Файл: Авторское право (основные положения авторских прав и их сущность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право на неприкосновенность произведения можно назвать новеллой в законодательстве, регулирующем авторское право, которая была введена при принятии части четвёртой ГК РФ. Ранее Закон «Об авторском праве и смежных правах» гарантировал лишь защиту произведения от всякого рода искажений, способных нанести ущерб чести и достоинству автора. Иными словами, Закон был направлен на обеспечение неприкосновенности деловой репутации автора. Теперь же закон напрямую запрещает внесение в произведение изменений, сокращений, дополнений без согласия создателя. Помимо этого, также исключительно по разрешению автора допускается снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или пояснениями. После смерти автора данное право переходит в порядке наследования, но с определёнными ограничениями, вызванными личным характером права на неприкосновенность и его главным назначением: защитой идеи автора. Ограничения заключаются в обязательности соблюдения ряда условий, а именно: не должен искажаться замысел автора, не должна нарушаться целостность восприятия произведения, а также при наличии выраженной в завещании, дневнике или иной другой письменной форме воли автора, она не должна нарушаться.

Также автору принадлежит право на обнародование произведения. Иными словами, автор может своими действиями сделать произведение впервые доступным для всеобщего сведения (для неограниченной публики) или дать согласие на такие действия (например, опубликование, публичный показ, публичное исполнение, сообщение в эфир). Данное право после смерти автора также передаётся владельцу исключительного права с ограничением: если это не противоречит воли автора, выраженной в письменной форме. Хотя законодатель относит данное право к числу личных неимущественных, вокруг него существовали дискуссии при определении его природы, например, профессор А.П. Сергеев неоднократно отмечал: «В данном праве соединены воедино как личные неимущественные, так и имущественные элементы». Также стоит отметить, что важно разграничивать понятия обнародования и опубликования. Так, опубликование - это создание экземпляров произведения на материальных носителях и выпуск их в обращение в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

1.4 Имущественные права автора


Теория исключительности авторских прав часто упоминалась в российской дореволюционной юридической литературе. Так, например, рассматривая понятие и сущность исключительных прав, Г.Ф. Шершеневич утверждал, что "исключительное право предоставляет юридическую возможность совершения известного рода действий с устранением всех прочих от подражания. Пассивными субъектами исключительных прав являются все сограждане". Сторонником таких взглядов являлся также Рогэнем – родоначальник теории частноправовой монополии авторских прав.

В современной науке теория исключительных прав продолжила свое дальнейшее развитие. Сложившееся в настоящее время понимание исключительного характера авторских прав состоит в том, что принадлежащие создателю произведения авторские права препятствуют другим лицам использовать произведение, иными словами, обеспечивают их обладателям правомочия на совершение различных действий с одновременным запрещением всем другим лицам совершать эти действия[4].

Имущественные права автора, а другими словами исключительные права рассматриваются в настоящем законодательстве в качестве основной группы прав автора. Они обеспечивают ему, а также его правопреемникам возможность контролировать различные виды использования произведений и получать доходы от такого использования. Кроме того, закрепление исключительных прав защищает объект от использования его третьими лицами без разрешения обладателя исключительного. Некоторые исследователи относят исключительные права к абсолютным правам, в которых уполномоченному субъекту противопоставлен неограниченный круг обязанных субъектов. Другими словами, данная теория рассматривает исключительное право, как аналог права собственности, которое распространяется на материальные объекты. Подтверждение такого тезиса можно найти в работах учёных, например, Дозорцев В.А. утверждает: "Исключительные права выполняют в отношении нематериальных объектов ту же функцию, что и право собственности в отношении материальных. Исключительное право и есть абсолютное право на нематериальные объекты, только использующее в соответствии с натуральными свойствами объекта другие правовые средства, чем право собственности". Однако, стоит отметить, что существуют и некоторые различия между правом собственности и исключительными правами по критерию сущностной направленности, цели. Так, многие учёные делают акцент на «позитивности» правомочий собственника, утверждая, что право собственности в первую очередь предоставляет триаду полномочий правообладателю. Исключительное же права имеет основной целью защиту охраняемого объекта, устранение третьих лиц от его использования. Но законодательство определяет исключительное право исходя всё-таки из «позитивности» предоставленных правообладателю полномочий. В соответствии с легальным определением исключительное право – это имущественное право, позволяющее гражданину или юридическому лицу (правообладателю) использовать результат интеллектуальной собственности или средство индивидуализации по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом[5]. Также законодатель открытым, неисчерпаемым перечнем закрепляет действия, которые рассматриваются как способы использования произведения, то есть являются содержанием исключительного права. К ним относятся:


1). Воспроизведение произведения – создание копий произведения в любых материальных формах (в том числе и в электронной). Законодатель отмечает, что создание двухмерного произведения в трёхмерной форме (например, фотографирование скульптуры) или наоборот, трехмерного – в двухмерной является копированием и относится к одной из форм воспроизведения. С определёнными условиями законодатель относит запись в память ЭВМ (компьютерную систему) к воспроизведению произведения. Если запись краткосрочная и носит временный или случайный характер, и при этом является существенной частью технологического процесса, не представляя из себя самостоятельный объект экономического значения, то её создание не будет относиться к воспроизведению произведения.

2). Распространение произведения – продажа или отчуждение в любой иной форме как оригинала произведения, так и его экземпляров. В данном случае речь идёт об обороте объекта интеллектуальной собственности именно на материальном носителе.

3). Публичный показ произведения – демонстрация его оригинала или экземпляра. Демонстрация может производиться в любой форме: как непосредственно, так и на экране с использованием каких-либо технических средств. Производиться данные действия должны в месте, где присутствует неограниченное или значительное число лиц, являющихся публикой – не относящихся к обычному кругу семьи. При этом не имеет никакого юридического значения воспринималось ли произведение публикой или нет, важен сам факт показа.

4). Импорт, представляющий собой ввоз на таможенную территорию Российской Федерации оригиналов или экземпляров произведения. Важным условием является наличие цели распространения при таком ввозе. В данном случае речь также идёт исключительно о произведениях, фиксированных на материальном носителе. Данный вид использования тесно связан с распространением, отличаясь лишь территориальным критерием.

5). Прокат как способ использования произведения означает возможность правообладателя передавать, а также разрешать или запрещать владельцам экземпляров передавать произведение или его экземпляры во временное пользование другим лицам.

6) Публичное исполнение отличается от публичного показа характером действий по использованию произведения. Исполнение - это динамический, развивающийся, длящийся процесс. Например, демонстрация отдельных кадров из фильма будет являться показом, в то время как демонстрация всего фильма целиком – исполнением.


7) Сообщение в эфир является одним из видов доведения до общего сведения содержания произведения. Характерным способом осуществления сообщения в эфир являются беспроводные телевизионные и радиовещания, с использованием кабеля, а также размещение в сети Интернет и иных цифровых сетях. Также не имеет никакого юридического значения факт восприятия произведения зрителем. Иными словами, неважно была ли информация увидена или услышана, важен факт сообщения в эфир и предоставления публике возможности ознакомиться с произведением.

8) Сообщение по кабелю является одним из видов сообщения в эфир и охватывает случаи сообщения именно с использованием кабеля, провода или иных аналогичных средств.

9) Ретрансляция – это приём и передача радио или телевизионной передачи, полностью или её значительной части, которая сообщается в эфир или по кабелю специальной организацией эфирного или кабельного вещания.

10) Перевод и другая переработка. Переработка означает любые случаи создания производных от оригинала произведений с обязательным присутствием творческого элемента, включая, например, такие, как обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка. Иными словами, право на постановку литературного произведения в театре будет относиться к исключительному праву автора. Данное право закрепляется и в Бернской конвенции, ст. 12 которой гласит, что автор контролирует переработку оригинального произведения в производное.

11) Практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта. Законодатель неслучайно выделил данное действие как один из важных способов использования произведения. Предполагается, что создание перечисленных в нём проектов производится так раз в первую очередь с целью их практической реализации. Автор проекта лучше иных привлеченных третьих лиц знает, как следует воплощать его задумку в реальность, а, следовательно, заинтересован в непосредственном участии в данном процессе.

12) Доведение произведения до всеобщего сведения так, что любое лицо может получить доступ к нему в любой момент и из любого места. Данный вид использования представляется раскрыть сложнее всего, так как в законе нет никаких уточнений, касаемо тех действий, которые могут попадать под данную юридическую конструкцию. Думается, в первую очередь, стоит отметить возможность размещения своего произведения в сети Интернет и других интерактивных сетях. В научной литературе в частности уточняется, что данная конструкция как бы обобщает таким способы использования произведения, как сообщение в эфир, сообщение по кабелю и размещение в интерактивных сетях.


Также стоит отметить, что в качестве специального знака охраны авторского права используется латинская буква С в окружности. Данное правило пришло в российское законодательство из Всемирной конвенции об авторском праве, в статье III которой закрепляется: «Любое Договаривающееся Государство, по внутреннему законодательству которого непременным условием охраны авторского права является соблюдение формальностей,… должно считать эти требования выполненными в отношении всех охраняемых на основании настоящей Конвенции произведений, которые впервые выпущены в свет вне территории этого Государства и авторы которых не являются его гражданами, если, начиная с первого выпуска в свет этих произведений, все их экземпляры, выпущенные с разрешения автора или любого другого обладателя его прав, будут носить знак (С) с указанием имени обладателя авторского права и года первого выпуска в свет». Интересно заметить, что сам по себе данный знак не имеет по сути никакого юридического значения, а носит исключительно информационный характер[6].

Что касаемо признания и охраны исключительных прав на территории Российской Федерации, то они осуществляются в отношении произведений, отвечающих определённым критериям, а именно:

Критерий гражданства. Автор – гражданин Российской Федерации имеет право на признание и охрану его исключительных прав на произведения вне зависимости от факта его обнародования или не обнародования, места опубликования.

Территориальный критерий. Все произведения, обнародованные на территории Российской федерации или находящиеся на территории Российской Федерации без обнародования, подлежат признанию и охране.

Наличие международного договора, прямо указывающего об охране определенной категории произведений.

1.5 Иные права автора

Определить правовую природу некоторых прав представляется достаточно сложным в силу специфики авторских прав в целом. На их счёт ведутся споры и в научной литературе. Например, различные учёные относят право на отзыв как к спорным правам автора, так и к личным неимущественным правам. Право на отзыв позволяет автору отказаться от принятого ранее решения обнародовать произведения с соблюдением условий: произведение фактически еще не было обнародовано, а также должно произойти осуществление возмещения лицам, которым были причинены убытки в связи с отзывом. На мой взгляд, данное право обусловлено уважением к творческой личности автора, возможностью перемены его взглядов, его критическим отношением к своему творчеству или творческому периоду, а потому по своей правовой природе ближе к личным неимущественным правам. Однако существуют и некоторые исключения: право на отзыв отсутствует у создателей определённых объектов творческой деятельности, а именно программ для ЭВМ, служебных произведений, сложных объектов. Такое исключение, в свою очерель, обусловлено необходимостью защиты законных прав и интересов третьих лиц, которые могут быть нарушены в результате осуществлением автором своего право на отзыв.