Файл: Общение как взаимодействие (ОБЩЕНИЕ КАК СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 4
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы общения интересовали исследователей различных научных областей практически всегда. На современном этапе этот интерес увеличился в связи исследованиями социального взаимодействия в условиях системных изменений социума.
Общение и межличностное взаимодействие в современных условиях оказываются под влиянием взаимодействия разных ментальных, языковых и ценностных картин мира, культурных установок, способов познания и самопознания. В процессе общения и межличностного взаимодействия участники все чаще оказываются в ситуациях межкультурного общения с носителями разных систем ценностей. Особенно ярко это проявляется в деловом общении, когда столкновение деловых интересов накладывается на проявления межкультурных различий.
Целью работы – изучить общение как взаимодействие.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть общение как сущностная характеристика социального взаимодействия;
- Изучить функции, виды и типы общения;
- Охарактеризовать общение как форму межличностного взаимодействия в переговорном процессе;
- Рассмотреть деловое общение как условие успешного взаимодействия в профессиональной деятельности.
ГЛАВА 1. ОБЩЕНИЕ КАК СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Общение определялось как взаимодействие двух и более людей, заключающееся в обмене познавательной, эмоционально-оценочной информацией. Общение включается в практическое взаимодействие – учение, труд и т.д. обеспечивая его планирование, реализацию и контроль. В конце 60-х г. на стыке педагогической и социальной психологии появилось понятие «педагогическое общение».
В начале 80-хг. А.А. Бодалев [1] и В.Я.Ляудис [1] отмечали, что проблема педагогического общения является новой областью знания, открывающей «более широкие перспективы понимания путей становления личности и возможностей управления ее формированием по сравнению с теми перспективами, которыми мы располагаем до сегодняшнего дня». В 70-х г. Стали появляться педагогические исследования различных сторон общения.
В 80-е г. появляются работы, показывающие отход от односторонности «воздейственной» педагогики, трактовка учебно-воспитательного процесса как «взаимодействия субъектов и объектов воспитания».
В научных исследованиях имеются многогранные аспекты рассмотрения категории общения. Традиционной является трактовка категории общения как фактора человеческой жизнедеятельности или той силы, которая оказывает на последнюю, постоянное и значительное влияние.
В качестве фактора общение, по мнению Б.Д. Парыгина, выступает и в том случае, когда оно оказывается нашей собственной потребностью, мотивом нашего поведения и деятельности, целью и смыслом наших отношений с другими людьми. В таком случае этот фактор приобретает специфическую для нас значимость и значение личностной ценности и предполагает его аксиологическое рассмотрение и исследование. [2, 11]
Общение также выступает как источник познания и понимания других людей, в этом случае речь идет о познавательной ценности и гносеологических аспектах общения.
Общение формирует межличностные и деловые отношения между людьми, в том числе и систему социальных отношений, социального взаимодействия.
Значимость общения определяется в научных исследованиях с позиций рассмотрения места, которое оно занимает в жизни человека, в образовательном социуме, образовательном пространстве России и других стран независимых государств.
Значимость общения реализуется через потенциал психологической готовности к полноте и глубине нашего восприятия, понимания партнера и адекватности реагирования на его действия.
Общение является способом проявления человеческой сущности. Человек является носителем общественных (деловых, личностных) связей и отношений с миром других людей, в который он оказывается включенным в процессе своей повседневной деятельности.
Общение в научных исследованиях рассматривается и как фактор становления человека. Б.Д. Парыгин по этому поводу пишет: «Основная закономерность, определяющая природу и место индивида в обществе, состоит в том, что он является продуктом специфически человеческих форм деятельности, прежде всего труда и социального общения» [2, 16-17] Общение является предпосылкой развития психической деятельности – сознания и языка.
По мнению А.В.Мудрика [2, 55] общение это «процесс взаимного обмена мыслями и эмоциями между людьми, иначе говоря, обмен информацией при их непосредственном межличностном или групповом контакте. Обособление – это внутреннее выделение себя личностью из общности, к которой принадлежит личность, вследствие достижения определенного уровня самосознания». Развитие личности, с одной стороны, - это уподобление себя в чем-то другим людям в результате общения, а с другой – отличия себя от других личностей в результате процесса обособления. Общение и обособление протекают в тесном единстве между собой, ибо без каждого из них, очевидно, немыслимо развитие общества и личности. Сущность же этих процессов противоположна. Протекание процессов общения и обособления идет в постоянной смене одного другим, в борьбе одного с другим. Момент обособления, становясь на определенном этапе доминирующим, протекает на фоне и в тесном единстве с процессом общения личности в обществе, поскольку вне этого процесса личность не может принадлежать обществу. Отсюда следует вывод о том, что в отдельные периоды онтогенеза преобладает обособление, общий доминирующий характер общения в процессе развития личности несомненен.
Находясь в различных общностях, человек выступает в них и как субъект. И как объект общения. То есть в процессе общения он испытывает на себе влияние окружающих и, в свою очередь, оказывает определенное воздействие на них в процессе коммуникативного взаимодействия. Наличие обратной связи делает коммуникации основой общения. В этом случае каждый индивид, вступающий в общение, не только посылает определенные сигналы. Получение информации – непосредственное условие успешности подобного взаимодействия, ибо в ней заложены сведения о других участниках взаимодействия, которые позволяют индивиду не только корректировать себя, но и обогащаться новым пониманием и видением различных сторон тех, с кем он взаимодействует. Вот почему важно сохранение единого языкового пространства России и других стран СНГ для эффективного социального взаимодействия. Общение рассматривается и как обмен духовными ценностями, который происходит в форме диалога в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Так Х.Й Лийметс подчеркивает, что в процессе общения между субъектами происходит обмен ценностями. «Обмен ценностями и можно назвать общением. Он составляет содержательную сторону социального контакта. Людей объединяют общие ценности, а не только возможность обмениваться информацией. Под ценностями, Х.Й Лийметс понимает «такие духовные и эмоциональные содержания… которые удовлетворяют или содействуют удовлетворению их потребностей.». Общение рассматривается как самостоятельная сфера жизнедеятельности, оно пронизывает все остальные сферы, выполняет роль, которую оно играет в процессе становления и жизнедеятельности личности.
В общении, по мнению А.В.Мудрика, могут проявляться интересы и, встречая понимание со стороны, интересы могут укрепляться, это может происходить как на государственном и межгосударственном уровнях, так и межличностном. Обогащая друг друга различными сведениями в процессе общения, может быть дан дополнительный стимул для возникновения интереса в той сфере, которая раньше не привлекала внимания. И наоборот, общение может разрушать, уродовать гасить уже имеющиеся интересы и склонности. В общении могут формироваться социально неприемлемые, даже социально опасные интересы, существенно влияющие на характер социального взаимодействия. В процессе различных видов деятельности, во время общения личность получает разнообразные знания, как о предметном мире, так и о мире идей и отношений, потому исключить доминирующей роли общения при формировании культуры отношений между странами независимых государств невозможно.
При отсутствии дружеского общения не возникает общности, присущая в принципе всем людям потребность в эмоциональном контакте не находит своей реализации. Социальная природа человеческой потребности в общении коренится в необходимости совместной трудовой, познавательной, общественной и всякой иной деятельности. Только совместная, групповая деятельность человека с человеком характеризует его общественную природу, являясь вместе с тем и фактором существования людей.
Любое общение происходит в форме диалога. Понятие диалога охватывает практически все случаи речевой деятельности, является средством выражения логической цепи взаимосвязанных по содержанию сочетаний мыслей-суждений. В диалоге как сложном речевом комплексе, в состав которого могут входить цепи переплетающихся и параллельных реплик, можно выделить внутренний диалог и внешний диалог. Справедливо отмечает Ральф Эмерсон, рассуждая об общении: «Каждый человек, которого я встречаю в каком - то отношении превосходит меня и в этом смысле я могу у него поучиться», тоже самое можно сказать и о взаимодействии между странами независимых государств.
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ТИПЫ ОБЩЕНИЯ
По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций общения.
1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
2. Формирующая функция общения проявляется в процессе психического развития человека.
3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя, свою ценность.
4. Функция организации и поддержания межличностных отношений.
5. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутренний или Внешний диалог). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека [3, с. 212–213].
Виды общения крайне многообразны. По признаку использования средств выделяют непосредственное и опосредованное общение. Непосредственное общение, общение «лицом к лицу», является исторически первой формой коммуникации. Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств (телефона, телеграфа, Интернета), затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения.
Различают также межличностное и массовое общение. Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Массовое представляет собой коммуникацию, опосредованную различными видами средств массовой информации.
Кроме того, выделяют межличностное и ролевое общение. В первом случае субъектами общения являются конкретные личности, которые обладают уникальными индивидуальными качествами, раскрывающимися в ходе общения и организации совместных действий. Во втором случае участники коммуникации выступают как носители определенных ролей (учитель – ученик). В ролевом общении человек в определенной степени лишается спонтанности своего поведения, так как те или иные его действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек отражается уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая заданные функции.
В социальной психологии выделяются также три формы межличностного общения. Императивное общение является авторитарной, директивной формой взаимодействия с партнером по общению, имеющей своей целью достижение контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждение его к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной стороной. Манипулятивное общение представляет собой форму межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Манипулятивный стиль общения широко распространен в области пропаганды и рекламы.
Императивная и манипулятивная формы общения – это виды монологического общения. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.
Диалогическое общение может быть определено как равноправное субъект-субъектное взаимодействие с целью взаимного познания и самопознания партнеров по общению.
Диалогическое общение позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.
При характеристике структуры общения Г.М. Андреева [1] предлагает выделять три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от других и выделение их возможно лишь в ходе научного анализа.