Файл: Налоговые регистры по НДФЛ (Теоретические аспекты порядка ведения налогового учета по НДФЛ и предоставление отчетности в налоговые органы).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
раскрыть понятие и сущность НДФЛ;
выявить формы регистров налогового учета агентов по НДФЛ;
дать организационно-экономическую характеристику ОАО "Курский хладокомбинат";
раскрыть организацию системы учета НДФЛ;
предложить пути совершенствования НДФЛ.
1.1 Экономическая сущность НДФЛ
1.2 Порядок расчета и ставки НДФЛ
1.3 Формы регистров налогового учета агентов по НДФЛ
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО "Курский хладокомбинат"
2.2 Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в ОАО "Курский хладокомбинат"
2.3 Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц
3.2 Пути реформирования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации
По общему правилу, согласно п.1 ст.210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Статьей 217 НК РФ установлены исключения из этого общего правила, т.е. виды доходов, не облагаемые НДФЛ.
В силу п.3 названной нормы не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с увольнением работников.
Таким образом, проблемы связанные с исчислением и уплатой НДФЛ в ОАО "Курский хладокомбинат" в основном связаны с исчислением и уплатой НДФЛ в нестандартных ситуациях. Как правило, Общество минимизирует налоговые риски, используя менее рискованные методы.
3.2 Пути реформирования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации
Основные направления реформирования НДФЛ связаны направлены на решение выше рассматриваемых проблем - плоская шкала налогообложения, система предоставления льгот и вычетов по НДФЛ, администрирования налогов. В основных направлениях налоговой политики на 2014 год рассмотрены данные проблемы. Планируется, что в долгосрочном периоде будет сохранена ставка налога на доходы физических лиц для большинства видов доходов в размере 13%. Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не предполагается. Рост реальной зарплаты и фонда оплаты труда остается единственной целью государственной политики, с которой связан НДФЛ. В этом смысле существование 13% -ной ставки НДФЛ абсолютно адекватно, так как уменьшает налоговую нагрузку с выплат в пользу работников. Одновременно через уменьшение налоговой нагрузки на организации и другие меры по увеличению их инвестиционного климата создается основа для дальнейшего экономического роста, а это, в свою очередь, ведет через рост экономики и рост предприятий к росту фонда оплаты труда и реальной зарплаты.
В настоящее время налогу на доходы физических лиц отведена в основном регулирующая роль, выражающаяся в содействии в решении следующих задач: легализация доходов населения, что должно вести к росту поступлений от него и одновременно содействовать росту благосостояния населения страны, повышать уровень инвестиционной активности с целью вложения средств в экономику страны. Использование в настоящее время твердой ставки НДФЛ в размере 13% является вполне обоснованным и адекватным тем задачам, которые стоят перед экономикой. В России на сегодняшний день не решена проблема уклонения от уплаты НДФЛ, что не создает условий для повышения его фискальной и регулирующей роли путем введения прогрессии. Предлагается систематизировать ряд предоставляемых в настоящее время освобождений от налогообложения в отношении социально значимых выплат (доходов), таких как:
компенсационные выплаты, связанные с бесплатной выдачей работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или соответствующих выплат в денежной форме, а также бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания;
гранты Президента Российской Федерации, выделяемые для проведения научных исследований, и гранты, предоставленные для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации.
материальная помощь, выплачиваемая органами службы занятости безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.
В настоящее время на основании п.1 ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.
В Письме от 27.03.2016 № 03-04-05/6-294 Минфин России со ссылкой на Постановление ВАС РФ от 08.06.2010 № 1798/10 подчеркнул, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу п.1 ст.217 Налогового кодекса РФ не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц;
материальная помощь, выплачиваемая из стипендиального фонда студентам.
оплата стоимости проезда физических лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту проведения отпуска (отдыха) на территории Российской Федерации и обратно и провоза их багажа.
суммы доходов, освобождаемых от налогообложения, в отношении доходов в виде помощи и подарков, получаемых ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в периоды войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
денежные средства, выплачиваемые органами службы занятости в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность. В настоящее время предполагается более детальная проработка вопросов в данной области, в частности вопроса об освобождении от налогообложения средств, выплачиваемых физическим лицам при направлении их органами службы занятости в другую местность на работу или обучение;
П.33 ст.217 Налогового кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения помощи (в денежной и натуральной формах), а также подарков, которые получены указанными категориями граждан в части, не превышающей 10 000 руб. за налоговый период.
В основных направлениях предполагается снять ограничения на указанные суммы доходов, не облагаемые налогом на доходы физических лиц.
В основных направлениях налоговой политики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов указывается на необходимость систематизации перечня доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, а также устранения имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм.
В отношении имущественного налогового вычета по НДФЛ (предоставляемого при приобретении жилья в сумме до 2 млн. руб.) предполагается уйти от принципа предоставления налогового вычета по НДФЛ только лишь по одному объекту имущества. Планируется предоставить физическим лицам право на обращение в налоговые органы за получением имущественного налогового вычета многократно вплоть до полного использования предельной суммы налогового вычета.
Помимо этого во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 01.03.2015 № 6-П указывается на необходимость установления порядка получения имущественного налогового вычета родителями (в т. ч. усыновителями, приемными родителями, опекунами, попечителями), осуществляющими новое строительство или приобретение за свой счет имущества в собственность несовершеннолетних детей.
УФНС России по г. Москве в Письме от 18.06.2015 № 20-14/52818@, принимая во внимание Постановление Конституционного Суда РФ от 01.03.2015 № 6-П, указывает, что в случае, если ребенок был несовершеннолетним на момент приобретения и оформления квартиры в собственность, налогоплательщик (мать ребенка) вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом с соблюдением норм, предусмотренных п.7 ст.78 НК РФ.
Предлагается создание стимулов для долгосрочных инвестиций на финансовых рынках путем создания равных или сопоставимых налоговых условий для всех видов долгосрочных инвестиций физических лиц. Данные меры можно реализовать путем введения в некоторых случаях новых льгот, а в иных случаях ужесточая применяемые в настоящее время ограничения.
Для этих целей предлагаются следующие подходы:
введение инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет, а также инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, состоящих из указанных выше ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет. Вместе с тем планируется не предоставлять подобного вычета при получении доходов от прямых инвестиций. Для этого необходимо ограничить предельную сумму доходов, освобождаемых от налогообложения при продаже акций, величиной финансового результата, получаемого от реализации количества акций в размере не более 3 млн. руб. за каждый год владения ценными бумагами. На основе метода учета запасов ФИФО предлагается установить правила расчета необлагаемой суммы исходя из срока владения ценными бумагами. Данная мера позволит связать срок владения ценными бумагами и размер освобождаемого от налогообложения дохода;
освобождение от налогообложения процентов, получаемых физическими лицами по банковским вкладам.
Предлагается ввести новый лимит на размер освобождаемых процентов по вкладам: по вкладам в рублях - в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 3 процентных пункта, а по вкладам в иностранной валюте - до 6% годовых. К 2018 - 2020 гг. предлагается установление абсолютного значения предельной суммы освобождаемых процентов для физического лица, а также процентных доходов по обращающимся облигациям с обязательным централизованным хранением. Возможно введение обязательного информирования банками налоговых органов о суммах начисленных процентов по банковским вкладам;
освобождение от налогообложения доходов физических лиц от реализации жилой недвижимости, земельных участков, гаражей и долей в имуществе. Однако такое освобождение должно предоставляться только в том случае, если в собственности физического лица на дату продажи объекта имущества помимо продаваемого объекта не находилось более трех таких объектов;
включение в законодательство о ценных бумагах понятия "индивидуальный инвестиционный счет", а также требований к осуществлению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, связанных с ведением индивидуальных инвестиционных счетов. Физические лица могут получить возможность выбора: воспользоваться инвестиционным налоговым вычетом либо в сумме денежных средств, внесенных на такой индивидуальный инвестиционный счет (не более 400 тыс. руб. за налоговый период), либо в сумме доходов, полученных по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, при условии истечения не менее пяти лет с даты заключения налогоплательщиком договора на ведение индивидуального инвестиционного счета.
Роль налога на доходы физических лиц для консолидированного бюджета Российской Федерации не слишком велика. Однако для территориальных бюджетов он выступает важным доходным источником. Это связано с нормативами перераспределения налога в бюджетной системе. Являясь федеральным налогом, он поступает в территориальные бюджеты. В соответствии с Бюджетным кодексом налог на доходы физических лиц перераспределяется между бюджетом субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.
Сложившаяся ситуация подтверждает необходимость укрепления НДФЛ как важнейшего источника доходов муниципальных образований.
В отношении НДФЛ обсуждается вопрос о переводе его в состав региональных налогов. Это обеспечит субъекты Российской Федерации инструментами для привлечения налогоплательщиков на территорию благодаря изменению основных элементов налога (ставок, льгот).