Файл: Авторское право (основные положения авторских прав и их сущность).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и содержание авторского права
1.1. История возникновения авторского права
1.2 Понятие и виды прав автора
1.3 Личные неимущественные права автора
1.4 Имущественные права автора
1.6 Срок действия авторских прав
Глава 2. Объекты авторского права.
2.1 Понятие и признаки объектов авторского права
2.2 Виды объектов авторского права
Глава 3. Субъекты авторского права
3.1 Физические лица как субъекты авторского права
Право на вознаграждение, предусмотренное в конкретных случаях ГК РФ, а именно за свободное воспроизведение произведение в личных целях, а также за использование или отчуждение служебного произведения, также относится к числу дискуссионных при определении его правовой природы. Естественно, право на вознаграждение является неотъемлемой частью исключительного права автора, однако в указанных случаях данное вознаграждение носит компенсационный характер, что и обусловливает научные споры. Компенсационный характер объясняется тем, что автор никак не может воспрепятствовать свободному воспроизведению произведения, данное воспроизведение осуществляется без его согласия, а исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, следовательно, он правомочен отчуждать его, а также использовать произведение по своему усмотрению. Право на вознаграждение в обусловленной ситуации неотчуждаемо и не переходит по наследству, что и вовсе может говорить о схожести его правовой природы с личными неимущественными правами.
Право следования также устанавливается в отношении лишь определенных категорий произведений, а именно произведений изобразительного искусства, авторских рукописей литературных и музыкальных произведений и представляет из себя возможность в случае отчуждения автором оригинала произведения получать вознаграждения в виде процентных отчислений от цены каждой перепродажи, если участниками в качестве посредников будут юридические лица или индивидуальные предприниматели. Данное право закреплено и Бернской конвенцией, где именуется правом долевого участия. Право следования неотчуждаемо, однако переходит в порядке наследования на срок действия исключительного права, что так же усложняет возможность чётко определить его правовую природу. На мой взгляд, данное право схоже с имущественными правами автора, так как несмотря на неотчуждаемость, всё же носит сугубо материальный характер.
1.6 Срок действия авторских прав
В соответствии со статьей 1281 ГК РФ общий срок действия авторских прав составляет всю жизнь автора и 70 лет после его смерти, отсчёт которых начинает с 1 января года следующего года за годом смерти (то есть имеет значение именно год смерти, а не точная дата).
Однако из общего правила существуют некоторые исключения. Для определения срока действия авторских прав необходимо изучить биографию автора, учесть особенности создания произведения, его обнародования. Так, на произведения, созданные в соавторстве, исключительное право действует в течение жизни авторов и истекает спустя 70 лет после смерти автора, умершего последним, то есть пережившего остальных своих соавторов. Также особый порядок определения срока действия исключительных прав распространяется на произведения, опубликованные под псевдонимом или анонимно. В данном случае срок будет отсчитываться с момента первого обнародования и составлять так же 70 лет. Обнародованные после смерти автора произведения будут действовать в течение 70 лет после обнародования (важно соблюдение условия – обнародование должно произойти в течение 70 лет после смерти автора). В случае, если автор произведения был репрессирован и после смерти реабилитирован, то срок действия авторских прав продляется, 70 лет начинают отсчитываться с года реабилитации. А также авторы, работающие во времена Великой Отечественной войны, обладают удлинёнными сроками действия авторских прав – на четыре года больше, чем закрепляется по общему правилу.
В истории российской литературы существуют наглядные примеры реализации данных принципов. Например, такие произведения М.М. Булгакова, как «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» были впервые обнародованы уже после смерти автора. Таким образом, срок действия исключительных прав на роман «Мастер и Маргарита» истекает лишь в 2037 году, а на «Собачье сердце» и вовсе в 2057 году.
Что касаемо сроков действия авторских прав на произведения, охрана которых осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, то Бернской конвенцией устанавливается перечень определённых принципов, к каковым относятся:
Принцип сравнения сроков, в соответствии с которым срок действия авторских прав в стране, в которой истребуется охрана, не может превышать срок, установленный законодательством той страны, в которой произведения было создано[7].
Правила, установленные Бернской конвенцией, распространяются только на те произведения, которые к моменту ее принятия еще не стали общественным достоянием.
После истечения сроков действия авторских прав произведения переходят в общественное достояние страны. Юридически это означает, что с данного момента произведения могут быть использованы любыми лицами без выплаты вознаграждения правопреемникам автора. Обязательно лишь соблюдения некоторых личных неимущественных прав: права авторства, права на имя и права на неприкосновенность произведения. А также при обнародовании важно учитывать факт отсутствия противоречий воле автора, выраженной в письменной форме.
В настоящее время происходит активное развитие и внедрение в законодательство и практику многих государств такого института как платное общественно достояние, созданного в целях дополнительного источника поддержки и финансирования творческой деятельности. Существует множество подходов к определению юридической сущности данного института. Например, определённый круг учёных считает платное общественное достояние продлением действия срока авторских прав, другие же видят в нём лишь финансовый инструмент, рассматривая взимаемую плату как налог или сбор за использования произведения. Впервые платное общественное достояние нашло своё практическое воплощение в Аргентине, опыт которой подробно осветил учёный Э.Р. Харвей в своём научном труде «Платное общественное достояние: Сравнительно-правовой анализ в свете опыта законодательства Аргентины».
Глава 2. Объекты авторского права.
2.1 Понятие и признаки объектов авторского права
Объектом авторского права является произведение науки, литературы и искусства, определение которого в законодательстве отсутствует. Произведением признается результат творческой деятельности, однако конкретно относится или нет данный результат к объектам, охраняемым авторским правом, решается в частном порядке.
Объекты авторского права должны быть созданы именно творческим трудом, то есть не по какому-либо всем известному заранее алгоритму. Однако, авторским правом охраняются чертежи, карты, хотя и при их выполнении очень важно соблюдение заранее определенных правил, совершение действий по конкретному алгоритму. Но на практике считается, что данный вид деятельности не лишён творческого характера и самостоятельное, независимое от труда одного автора, повторение такого труда другим автором невозможно. Также существует презумпция творческого характера труда фотографов.
Различные учёные по-разному трактуют понятие творческой деятельности. Например, Э.П. Гаврилов объясняет её как «деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира». Зенин И.А. в свою очередь определяет: «Творческой по общему правилу признается любая умственная деятельность, и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, "пиратства", плагиата, либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права. То есть имеет место своеобразная презумпция творческого характера как самой умственной деятельности, так и любого из ее результатов...»
Произведение должно быть оригинальным, новым, то есть быть исключительным продуктом деятельности мышления автора. Райгородский Н.А. высказывался в своих трудах о взаимосвязи новизны и оригинальности произведения: «Новизне объекта, охраняемого авторским или изобретательским правом, сопутствует показатель, характеризующий этот объект как результат «оригинального мышления» лица, его создавшего. Эти показатели представляют собой две стороны творческой деятельности: новизна объекта как показатель результата деятельности свидетельствует об оригинальном мышлении у субъекта этой деятельности и наоборот».
Так ГК РФ закрепляется, что идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическая информация о недрах не являются объектами авторских прав. А также официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, судебные решения, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы, государственные символы и знаки, символы и знаки муниципальных образований, произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов, сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное) не охраняются авторским правом. Исключение фольклорного творчества из объектов, охраняемых авторским правом объясняется невозможностью определить автора произведения. Исключение сообщений, носящих информационный характер закреплено в нормах Бернской конвенции: "охрана, предоставляемая настоящей Конвенцией, не распространяется на сообщения о новостях дня или на сообщения о различных событиях, имеющие характер простой пресс-информации". Данные сообщения неоригинальны, представляют собой простое, механическое, лишено творческого характера[8].
Не имеет юридического значения качество произведения, цель с которой оно создавалось, а также в какой объективной форме оно выражены. Произведение необязательно должно быть зафиксировано на материальном носителе, достаточно того, что оно было просто выражено вовне как в письменной форме, так и в устной (прочитанная лекция, продекламированные стихотворения), в формате изображения, видео- или аудиозаписи, в объёмно-пространственной форме. Также не имеет значения, было ли или нет произведения обнародовано.
2.2 Виды объектов авторского права
В Гражданском Кодексе приводит перечень объектов, относящихся к произведениям, охраняемым авторским правом. Данный перечень открытый, носит неисчерпывающий характер и скорее призван проиллюстрировать понятие объекта авторских прав на примерах, чем законодательно закрепить их. Поэтому охрана объектов, по признакам соответствующим результатом творческой деятельности, должна осуществляться вне зависимости от факта упоминания их в перечне п. 1 ст. 1259 ГК РФ. Рассмотрим поподробнее перечисленные законодателем виды произведений:
Литературные произведения. По мнению учёного Сергеева А.П.: «Произведениями литературы признаются художественные произведения, выраженные в словесной форме». К таковым можно отнести рассказы, романы, повести, стихотворения и т.п. Герои литературных произведений могут быть как вымышленными, так и прототипами. Интересно, что при использовании в произведении образа реального человека необходимо получить на это его согласие. Ранее наибольшее количеством споров на практике вызывают вопросы правовой охраны названий произведений, персонажей и их имён. Суды решали данные вопросы в частном порядке, исходя из конкретных обстоятельств определенного дела. Сейчас законодатель в п. 7 ст. 1259 ГК, что авторские права могут распространяться на наименование произведения и персонажей, если он могут рассматриваться как самостоятельные объекты интеллектуальной деятельности автора и отвечают признакам, установленным для данных объектов.
Драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения отличаются как объект авторских прав тем, что предусмотрены исключительно для исполнения на сцене. В свою очередь драматические произведения могут быть выражены в письменной, словесной форме, музыкально-драматические же являются составными произведениями, сочетающими в себе отдельные объекты авторских прав. Примером такого произведения может служить постановка мюзикла в театре, в которой будут использоваться литературное произведение, написанный по нему сценарий, а также музыкальное произведение.
Хореографические произведения и пантомимы. Хореографическое произведение – это совокупность движений или жестов, их комбинаций для танца или иного исполнения на сцене. Пантомима – это совокупность движений, жестов, поз и мимики для исполнения на сцене с целью передачи каких-либо чувств и эмоций без использования словесной речи. Данные виды произведений становятся объектами правовой охраны с момента обнародования.
Музыкальные произведения с текстом или без текста представляют из себя звуки, сложенные в мелодию. Объективной формой выражения таких произведений, доступной для публики, чаще всего является исполнение. Однако помимо этого, музыкальные произведения могут фиксироваться посредством нотных знаков и на материальном носителе.
Аудиовизуальные произведения – это произведения, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенные для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Примерами могут служить кинематографические произведения и иные произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим. Как правило, такие произведения создаются коллективом авторов, например: режиссер, сценарист, декоратор, костюмер, гример, оператор. Каждый из перечисленных субъектов будет обладать авторским правом на результат своей творческой работы.