс их адаптации в профессии, часто вызывает необходимость смены места работы, а иногда и вида деятельности. Вероятностной причиной является недостаточный уровень владения умениями делового общения, как значимого компонента профессиональной деятельности. В целях вооружения будущих специалистов необходимой базой в ТГУ им. Г.Р. Державина практикуется чтение курса «Психология и педагогика профессиональной деятельности», содержание которого выстроено в логике: научись полноценно общаться, усвой правила делового общения, научись моделировать формы делового общения, познай себя и других, реализуй себя в профессиональном коллективе и профессии. Ключевыми проблемами курса являются: «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности», «Деловое общение как компонент профессиональной деятельности», «Формирование умений делового общения».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В самом общем виде общение в психологии определяют как процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т.д. Поэтому категория «общение» наряду с понятиями «личность», «сознание», «деятельность» является не только в психологии, но и в педагогике основополагающей.
В отечественной психологии принят тезис о единстве общения и деятельности, вытекающий из понимания общения как реальности человеческих отношений. В соответствии с этим тезисом любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей.
Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент. В то же время сама деятельность представляется в качестве условия и основания общения. Наконец, общение трактуется как особый вид деятельности – коммуникативная деятельность, которая выступает самостоятельно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Баландина Н.А. Дискурс переговоров в англоязычной деловой коммуникации: дис.… канд. филол. наук. Волгоград, 2014. 192 с.
- Коваль М.В., Коваль Н.А. Переговорный процесс: диалог, рефлексия, взаимодействие. Тамбов: Издательство ТГУ, 2009. 203 с.
- Перевозова О.В. Экономика и образование: тест на совместимость / Новейшие достижения в науке и образовании: отечественный и зарубежный опыт: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2015. С. 109 – 111.
- Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. Ростов-на-Дону, 2016.
- Старцев М.В. Категория «взаимодействие» в философской, социологической, психологической и педагогической литературе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2017. № 1(11). С. 49-61.
- Мартин Дж. Язык делового общения [Пер. с англ. Ю.Гольдберг]. М.: ЭКСМО - Пресс, 2011. 271 с.
- Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие.3-е изд. Спб.: ИВЭСЭП. Знание, 2015. 495 с.
- Рисинзон С.А. Общее и этнокультурное в русском и английском речевом этикете: автореферат дис.... док. филол. наук. Саратов, 2011. 56 c.
- Сапожникова Е.Э. Сопоставительный анализ национально-культурных особенностей языка делового общения: дис.…канд. филол. наук. М., 2014. 220 с.
- Чеховских М.И. Психология делового общения: учебное пособие. М.: Новое знание, 2016. 253 с.
- Петров, А.В. Диалоговые задачи как средства формирования методологических знаний студентов / А.В. Петров, Г.В. Алмадакова; под ред А.В. Петрова: учебно-методическое пособие. – Горно-Алтайск: РМНКО, 2015.