Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие интеллектуальной собственности и её основы
1.2 История развития интеллектуальной собственности и методов её защиты
1.3 Система интеллектуальной собственности в России
2.2 Подача и рассмотрение заявки на выдачу патента в Патентном ведомстве России
Закон учитывает необходимость соответствия российского законодательства международным обязательствам Российской Федерации, а также перспективу участия в Соглашении о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности в связи с ожидаемым вступлением во Всемирную торговую организацию и присоединением к договорам ВОИС 1996 г., а также директивам ЕС.
Глава 72 «Патентное право» посвящена правовой охране изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. Она включает традиционные для патентного права положения, составляющие в настоящее время содержание Патентного закона РФ, в том числе необходимые для регламентации возникновения, существования и гражданского оборота патентных прав административно-правовые нормы, предусматривающие процедуру государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности и выдачу патентов. Особое внимание уделено содержанию исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец и способам распоряжения этим правом. Впервые в качестве самостоятельного отчуждаемого права автора изобретения, полезной модели, промышленного образца определяется право на получение патента.
Глава 73 «Право на селекционное достижение» в основном воспроизводит нормы закона РФ «О селекционных достижениях», несколько видоизмененные с учетом необходимости их кодификации с сохранением специфики охраны селекционных достижений, связанной с особенностями самих биологических объектов.
Глава 74 «Право на топологии интегральных микросхем» соответствует нормам закона РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем».
Глава 75 «Право на секрет производства (ноу-хау)» является новой для российского законодательства с учетом положений федерального закона «О коммерческой тайне». Здесь определены признаки секрета производства, содержание исключительного права на него, особенности договора об отчуждении прав на секрет производства и соответствующего лицензионного договора, а также взаимоотношения работника и работодателя в связи с созданием служебного секрета производства.
Глава 76 «Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий» содержит нормы, касающиеся прав на фирменное наименование, товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческое обозначение. Средства индивидуализации предназначены для использования в коммерческом обороте и охраняются в целях защиты прав предпринимателей. Определены требования к содержанию фирменного наименования как объекта прав. Основанием возникновения исключительного права на фирменное наименование является государственная регистрация юридического лица. Важным изменением в правовом режиме является прямой запрет распоряжения исключительным правом на фирменное наименование, в том числе путем его отчуждения или предоставления права использования по лицензионному договору. Изменения в части правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания коснулись в основном редакции и расположения отдельных статей с целью приведения положений о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров в соответствие с общими положениями об охране интеллектуальных прав.
Право на коммерческое обозначение – это аналог широко известного в мире права на вывеску. Коммерческое обозначение может быть использовано не только коммерческими юридическими лицами, но и некоммерческими организациями, а также индивидуальными предпринимателями. Коммерческие обозначения не требуют регистрации и не подлежат обязательному включению в единый государственный реестр юридических лиц. В главе дана общая характеристика содержания исключительного права на коммерческое обозначение, предусматриваются ограничения в распоряжении этим правом: оно может перейти к другому лицу только в составе предприятия, для индивидуализации которого используется.
Глава 77 «Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии» имеет своей целью уточнение
прав Российской Федерации на объекты интеллектуальной собственности, в том числе на формирование государственного имущества.
Государственное имущество имеет несколько разновидностей. Во-первых, это имущество Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принадлежащее им на праве собственности. Во-вторых, это имущество, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, распределенное между государственными автономными и бюджетными учреждениями, а также иными государственными организациями. Права государственных учреждений на материальные и нематериальные активы и имущество не являются в полной мере правами государства на них. Исключительные права государственной организации – это вообще не права государства. Как правило, государственные организации создают объекты интеллектуальной собственности в результате исполнения государственного заказа.
Государственный заказ можно представить как поручение, выдаваемое уполномоченным органом государственной власти от имени государства на выполнение определенной государственной операции, оплачиваемой за счет средств государственного бюджета или иных централизованных государственных средств (внебюджетных фондов). В государственном заказе государство выступает непосредственно как таковое, и закон именует его казной. Основания возникновения прав казны раскрываются главным образом при рассмотрении понятия «казенное изобретение» – изобретение, принадлежащее казне. Казенное изобретение следует отличать от изобретения, принадлежащего государственной организации. Казенное изобретение принадлежит непосредственно государству как таковому, а не государственной организации. Права казны на изобретения возникают по общим основаниям, тем же, что и у остальных правообладателей.
Государство как таковое не может непосредственно использовать изобретения. Их нормальную эксплуатацию в экономическом обороте могут осуществлять только хозяйствующие организации. Достаточно сложно обстоит дело и с правом государства на распоряжение. Государство может осуществлять гражданско-правовое полномочие распоряжения и делает это при передаче права на результат, прежде всего изобретение, частным лицам, в том числе иностранцам, путем гражданско-правовых сделок.
Государственное изобретение может выступать как объект отчуждения или лицензии. Оно может передаваться в составе изделия (технологического процесса), в котором использовано.
Глава 77 принципиально отличается от иных глав. Она стоит особняком не только по отношению к сложности объекта правового регулирования, но и по глубине проработки. Право использования, регулированию которого посвящена глава 77, возникает у лица (или у Российской Федерации) как вторичное право на сложный объект, который включает несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (см. ст. 1240) и представляет собой единую технологию (см. ст. 1542), созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета. Лицу, организовавшему создание единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации (исполнителю), принадлежит право на созданную технологию, за исключением случаев, когда это право принадлежит Российской Федерации или субъекту Российской Федерации. Цель правил данной главы разработчики видели в том, чтобы предотвратить нецелевое расходование и хищение бюджетных средств, выделяемых на проведение научных исследований и разработок, создание важных для обороны и экономики страны новых технологий, дабы стимулировать практическое применение этих технологий и их введение в экономический оборот.
Глава 77 в ее нынешнем виде может быть рассмотрена только как заявление о намерениях правового регулирования. Она не решает, к сожалению, ни одной из конкретных задач, стоящих перед участниками инновационной или иной высокотехнологичной деятельности. Положения главы 77 декларативны, дефиниции недостаточно отработаны, а потому спорны. Чтобы разрешить некоторые вопросы, принят закон «О передаче прав на единые технологии» от 25 декабря 2008 г. № 284–ФЗ.
В Российской Федерации государственная система промышленной собственности организационно объединена с системой авторского права под эгидой федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности – Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент).
Роспатент является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, включая патенты и товарные знаки.
Роспатент находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.
К 2004 г. сформировалась структура Федеральной службы по интеллектуальной собственности:
- центральный аппарат;
- Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС);
- Палата по патентным спорам.
К подведомственным организациям, выполняющим функции по обеспечению деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, относятся: Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС); Информационно-издательский центр; Федеральное государственное предприятие Домодедовский производственный комплекс (ДПК Роспатента); Государственное унитарное предприятие «Радомир»; Федеральное унитарное предприятие Региональный центр «Югпатент» (г. Ростов-на-Дону).
Главными задачами Федеральной службы по интеллектуальной собственности являются:
- правовая охрана промышленной собственности на территории РФ;
- обеспечение формирования государственного фонда патентной документации, создание условий для его сохранности и публичного
использования;
- организация информационной и издательской деятельности в области охраны промышленной собственности;
- организация подготовки специалистов в области охраны
промышленной собственности;
- содействие созданию правовых условий для развития научно-технического и художественно-конструкторского творчества в РФ;
- осуществление международного сотрудничества в области охраны
промышленной собственности.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности проводит работу по обеспечению практики применения действующего законодательства в рассматриваемой области и на основе проведенного анализа издает разъяснения по его применению. Кроме того, в пределах своей компетенции Федеральная служба по интеллектуальной собственности самостоятельно принимает правила и иные подзаконные акты, развивающие положения Гражданского кодекса РФ. Так, в соответствии с п. 3 ст. 1247 Гражданского кодекса Федеральная служба по интеллектуальной собственности определяет порядок аттестации и регистрации патентных поверенных, согласно п. 4 ст. 1374 устанавливает дополнительные требования к заявкам на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, согласно п. 1 ст. 1394 определяет полный состав сведений о выданных патентах и т. д. В целях унификации и упорядочения работы с заявками, возражениями, жалобами и другими материалами Федеральная служба по интеллектуальной собственности устанавливает единые формы документов, связанных с охраной промышленной собственности.
Предоставление правовой охраны на объекты промышленной собственности – основная и традиционная деятельность любого патентного
ведомства. Она включает в себя целый ряд конкретных функций, связанных с проведением государственной экспертизы отечественных и иностранных заявок на выдачу охранных документов, регистрацию лицензионных договоров о предоставлении права на использование объектов промышленной собственности и т. д.
Одной из задач Федеральной службы по интеллектуальной собственности является организация информационной и издательской деятельности в области охраны промышленной собственности и постоянное ее совершенствование. В этих целях Федеральная служба по интеллектуальной собственности обеспечивает комплектование государственного фонда, организует его хранение и осуществляет библиотечно-информационное обслуживание экспертов, других специалистов и читателей, обеспечивает в установленном порядке международный обмен патентной документацией. Федеральной службой по интеллектуальной собственности издаются официальные бюллетени со сведениями, касающимися охраны промышленной собственности, а также выпускаются другие периодические издания и литература по вопросам, относящимся к ее компетенции.
Задачей Федеральной службы по интеллектуальной собственности является организация подготовки специалистов в области охраны промышленной собственности. Большое значение имеет и осуществляемая ею государственная аттестация и регистрация патентных поверенных.
Содействуя созданию правовых условий для развития научно-технического и художественно-конструкторского творчества, Федеральная служба по интеллектуальной собственности разрабатывает, принимает и издает в пределах своей компетенции правила и разъяснения по применению законодательства РФ в области охраны промышленной собственности.
Наконец, Федеральная служба по интеллектуальной собственности осуществляет международное сотрудничество по вопросам охраны промышленной собственности, представляет Россию в соответствующих международных организациях, принимает меры, направленные на выполнение обязательств РФ, вытекающих из международных договоров и соглашений, проводит мероприятия по международному сотрудничеству, организует в этой области изучение и использование зарубежного опыта.
Финансирование центрального аппарата Федеральной службы по интеллектуальной собственности осуществляется за счет средств государственного бюджета, финансирование подведомственных ей организаций производится за счет патентных пошлин, ассигнований из бюджета и внебюджетных источников.