Файл: Методы принятия управленческих решений. Метод СТЭМ для задачи принятия решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Далее на основе приведенной таблицы были определены начальные индексы (технические веса) критериев. Пусть (аlt;;р)у — среднее по v-му столбцу значение всех элементов, кроме максимального (равного I). Определим 
bv= I (amp;cp)v 

Диалог с ЛПР

Определяются векторы y1 и z1

Исслование области допустимых значений

Определение индексов и критериев. Оптимизация по глобальному критерию

НЕТ

Выбор ЛПР ограничений, накладываемых на критерий С1. Переход к новой области допустимых значений

Выбор критерия С1 с наименее удовлетворительным значением. Назначение удовлетворительного значения для критерия С1

Определение максимально возможных значений остальных критериев для ряда ограничений, наложенных на критерий С1

 
 

Окончательное решение

ДА

что позволяет получить:

Критерий

SA

EF

EB

ЕС

Х1

0,261

0,254

0,317

0,168

Такой способ определения технических весов отражает стремление найти в области допустимых решений вершину с наилучшими значениями по всем критериям. 
Затем проводилась оптимизация по глобальному критерию, что дало следующий результат: 

SA=O,965;

EF=O,85;

EB=O,45;

EC=O,675.

Для диалога с ЛПР значения по критериям EB и ЕС были представлены в единицах стоимости. ЛПР предъявлялись: вектор Zi максимальных значений, достигаемых при максимизации по каждому из критериев по отдельности, и вектор yi значений критериев, достигаемых при оптимизации по глобальному критерию с приведенными выше индексами:

zi={l; I; -276; -157};

yi={0,965; 0,85; -1920; -1269}.

Перед ЛПР был поставлен вопрос: все ли компоненты вектора yi имеют удовлетворительные значения? При ответе на этот вопрос использовался вектор Zi, компоненты которого представляли собой максимально возможные (недостижимые одновременно) значения компонентов вектора у\. Руководитель определил значение по критерию EB как наименее удовлетворительное и нашел нижний уровень по критерию ЕВ: -1000. 

Далее были найдены максимально возможные значения трех прочих критериев при ряде ограничений, дополнительно накладываемых на критерии ЕВ:


Критерий


ЕВgt;

-750


ЕВgt;

-1000


ЕВgt;

-1250


ЕВgt;

-1500

SA

0,67

0,78

0,84

0,90

EF

0,62

0,72

0,82

0,88

ЕС

-731

-157

-57

-157

При рассмотрении этой таблицы руководитель выбрал вектор при EB gt; —1500 как обеспечивающий приемлемый компромисс между повышением качества по критерию EB и понижением качества по критериям SA и EF. Для новой области допустимых решений (при EB gt; -1500) приведенным выше способом были подсчитаны новые значения индексов для трех критериев:

Критерий J

SA

EF

ЕС

Xi1 I

0,885

0,775

0,910

Далее была проведена оптимизация по глобальному критерию с индексами. Полученное решение (вектор у2 ) вместе с вектором Z2 максимальных значений критериев, достигаемых уже при новой области допустимых значений переменных 

z2={0,9; 0,88; -157},

у2={0,885; 0,775; -1068},

было предъявлено ЛПР во время третьего диалога с ним. Руководитель определил значение по критерию ЕС как наименее удовлетворительное и выбрал в качестве нижнего уровня по ЕС значение -600. 
Затем были определены максимально возможные значения двух критериев при ряде ограничений, накладываемых на ЕС:


Критерий


ЕС gt;

-800


ЕС gt;

-600


ЕС gt;

-400


SA


0,85


0,8


0,73


EF


0,8


0,75


0,68

Руководитель выбрал вектор при ЕС gt; -800 как обеспечивающий приемлемый компромисс между повышением качества по критерию ЕС и понижением качества по критериям SA и EF. Зная сильную взаимозависимость критериев SA и EF, он выбрал решение, соответствующее максимуму EF, как окончательное решение проблемы:

SA=O,76;

EF=O,8;

ЕВ=-1500;

ЕС=55-800.

 
На рис. 1 приведена блок-схема метода STEM.

Рис. 1. Блок-схема метода STEM

Предшественниками методов принятия решений вр многих случаях являются методы исследования операций С помощью этих методов исследования операций:


а) разрабатываются модели, описывающие объективную реальность,

б) определяется единственный критерий оптимальности решения;

в) рассчитывается оптимальное решение

Существенное отличие проблем принятия решений от проблем исследования операций состоит в наличии многих критериев оценки качества решения Компромисс между критериями может быть найден только на основе предпочтений ЛПР Существует особый класс задач принятия решений, в которых модели имеют объективный характер (как в задачах исследования операций), но качество решений оценивается по многим критериям 
Эти задачи могут быть названы многокритериальными задачами с объективными моделями Они находятся на границе между исследованием операций и принятием решений.

 Одним из первых многокритериальных методов является метод «стоимость-эффективность» Он включает в себя два этапа: построение моделей стоимости и эффективности; синтез оценок стоимости и эффективности. 
На втором этапе используются подходы. оптимизация по одному критерию при заданном ограничении по второму, построение множества Э-П 
Средством решения многокритериальных задач с объективными моделями являются человекомашинные процедуры (ЧМП) ЧМП представляют собой циклический процесс взаимодействия ЛПР и компьютера. Каждый шаг ЧМП состоит из фазы анализа, выполняемой ЛПР, и фазы расчетов, выполняемой компьютером. 

Можно выделить три группы ЧМП:

1) прямые, основанные на выборе коэффициентов важности критериев;

2) ЧМП сравнения векторов;

3) ЧМП поиска удовлетворительных значений критериев Одной из первых ЧМП является STEM, основанная на идее последовательного наложения ограничений на критерии. 

Заключение

В современной научной литературе можно встретить несколько подходов к изучению процесса принятия решения, но наиболее полно и углубленно об этом можно рассуждать, опираяся на положения, предложенные американским ученым М.Х. Месконом, который изучал вопрос вместе с группой коллег и предложил обощенный вариант всех теоретических и практических вариантов. Новый труд Мескона известен под названием одноименной теории.

Управление – актуальная проблема с начала времен. Если для общей цели объединялись два человека и больше, то обязательно должен был решаться вопрос – кто всем управляет и как. Это требовалось для объединения усилий всех участников группы и достижения максимальной эффективности при координации действий группы. Таким образом возникали управляющие и подчиненные.


Позже, в период становления менеджмента, как науки, проблема управления занимала центральное место в теоретичнских и практических исследованиях практических менеджеров и ученых. Однако в стройную систему, в научную школу управление преобразовалось много позже – уже в конце 20-го столетия.

Вопрос принятия управленческого решения актуален на любом из управленческих уровней: на высоком уровне, топ-менеджеры организаций принимают т.н. стратегические решения. На среднем уровне решения могут быть тактическими или оперативными. На низшем уровне управления стратегические или тактические решения не принимаются, т.к. это прерогатива высшего уровня управления. Именно принятые решения и их адекватность, креативность и оригинальность дают понятие о профессиональном уровне менеджерам делают его приемлемым и даже желанным и искомым членом коллектива. От навыка и умения, даже таланта менеджера – принимать четкие и своевременные решения, находясь в штатной или внештатной ситуации, зависит благосостояние всей организации и каждого члена коллектива.

Подводя итог своей работе, можно сделать следующие выводы.

Принятие управленческих решений является очень важным фактором в деятельности любой современной фирмы. Без правильного принятия управленческих решений, эффективного руководства вряд ли возможно экономическое процветание фирмы.

Факты, которые рассматривают менеджеры при принятии управленческих решений, должны быть прогнозируемыми для того, чтобы менеджер имел возможность сравнить последствия того или иного своего решения. Кроме того, информация должна быть доступной для понимания, т.к. менеджер на определенной стадии согласовывает свое решение со специалистами в разных областях и на разных иерархических ступенях. Качество принятых управленческих решений во многом зависят от достоверности той информации, основываясь на которую их принимают менеджеры. Однако достоверность информации должна сочетаться с ее прогнозируемостью. Любой хозяйствующий субъект сталкивается с ежедневной необходимостью принятия управленческих решений. Причем этот вопрос должен быть решен на любом из управленческих уровней – это высший, средний и низший уровень управления. На высоком уровне, топ-менеджеры организаций принимают т.н. стратегические решения. На среднем уровне решения могут быть тактическими или оперативными. На низшем уровне управления стратегические или тактические решения не принимаются, т.к. это прерогатива высшего уровня управления. Именно принятые решения и их адекватность, креативность и оригинальность дают понятие о профессиональном уровне менеджераб делают его приемлемым и даже желанным и искомым членом коллектива. От навыка и умения, даже таланта менеджера – принимать четкие и своевременные решения, находясь в штатной или внештатной ситуации, зависит благосостояние всей организации и каждого члена коллектива.


Отметим, что талант не является обязательным компонентом, при принятии менеджера на работу. Естественно, он желателен, но главным, все же, являются другие профессиональные данные сотрудника – это знания, основанные на современных достижениях науки управления, это виртуозное применение тех аппробированных инструментов, которые приносят стабильный и предсказуемый результат. Итак, понятно, что менеджер является человеком, который изучил науку управления на высоком уровне, перенял опыт и знания тех исследователей, которые создавали науку о менеджменте.

Любой вопрос, решаемый сегодня менеджерами в разных организациях, имеет целый ряд решений, выбор наилучшего из них – является прерогативой менеджера. Любая проблема возникает из целого клубка причин, которые являются исходными данными при решении задачи. Кроме того, причиной проблемы могут стать внешние или внутренние проблемы, либо одновременно и те и другие, что требует от современного менеджера знаний не только о собственной организации, но и современных знаний по макроэкономике, финансовым рынкам, рынкам труда и другим ключевым экономическим предметам. Отметим также навык моделирования ситуаций, которыми в совершенстве должен владеть человек, управляющий фирмой, знание техники и технологий решения поставленных задач и, таким образом, сделаем вывод о том, что тематика нашей работы современна и актуальна.

Совершенствование процесса принятия управленческих решений и соответственно повышение качества принимаемых решений достигается за счет использования научного подхода, моделей и методов принятия решений. Модель является представлением системы, идеи или объекта. Необходимо использовать модели из-за сложности организаций, невозможности проводить эксперименты в реальном мире, необходимости заглядывать в будущее. Основные типы моделей: физические, аналоговые и математические (символические). Общими проблемами моделирования являются недостоверные предпосылки, информационные ограничения, плохое использование результатов и чрезмерные расходы.

Целью курсовой работы было изучение проесса принятия управленческого решения ЛПР. Для этого нами последовательно были решены следющие взаимосвязанные задачи: мы изучили суть управленческих решений, классифицировали их, рассмотрели факторы, воздействующие на принятие управленческого решения, изучили медот иерархий, использующийся менеджерами в процессе принятия управленческого решения.

Таким образом, считаем, что цель курсвой работы нами достигнута.