Файл: Авторское право (основные положения авторских прав и их сущность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства тесно связаны с материальным носителем, на котором они зафиксированы. При отчуждении такого носителя автор может оказаться незащищённым, поэтому в Гражданском Кодексе закреплено право следования, гарантирующее автору вознаграждение в виде процентных отчислений за каждую перепродажу оригинала произведения.

Произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства. В научной литературе, в том числе в труде Гаврилова Э.П. «Авторское право на произведения декоративно-прикладного искусства» произведения декоративно-прикладного искусства определяются как «художественные изделия бытового назначения, обладающие художественными и эстетическими качествами, а также не только удовлетворяющие прямые практические потребности, но и являющиеся украшением окружающей среды и человека». К ним мы можем отнести изделия из драгоценных камней, металлов (в том числе ювелирные изделия, столовые приборы), из керамики, стекла (например, вазы).

Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов. Интересно заметить, что в отношении данного объекта необходим личный творческий вклад не только в выраженное вовне произведение, представляемое в виде сооружения, сада или парка, но и в его графическое выражение, его проект, эскиз, чертёж, которые также подлежат охране авторским правом.

Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии – это произведения, представляющие собой изображения существующих в реальности объектов, получаемых на материалах, чувствительных к свету или другому излучению.

Географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам. Хотя и при составлении географических и иных карт используются всем известные сведения, и самих карт, содержащих этих сведения, создано огромное количество, считается, что данный процесс не лишён творческого характера. Он трудоёмок, требует как технического, так и умственного труда, а также невозможен без собственного, оригинального подхода каждого конкретного автора.

Программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. Компьютерная программа представляет из себя совокупность команд и данных, которые при упорядоченном их применении помогают достичь определенного результата. Охране авторским правом подлежат любые программы, вне зависимости от языка программирования, кодов и других технических нюансов.


Производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения. Например, переводы, переделки, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки. Согласно Бернской конвенции, переводы пользуются охраной наравне с оригинальными произведениями без ущерба для прав автора оригинального произведения. Интересно, что защищаться будет любая переработка произведений народного творчества, хотя сам фольклор прямо исключен законодателем из перечня объектом авторских прав.

Составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Например, энциклопедии, словари, газеты, периодические издания, при условии, что деятельность по их подборке носила творческий характер и отличается оригинальностью. На практике не относят к составным произведениям телефонные справочники, подборка сочинений в хронологическом или алфавитном порядке и т.п.

Глава 3. Субъекты авторского права

3.1 Физические лица как субъекты авторского права

Субъектами авторского права среди физических лиц выделяются сами авторы произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права.

Автор становится правообладателем в силу факта создания им произведения, поэтому только в его лице авторское право является первоначальным. Не существует никаких ограничений для приобретения данного права: создатель становится авторов вне зависимости от возраста, дееспособности и иных факторов. Малолетние, несовершеннолетние, ограниченно дееспособные и недееспособные также приобретают статус автора и наделяются в связи с этим всеми соответствующими правами. Совершение же сделок в отношении произведений такими лицами регламентируется общими положениями ГК РФ и ставится в зависимость от опекунов и попечителей. Для удостоверения авторского права не требуется совершения каких-либо юридически значимых действий, в российском законодательстве существует презумпция авторства, заключающая в том, что при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения[9].


Соавторы – лица, совместным творческим трудом которых было создано произведение – обладают единым авторским правом, которое в свою очередь может быть раздельным и нераздельным. При нераздельном соавторстве произведение представляет из себя единое целое и использование его частей по отдельности недопустимо. Ярким примером такого соавторства является художественная литература, созданная несколькими авторами совместно, например, «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова. При раздельном соавторстве допускается использование отдельных частей одного произведения. Классическим примером такого соавторства являются коллективные учебники для высших учебных заведений.

Как отдельный вид субъектов авторского права можно выделить составителей – лиц, творческим трудом которых составляются сборники, базы данных и иные составные произведения. Составители обладают авторским правом на созданную ими подборку, которое может ограничиваться лишь авторскими правами лиц, чьи произведения использовались при систематизации и являются частью подборки.

Создатели производных произведений, таких как переводы, аранжировщики, режиссеры фильмов, театральных постановок по романам и лица, осуществляющие иную переработку произведений, также обладают авторским правом, соблюдая права создателей тех произведений, с которыми они работают. Однако авторское право переработчика не запрещает иным лицам своим творческим трудом осуществлять переработку тех же произведений.

Своеобразный состав субъектов авторского права складывается в отношении служебных произведений, то есть произведений, созданных в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Права данных субъектов так же специфичны, так как авторы служебных произведений обладают лишь личными неимущественными правами, в то время как исключительное (имущественное) право принадлежит работодателю. Также исключительное право на произведение, созданное по договору, предметом которого являлось создание такого произведения, принадлежит заказчику. В то время как на созданные по государственному или муниципальному контракту произведения исключительное право сохраняется за автор такого произведения.

Правопреемники также являются субъектами авторского права. В соответствии со ст. 1283 ГК РФ исключительное право на произведение переходит по наследству. Помимо этого, правопреемство может осуществляться на основании договоров: например, договор об отчуждении исключительного права на произведение, договор авторского заказа.


3.2 Юридические лица как субъекты авторского права

Юридические лица также могут выступать в роли субъектов авторского права. Как правило, в большинстве случаев, это издательства, театры, теле- и радиокомпании, приобретшие данный статус по договору или завещанию. В настоящее время законодательством предусмотрен ряд договор, направленных на отчуждение или временную передачу определенных прав на произведение. Так, например, по договору об отчуждении исключительного права правообладатель передаёт все имущественные элементы авторского права приобретателю. По лицензионному же договору лицензиар передает право пользования на произведение лицензиату, при том если речь идет об исключительной лицензии, то на время действия такого договора никто кроме приобретателя права использования не может обладать этим правом в отношении данного произведения, включая даже самого лицензиара. По договору авторского заказа автор обязуется создать определенное произведение на указанную заказчиком тему, при этом отчуждению как правило подлежит именно материальный носитель, но договором может предусматриваться отчуждение и имущественного комплекса прав на него[10].

Юридические лица могут быть и первоначальными обладателями авторского права в случаях создания их работниками служебных произведений. Законодательством закреплено, что в отношении служебных произведений, созданных работниками, работодателем приобретает все имущественные права на него. Интересно отметить, что в США работодатель является не только обладателем данных элементов авторского права, но и считается автором произведения.

Также стоит выделить как специфический субъект авторского права организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе. Данные организации действуют на основании своего устава и в пределах полномочий, которыми наделили их сами обладатели авторских прав. Такие организации играют важнейшую роль в реализации имущественных прав авторов и иных правообладателей.

Заключение

Итак, рассмотрев основные вопросы и положения, касающиеся такого правового института как авторское право, можно подвести некоторые итоги. Авторское право представляет собой совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием автором произведения, его обнародованием, введением в экономический оборот, его охраной и защитой. Говоря об авторском право в субъективном смысле, оно представляет собой совокупность личных неимущественных и имущественных прав, которыми наделено лицо, создавшее произведение.


Следует отметить, что в век развития технологий расширяются и возможности, способы использования произведений, что в свою очередь требует новых подходов к охране и защите объектов авторских прав. Помимо этого, растёт количество авторов, нуждающихся в охране их прав на произведения, а также спрос «потребителей» произведений – читателей, зрителей, слушателей. Вместе с тем необходимо подчеркнуть особую значимость данного правового института: развитое общество невозможно без доступа к культурным ценностям, и даже в Конституции РФ права на образование, участие в культурной жизни, свобода творчества отмечаются как основные права и свободы гражданина. Общество заинтересовано в обнародовании новых научных и художественных произведений, в возможности лёгкого доступа к произведениям, росте духовного и культурного развития. Всё это требует наличия механизма правового регулирования в указанной сфере, функции которого так раз осуществляет авторское право.

Авторское право является динамичным институтом, нуждающимся в постоянном развитии и соответствии современным реалиям. Всё это обусловливает актуальность и высокую значимость авторского права.

Список литературы и источников

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портале правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru, (дат. обр. 01.10.2014)
  2. Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (в ред. от 28 ноября 2015 г.) // СЗ РФ. 2006. N 52 (часть I). СТ. 5496; СЗ РФ. 2015. N 48 (часть I). СТ. 6724 Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 "О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм" // СЗ РФ. 1994 г. N 29. ст. 3046
  3. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (в ред. от 2 октября 1979 г.) // Своде нормативных актов ЮНЕСКО. 1993. с. 500; Бюллетень международных договоров. 2003. N 9. с. 3
  4. Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (в ред. от 24 июля 1971 г.) // Бюллетень международных договоров. 2014 г. N 1
  5. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г.// Бюллетень международных договоров. 1999 г. N 8
  6. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 8 декабря 1961 г. // Сборник законов СССР. 1968. Т. 2
  7. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. // Ведомости ВС СССР. 1991. N 26. ст. 733