Файл: Авторское право (основные положения авторских прав и их сущность).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и содержание авторского права
1.1. История возникновения авторского права
1.2 Понятие и виды прав автора
1.3 Личные неимущественные права автора
1.4 Имущественные права автора
1.6 Срок действия авторских прав
Глава 2. Объекты авторского права.
2.1 Понятие и признаки объектов авторского права
2.2 Виды объектов авторского права
Глава 3. Субъекты авторского права
3.1 Физические лица как субъекты авторского права
Введение
Авторское право является одним из институтов права интеллектуальной собственности, которое в свою очередь является подотраслью гражданского права; представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих и охраняющих права и законные интересы создателей интеллектуальных произведений. Данный правовой институт представляет особый интерес для изучения в связи со своей спецификой, заключающейся в том, что он охраняет как имущественные права и интересы автора, так и личные неимущественные.
Помимо этого, изучение проблем авторского права, безусловно, актуально, так как в современных реалиях развитого общества продукты интеллектуальной деятельности активно обращаются на рынке. В связи с техническим прогрессом и широким распространением сети Интернет объекты авторского права зачастую находятся в открытом общественном доступе, осуществление же защиты данных прав на просторах Всемирной сети представляет собой достаточно непростую задачу. Совсем недавно, чтобы получить доступ к тому или иному продукту интеллектуальной деятельности, пользователю достаточно было просто кликнуть по нужной ссылке. В настоящее время происходит некоторое развитие охраны и защиты авторских прав в данной области, выражающееся, например, в борьбе с «пиратством».
Авторское право, обеспечивая права и законные интересы авторов, играет важнейшую роль: оно стимулирует их творческую активность к созданию новых произведений. Помимо этого, будучи уверенными в защите и гарантии своих прав на произведения, авторы обнародуют свои труды, что обеспечивает доступность результатов их творческой деятельности для широкой публики. Это в свою очередь, безусловно, работает в пользу развития науки, литературы и искусства в целом, «рождения» для общественности новых талантливых авторов и выхода в свет их произведений. Общество же может быть и считаться образованным лишь имея доступ к культурным ценностям и образованию в целом, которое невозможно получить без трудов учёных, поэтов и писателей, других творческих личностей. К тому же, данные права гражданина (на образование и доступ к культурным ценностям) закреплены 43 и 44 статьями Конституции РФ. Последняя статья так же закрепляет: «Интеллектуальная собственность охраняется законом». Таким образом, авторское право затрагивает не только интересы частных лиц – авторов произведений, но и общественные интересы, так как касается сферы просвещения, необходимой для существования и жизнедеятельности любого цивилизованного общества.
Целью настоящей курсовой работы является более глубленно изучить основные положения авторских прав и их сущность.
В связи с этим мною были поставлены следующие задачи:
- изучить процесс становления авторского права в России;
- определить понятие и значение авторского права;
- определить виды авторских прав и изучить их содержание, сущность;
- изучить объекты авторского права и раскрыть их содержание;
- изучить субъекты авторского права.
Рассмотреть все вопросы авторского права подробно, проработав все нормативно-правовые акты, касающиеся функционирования данного правового института, в рамках курсовой работы не представляется возможным, поэтому в своей работе я постараюсь наиболее полно раскрыть основные положения авторского права.
Глава 1. Понятие и содержание авторского права
1.1. История возникновения авторского права
Становление и развитие авторского права в России значительно отличается своим своеобразием от истории авторского права западных стран и США. Долгое время, вплоть до конца 18 века книгопечатание оставалось государственной монополией, деятельность частных типографий была разрешена лишь в 1783 году Указом Екатерины II «О вольных типографиях», и то спустя 13 лет данный указ был отменен. Первым серьёзным законом, затрагивающим авторские права и действительно положившим начало становлению авторского права, можно считать введённый лишь в 19 веке в рамках законодательства о цензуре Цензурный устав 1828 года. По упомянутому закону, затрагивающему исключительно литературные произведения, сочинитель или переводчик книг имел «исключительное право пользоваться всю жизнь свою изданием и продажей оной по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным».
В 1886 г. рядом стран была подписана Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, однако Россия не стала её участницей. Первым же самостоятельным нормативным правовым актом в сфере авторских прав, решение о подготовке которого было принято ещё в 1897 г. Государственным советом, стало «Положение об авторском праве», принятое 20 марта 1911 года на основе опыта западноевропейских стран.
Кардинальные изменения в правовом регулировании авторского права повлекла Октябрьская революция 1917 года, после которой было отменено всё действующее до нее законодательство в данной сфере. В дальнейшем происходили масштабные перемены во всех отраслях права России, вызванные периодом военного коммунизма, власти большевиков. В это время авторское право развивалось в направлении уничтожения исключительного права автора на произведения, относя его к общественному достоянию, и рассматривалось оно как часть гражданского законодательства. Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц в своих трудах писали: «Советское право охраняет не только интересы лица, создавшего произведение, но и интересы общества, интересы народа, связанные с появлением и существованием полезных для социалистического общества произведений литературы и искусства». Первым советским законом в области авторских прав был Декрет ЦИК от 29 октября 1917 г. «О государственном издательстве», которым вводилось разрешение объявлять государственную монополию на срок не более чем 5 лет на сочинения, подлежащие изданию[1].
Авторское право стало отдельным разделом гражданского права лишь в начале 1960-х годов. Основы гражданского законодательства от 8 декабря 1961 года содержали раздел, регулирующий отношения, вытекающие из авторских прав, и формулирующий основные принципы авторского права. В частности, данный акт включал в себя нормы о понятии объекта, правах автора, соавторстве, порядке использования произведения, сроке действия авторского права, выкупе авторского права государством, наследовании авторских прав, нормы о патенте. Также интересно, что до 19 декабря 1967 года, когда Постановлением Пленума ВС СССР «О практике рассмотрения судами споров, вытекающих из авторского права» закреплялось признание личных и имущественных прав автора, их разграничения не существовало, а в научной литературе и после указанной даты высказывались мнения об их единстве.
Основы гражданского законодательства 1991 года содержат более расширенные нормы об авторском праве. Данный акт выделяет права на фирменное наименование, промышленный образец, охрану секретов производства, селекционных достижений; права автора рационализаторского предложения. И только в 1993 году был принят Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", который приобрел ключевое отраслевое значение в регулировании прав создателей произведений. Данный закон в настоящее время утратил силу, так как четвертая часть ГК РФ включает в себя весь массив законодательства, регулирующего отношения в области интеллектуальной собственности. Четвёртая часть ГК РФ вступила в силу с 1 января 2008 г. и действует на территории России и на сегодняшний день.
Помимо этого, что касаемо международных правовых актов, Постановлением Правительства от 3 ноября 1994 г. N 1224 Россия присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года, в соответствии со статьей 1 которой: «Страны, к которым применяется настоящая Конвенция, образуют Союз по охране прав авторов на их литературные и художественные произведения»; к Всемирной конвенции об авторском праве от 6 сентября 1952 г., целью которой является: «обеспечить уважение прав личности и благоприятствовать развитию литературы, науки и искусства», а также «облегчить распространение произведений духовного творчества и способствовать лучшему международному взаимопониманию» и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г., принятой в связи с «озабоченностью всевозрастающим распространением незаконного воспроизводства фонограмм и наносимым в результате этого ущербом интересам авторов, артистов - исполнителей и производителей фонограмм».
1.2 Понятие и виды прав автора
Определение авторских прав легально закреплено в п. 1 ст. 1255 ГК РФ. Таким образом, авторские права – это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. Интеллектуальные же права, в свою очередь, в соответствии с законом представляют собой исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, являющиеся имущественными правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права. Данные права необходимы для охраны произведения в процессе его использования автором, его защиты в условиях доступности общественности и предоставления их обладателю совокупности имущественных (исключительных), личных неимущественных и иных прав.
Деление прав на произведения на имущественные и личные неимущественные обусловлено спецификой авторского права: его тесной взаимосвязью с самой личностью автора и имущественной ценностью объекта – результата творческой деятельности, возможностью извлекать прибыль из его обращения на рынке. Таким образом существует необходимость не только законодательно регулировать порядок использования и обращения произведений, но и регламентировать охрану личных, неотчуждаемых прав автора[2].
В то же время в силу того, что законодатель не стал строго разграничивать авторские права на две категории, ряд прав носит спорный характер и подвержен дискуссиям в научной среде. К таким правам в частности относятся: право на вознаграждение, предусмотренное в отдельных случаях ГК РФ, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства. Отсутствие чёткого деления вполне оправдано, ведь авторские права являются очень сложным взаимосвязанным комплексом прав. Профессор А.П. Сергеев в своих трудах отмечал: "выделить среди них права чисто имущественного или неимущественного характера довольно трудно".
1.3 Личные неимущественные права автора
К личным неимущественным правам традиционно относят следующий комплекс прав: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения. Данные права принадлежат исключительно автору, как создателю произведения, они неотчуждаемы (в том числе часть из них не передаётся в порядке наследования), и отказ автора от них является ничтожным. Даже передавая исключительное право по договору или отчуждая его любым иным способом, автор сохраняет за собой весь комплекс личных неимущественных прав. То есть иными словами, на необходимость соблюдения личных неимущественных прав автора никаким образом не влияет, какое лицо является обладателем имущественных прав[3].
В соответствии с п. 1 ст. 1265 ГК РФ право авторства – это право признаваться автором произведения. Автор произведения – это гражданин, творческим трудом которого оно создано. То есть лицо, создавшее произведение, имеет право на установление и закрепление в официальном порядке прав авторства, а также на оспаривание этих прав, признанных за другим лицом в случае плагиата с требованием признания факта авторства за ним. Права авторства в свою очередь порождают возникновение у создателя всего комплекса авторских прав, то есть является первоосновой для закрепления за лицом указанных прав.
Право автора на имя представляет собой право создателя произведения при его использовании или разрешении использования лично определять под каким именем оно будет фигурировать. Так, автор вправе указать или требовать указания своего настоящего имени, придумать себе вымышленное имя (псевдоним) или же сохранить анонимность, вовсе не указывая имени. Следует отметить, что автор вправе в любой момент раскрыть свою личность и заявить о своём авторстве. Однако пока произведения используются под псевдонимом или анонимно, права на защиту авторства и принятие в связи с нарушениями определенных мер закрепляются за издателем, он является законным представителем автора, за исключением тех случаев, когда псевдоним позволяет точно идентифицировать автора.