Файл: Понятие интеллектуальной собственности и её основы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.

1.1 Понятие интеллектуальной собственности и её основы

1.2 История развития интеллектуальной собственности и методов её защиты

1.3 Система интеллектуальной собственности в России

ГЛАВА 2. Правовое регулирование оформления и передачи права интеллектуальной собственности. Юридическая ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности

2.1 Условия охраноспособности изобретения, полезной модели, промышленного образца. Юридическая сущность патента

 2.2 Подача и рассмотрение заявки на выдачу патента в Патентном ведомстве России

2.3 Договор отчуждения исключительного права и лицензионные договоры в сфере промышленной собственности

2.4 Договоры в сфере авторского права

​​​​​​​2.5 Понятие защиты субъективных прав патентообладателей и авторов. Гражданско-правовая, административно-правовая, уголовная ответственность за нарушение права интеллектуальной собственности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «интеллектуальная собственность» является обобщающим по отношению к целому ряду правовых институтов, из которых наиболее значимыми являются институт коммерческой тайны, патентное право, авторские права и товарные знаки. Законодательство о коммерческой тайне и патентное право способствуют исследованиям и развитию новых идей. Авторское право способствует созданию литературных, художественных и музыкальных произведений, а также программного обеспечения для компьютеров. Законодательство о товарных знаках «увязывает» продукт с его производителем.

Коммерческая тайна в форме производственных секретов существовала с незапамятных времен. Древние мастера, несомненно, охраняли приемы, с помощью которых они превращали камни в орудия. Эти мастера задолго до возникновения какой бы то ни было правовой защиты знали, какое преимущество они получали от знания этих секретов. Однако обладание секретами, в сущности, дает лишь ограниченную защиту. Только тысячелетия спустя возникло право, охраняющее секреты производства. Охрана секретов развилась в отрасль небывалого значения, а технические знания и коммерческая тайна превратились в наиболее существенные ценности многих отраслей бизнеса.

Патентное право стало развиваться относительно недавно. Можно сказать, что патентное право служит определенным признанием несовершенства системы рыночной экономики, ибо рыночная экономика, хорошо приспособленная для обеспечения производства и распределения товаров, малопригодна для того, чтобы побуждать к созданию новых и лучших товаров. Это связано с тем, что при изобретении нового продукта в чисто рыночной системе конкуренты тотчас его копируют и сводят его цену до стоимости производственных затрат, тем самым снижая прибыль до уровня, на котором невозможно возместить расходы на исследования и разработки, приведшие к появлению изобретения. Патентное право как раз и возникло для разрешения этой проблемы. Обеспечивая охрану изобретения от конкурентов на долгие годы вперед, патент увеличивает шансы получения прибыли и, тем самым, стимулирует изобретательство.

Точно так же, как институт патентования способствует развитию и исследованиям нового, авторское право содействует созданию литературных произведений. На написание книги могут уйти годы. В рыночной системе в чистом виде, если книга успешно продается, другие издатели сразу же издадут ту же самую книгу. Такая конкуренция приведет к снижению цены, что, соответственно, породит нежелание авторов и издателей затрачивать много времени и денег, требующихся для написания и издания книги. Обеспечивая охрану прав автора и издателя, авторское право создает экономический стимул к созданию новых произведений.


Товарный знак имеет совсем иную функцию. Когда еще торговля велась на уровне деревенского рынка, простыми товарами, покупатели лично знали продавцов и легко могли оценивать качество товаров (например, ощупывать фрукты). Со временем рынки развились до уровня национальных и международных, возникло массовое производство товаров, зачастую дорогих и сложных, и определение производителя конкретного продукта стало чрезвычайно важным вопросом. Товарный знак с пользой служил как производителю, так и покупателю. Производители высококачественных товаров начали ставить свой товарный знак, и поскольку они уже имели завоеванную репутацию, то могли назначать более высокую цену. Покупатель же мог относиться к товару с доверием, ибо знал репутацию конкретного производителя.

ГЛАВА 1.

1.1 Понятие интеллектуальной собственности и её основы

Интеллектуальная собственность базируется на знании. Одно из наиболее общих определений знания дает Ф.Махлуп: «Знания – любая форма представлений частей реального и предполагаемого мира, на каком-либо носителе» Это определение немного неполное, так как оно подразумевает под знанием лишь ту информацию, которая зафиксирована на каком либо носителе. Но есть и та категория знаний, которая не зафиксирована на каких либо материальных носителях и носит абстрактный характер, существуя лишь в сознании создателя или в форме навыков и умений, важность которых невозможно отрицать. В данном случае более подходящим будет определение, данное в словаре Ожегова: «Знание – совокупность закрепленных в сознании и мышлении фактов действительности, относящихся к той или иной области. До момента фиксации на каком-либо носителе знание неотделимо от его источника – человека»

Наиболее полная классификация знаний была разработана Европейской комиссией и представлена в 2003 году. По этой классификации знания делятся на следующие категории:

· научные знания, формируемые в университетах, при фундаментальных исследованиях, в государственных научно-исследовательских институтах, в частных центрах инновационных исследований;

· технические (технологические) знания, основными источниками которых являются компании предпринимательского сектора, проводящие собственные исследования и разработки, институты предпринимательского сектора, государственные научные учреждения и университеты, а также исследовательская активность в новых предпринимательских структурах, развивающаяся как при создании нового бизнеса, так и в качестве побочного продукта от основных исследований;


· инновации, осуществляемыми компаниями предпринимательского сектора и при открытии новых производств;

· интеллектуальный капитал, создаваемый в результате деятельности университетов по подготовке высококвалифицированных специалистов и кадров, в процессе исследований в государственном и предпринимательском секторах;

· квалификации (компетенции), получаемые в процессе обучения в высших учебных заведениях, в корпоративном секторе, на профессиональных курсах или являющиеся результатами профессионального опыта работников во всех сектора экономики, включая предпринимательский сектор;

· информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) создаваемые в корпоративном секторе и распространяемые в результате применения и деятельности сетевых структур.

Но не любое знание может быть объектом интеллектуальной собственности. Поэтому в соответствии с мировой практикой и материалами Стокгольмской конференции 1967г (учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС)) под интеллектуальной собственностью понимаются права, относящиеся к литературным, художественным, научным произведениям, исполнительской деятельности, изобретениям, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениями.

Таким образом, интеллектуальная собственность представляет собой некоторый тип информации, который может принадлежать какому-либо лицу (или группе лиц) и использоваться с целью получения экономической выгоды.

На мой взгляд, рассматривая экономическую сущность интеллектуальной собственности, говоря о её основах, стоит упоминать не знание, имеющее несколько философскую природу, а более конкретное определение – «информация».

Стоить заметить, что информация (как объект интеллектуальной собственности) обладает рядом особенностей и отличается от любого другого ресурса:

· Информационный ресурс невозможно полностью использовать (если какая либо информация была использована, то это не значит, что её нельзя использовать еще раз, так как при использовании информация не исчезает).

· Информация не отчуждаема. При продаже информации владелец продолжает пользоваться информацией, так как невозможно её уничтожить в его сознании.

· Информация обладает универсальной делимостью и воспроизводимостью.

· Информация может практически беспрепятственно и моментально распространяться во времени (учитывая развитие современных технологий, можно сказать, что у информации нет границ распространения).


· При производстве продуктов, тесно связанных с использованием интеллектуальных ресурсов, например, программного обеспечения, структура издержек значительно отличается от издержек производства обычных товаров. Так, при создании программы для ЭВМ значительны издержки на производство первого экземпляра, но при этом предельные издержки, связанные с производством (по сути – копированием) последующих единиц товара несравнимо меньше.

1.2 История развития интеллектуальной собственности и методов её защиты

Для глубокого анализа проблем интеллектуальной собственности и её роли в мировой экономике необходимо обратиться к её истории, проследить этапы её становления, эволюцию взглядов общества на интеллектуальную собственность, причем не только в России, но и во всем мире.

Возникновение проблемы охраны интеллектуальной собственности зарождается и развивается одновременно с появлением рынка.

Возникновение первого прототипа патента относят к 1234 году. Портной, разработавший ранее неизвестное лекало верхней одежды, пользовался эксклюзивным правом на его использование в течение 15 лет. К первому в мире патенту относят патент на изобретение корабельного поворотного крана, выданный в 1421 году во Флоренции архитектору Питти Филиппо Брунчелли.

Первый в мире патентный закон был принят в Венеции в 1474 году. В соответствии с ним каждый гражданин Республики имел право запрещать всем использование его разработки в производстве в течение 10 лет. Интересно, что первые патентные законы возникают в странах, обладающих двумя главными признаками:

1. развитые рыночные отношения;

2. высокий уровень технического развития, либо специфические, никому более не известные технологии (например, Венеция, ревностно охранявшая секреты производства некоторых видов стекла).

Считается, что регулярная законная монополия на изготовление новых изделий впервые появилась к Великобритании. Основы современной системы охраны интеллектуальной собственности были заложены двумя документами. Это «Статут о монополиях короля Якова I» (1624 год), провозглашающий исключительное право для каждого, кто создаст и применит техническое новшество, монопольно пользоваться доставляемыми им выгодами и преимуществами в течении 14 лет. Вторым важнейшим в становлении интеллектуальной собственности является статут королевы Анны(1709 год), в котором говорилось о «поощрении ученых мужей составлять и писать полезные книги». Автору предоставлялось исключительное право на публикацию произведения в течение 14 лет с момента его создания. Таким образом, закреплялось личное право на охрану опубликованного произведения. Вслед за Англией большинство европейских стран приняли у себя подобные законы.


Одним из важнейших шагов в становлении интеллектуальной и промышленной собственности в мировом законодательстве является Парижская конвенция 1833 года. Эта конвенция относится к программным международным соглашениям и предусматривает единые принципы охраны интеллектуальной собственности.

В России первым патентом стал закон Манифест о привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах был подписан 17 июля 1812 года. Он представлял собой комбинацию из наиболее либеральных законов Западной Европы, и просуществовал без значительных изменений до 1870 года. Согласно Манифесту, выдача привилегий производилась Министерством внутренних дел по Департаменту мануфактур и внутренней торговли с утверждением Государственного совета и от имени царя и оформлялась специальным указом.

Новый законодательный акт в области изобретательства появился в 1870 — указ "Об изменении порядка делопроизводства по выдаче привилегий на новые открытия и изобретения". Выдача привилегий стала обязательной для государственных органов, если заявки отвечали всем требованиям, установленным законодательством. Такими органами стали Министерство финансов и Министерство государственных имуществ. Схема получения привилегий немного изменилась. Если по первому Манифесту каждая привилегия оформлялась специальным указом от имени царя, то теперь процедура получения патента изменилась. Но стоит отметить, что институт патентного права фактически не существовал, так как до сих пор достаточно сложно разобраться в хитросплетениях схему выдачи патентов. Чтобы представить масштаб проблемы, следует сказать, что с момента создания в 1812 г. до 1896 г. система выдачи привилегий на изобретения была децентрализованной - в разное время привилегии выдавали три разных министерства: внутренних дел, финансов и государственных имуществ. Когда министерства не считали себя достаточно компетентными для проведения экспертизы самостоятельно, то они направляли дела в другие ведомства, чтобы получить заключение о возможности выдать привилегию – и, естественно, сроки делопроизводства по прошениям от такой передачи дел только увеличивались. Еще одной проблемой в выдаче патентов были значительные преференции, которыми обладали иностранцы. Так, первое в России изобретение было зарегистрировано в 1814 году на имя француза Пуа де Барде на «устройство для возведения судов против течения». Экспертиза по заявке была необъективной, так как задолго до этого русский изобретатель И.П. Кулибин построил более совершенную машину для этих же целей. Достаточно только сказать, что с 1813 г. по 1917 г. было зарегистрировано 36 079 изобретений. 29 730 привилегий (82.4%) получили иностранцы и только 6349 (17, 6%) — отечественные изобретатели.