Файл: Методы принятия управленческих решений. Метод СТЭМ для задачи принятия решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современной научной литературе можно встретить несколько подходов к изучению процесса принятия решения, но наиболее полно и углубленно об этом можно рассуждать, опираясь на положения, предложенные американским ученым М.Х. Месконом, который изучал вопрос вместе с группой коллег и предложил обобщенный вариант всех теоретических и практических вариантов. Новый труд Мескона известен под названием одноименной теории.

Управление – актуальная проблема с начала времен. Если для общей цели объединялись два человека и больше, то обязательно должен был решаться вопрос – кто всем управляет и как. Это требовалось для объединения усилий всех участников группы и достижения максимальной эффективности при координации действий группы. Таким образом возникали управляющие и подчиненные.

Позже, в период становления менеджмента, как науки, проблема управления занимала центральное место в теоретических и практических исследованиях практических менеджеров и ученых. Однако в стройную систему, в научную школу управление преобразовалось много позже – уже в конце 20-го столетия.

Вопрос принятия управленческого решения актуален на любом из управленческих уровней: на высоком уровне, топ-менеджеры организаций принимают т.н. стратегические решения. На среднем уровне решения могут быть тактическими или оперативными. На низшем уровне управления стратегические или тактические решения не принимаются, т.к. это прерогатива высшего уровня управления. Именно принятые решения и их адекватность, креативность и оригинальность дают понятие о профессиональном уровне менеджерам делают его приемлемым и даже желанным и искомым членом коллектива. От навыка и умения, даже таланта менеджера – принимать четкие и своевременные решения, находясь в штатной или внештатной ситуации, зависит благосостояние всей организации и каждого члена коллектива.

Факты, которые рассматривают менеджеры при принятии управленческих решений, должны быть прогнозируемыми для того, чтобы менеджер имел возможность сравнить последствия того или иного своего решения. Кроме того, информация должна быть доступной для понимания, т.к. менеджер на определенной стадии согласовывает свое решение со специалистами в разных областях и на разных иерархических ступенях. Качество принятых управленческих решений во многом зависят от достоверности той информации, основываясь на которую их принимают менеджеры. Однако достоверность информации должна сочетаться с ее прогнозируемостью.


Кроме таланта управления, для менеджера являются важными и другие профессиональные: знания, основанные на современных достижениях науки управления, это виртуозное применение тех апробированных инструментов, которые приносят стабильный и предсказуемый результат. Итак, понятно, что менеджер является человеком, который изучил науку управления на высоком уровне, перенял опыт и знания тех исследователей, которые создавали науку о менеджменте.

Актуальность работы.

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что любой вопрос, решаемый сегодня менеджерами в разных организациях, имеет целый ряд решений, выбор наилучшего из них – является прерогативой менеджера. Управленческая проблема возникает из ряда причин, которые являются исходными данными при решении задачи. Кроме того, причиной проблемы могут стать внешние или внутренние проблемы, либо одновременно и те и другие, что требует от современного менеджера знаний не только о собственной организации, но и современных знаний по макроэкономике, финансовым рынкам, рынкам труда и другим ключевым экономическим предметам. Отметим также навык моделирования ситуаций, которыми в совершенстве должен владеть человек, управляющий фирмой, знание техники и технологий решения поставленных задач и, таким образом, сделаем вывод о том, что тематика нашей работы современна и актуальна.

Цель курсовой работы – изучение процесса принятия управленческого решения при управлении персоналом организации, используя метод STEM.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие взаимосвязанные задачи:

  • Изучить суть и классифицировать управленческие решения,
  • Изучить факторы, воздействующие на принятие управленческого решения,
  • Изучить метод STEM, использующийся менеджерами в процессе принятия управленческого решения при управлении персоналом собственной фирмы.

Объектом являлся конкретный метод - принятие управленческого решения при управлении персоналом организации методом STEM.

Выполненная работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе рассмотрены проблемы выбора оптимального пути развития организации – т.е. стратегии, проблемы решения таких важных составляющих стратегии, как миссия организации, наиболее соответствующие стратегии тактические пути развития, выбор новой техники, технологий, персонала и др. В этой же главе рассмотрены научные методы принятия решений и отдельно рассматривается метод STEM.


Во второй главе рассматривается процесс принятия управленческих решений, кроме того рассмотрен процесс анализа и принятия управленческих решений.

В третьей главе рассмотрен пример применения метода STEM при управлении персоналом.

Глава 1. Управленческие решения, их суть и разнообразие

    1. Суть управленческих решений

Следует помнить, что почти все каждодневные решения мы принимаем без систематического продумывания, другие решения, например, куда отправиться жить после окончания университета, или какой стиль жизни удовлетворил бы нас - после размышлений, длящихся дни, месяцы, годы. Иногда в силу неосознаваемых психологических факторов мы уделяем непропорционально много внимания отдельным решениям. Именно принятие адекватного и своевременного решения определяет лицо и профессиональный уровень управленца. Несмотря на то, что принятие управленческого решения имеет сугубо научную основу и имеет в виду знание и применение современного инструментария, в условиях конкретной организации это превращается в креативный процесс. Поэтому любое принятое решение является оригинальным плодом деятельности и носит характер эксклюзивности.

В современной науке об управлении описываются несколько этапов принятия управленческого решения, а именно:

  • Формулировка целей,
  • Сбор и анализ информации, существующей вокруг имеющейся проблемы,
  • Создание (генерация) альтернатив решения проблемы,
  • Описание всех имеющихся ресурсов, могущих понадобится на пути решения проблемы.

Для того, чтобы последовательно и четко сформулировать процесс принятия управленческого решения, мы создали диаграмму (диаграмма 1). Но прежде определим суть процесса управленческого решения, как мы ее понимаем: процесс принятия управленческого решения состоит из логически связанных этапов, на каждом из которых лицо, принимающее решение, последовательно собирает информацию, анализирует создавшуюся ситуацию, генерирует несколько вариантов решения проблемы, выбирает наилучший, осуществляет его с помощью персонала и контролирует процесс осуществления.


Отобразим формулировки процесса принятия управленческого решения графически:

Эту схему мы считаем несовершенной, т.к. в ней возможны изменения, например: до анализа информации возможен этап определения критериев, т.е. подходов; либо могут поменяться местами звенья определения критериев и ресурсов. Кроме того звено контроля может вообще отсутствовать, подразумевается то, что контроль (мониторинг) может производится на каждом этапе этой цепочки. Добавим к этому разнообразие целей, которые зависят от характера предприятия, его организационно-правовой формы, отрасли, структуры предприятия, структуры управления, временного режима приянтия менеджером решения и т.д. Кроме того, процесс принятия управленческого решения во многом зависит от ситуации, в которой его необходимо принять.

В теории менеджмента, разумеется, существует всеми принятый вариант процесса принятия управленческого решения, который состоит из трех этапов: а) подготовка решения, б) его принятие и в) исполнение решения.

  1. Управляющие (управляющий) изучает ситуацию на предприятии, т.е. на микроуровне, затем исследует ситуацию внешнюю – исследует макроуровень и после этого начинает анализировать ресурсы – т.е. время, деньги, персоналии и т.д. Кроме того, производятся экономический и статистический анализ.
  2. После аналитического, наступает креативный период – менеджер создает альтернативы решений и затем выбирает наилучшую из них. Чем больше вариатив, тем больше шанс выбрать оптимальное решение.
  3. Решение уже принято и остается его привести в исполнение. Для этого необходимо создать схему последовательности исполнения, учитывающую не только сам процесс исполнения, но и персонификацию и ответственность лиц, исполняющих решение, принятое менеджером.

Решения, принимаемые менеджерами, обязательно завершается каким-либо результатом. Именно от конкретного результата, который желает получить менеджер, и принимается решение. Таким образом, все действия менеджера направлены именно на объединение знаний, опыта, навыков, ресурсов, инструментария и умений, для получения конкретного конечного результата.

Факты, которые рассматривают менеджеры при принятии управленческих решений, должны быть прогнозируемыми для того, чтобы менеджер имел возможность сравнить последствия того или иного своего решения. Кроме того, информация должна быть доступной для понимания, т.к. менеджер на определенной стадии согласовывает свое решение со специалистами в разных областях и на разных иерархических ступенях. Качество принятых управленческих решений во многом зависят от достоверности той информации, основываясь на которую их принимают менеджеры. Однако достоверность информации должна сочетаться с ее прогнозируемостью.


Необходимо отметить, что менеджер может принимать управленческое решение как длительно – собирая данные, обрабатывая и анализируя их, составляя вариации и выбирая оптимальную альтернативу, так и «по наитию», т.е. интуитивно, мгновенно. Разумеется, это зависит как от самой проблемы, ее важности и сроков, отпущенных на ее решение, так и от квалификации и опыта самого менеджера. Опытный менеджер, принимая решения изо дня в день, ежедневно на протяжении многих лет, в некоторых ситуациях ориентируется, как бы, по интуиции, однако в основе этой интуитивности лежат огромные знания и опыт принятия управленческих решений.

Качество принятых управленческих решений и в особенности их результат во многомзависят от достоверности той информации, основываясь на которую их принимают менеджеры. Однако достоверность информации должна сочетаться с ее прогнозируемостью. Добавим, что факты, которые рассматривают менеджеры при принятии управленческих решений, должны быть прогнозируемыми для того, чтобы менеджер имел возможность сравнить последствия того или иного своего решения. Кроме того, информация должна быть доступной для понимания, т.к. менеджер на определенной стадии согласовывает свое решение со специалистами в разных областях и на разных иерархических ступенях.

Принятие грамотного управленческого решения это центральная проблема науки управления. Тут необходим анализ всех сторон проблемы, которые связаны как с кэономическими, так и финансовыми, технологическими, техническими и оперативными вопросами производства. Таким образом, процесс управления обязательно должен быть последовательным и логически целенаправленным. Однако же необходимо учитывать и следующее обстоятельство: не смотря на то, что цель у управленцев одна – принятие максимально точного и эффективного управленческого решения, на начальном этапе таких решений должно быть несколько и чем больше, тем – лучше. Анализируя все возможные альтернативы и их возможные последствия, у менеджеров есть больше шансов, выбрать самое эффективное и самое оптимальное, из существующих решений поставленной перед ними проблемы.

    1. Классификация управленческих решений

Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.