Файл: Понятие интеллектуальной собственности и её основы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.

1.1 Понятие интеллектуальной собственности и её основы

1.2 История развития интеллектуальной собственности и методов её защиты

1.3 Система интеллектуальной собственности в России

ГЛАВА 2. Правовое регулирование оформления и передачи права интеллектуальной собственности. Юридическая ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности

2.1 Условия охраноспособности изобретения, полезной модели, промышленного образца. Юридическая сущность патента

 2.2 Подача и рассмотрение заявки на выдачу патента в Патентном ведомстве России

2.3 Договор отчуждения исключительного права и лицензионные договоры в сфере промышленной собственности

2.4 Договоры в сфере авторского права

​​​​​​​2.5 Понятие защиты субъективных прав патентообладателей и авторов. Гражданско-правовая, административно-правовая, уголовная ответственность за нарушение права интеллектуальной собственности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

И только в 1896 г. был создан Комитет по техническим делам при Министерстве финансов, ставший фактически патентным ведомством России, который в дальнейшем послужил основой при создании советского Комитета по делам изобретений. Создание этого органа способствовало становлению института промышленной и интеллектуальной собственности, которая со временем становилась неотъемлемой частью рыночных отношений.

Но с приходом советской власти отношение ко всем видам собственности( в том числе и к интеллектуальной) претерпело значительные изменения. Так как вся собственность была объявлена государственной, то понятие авторского и патентного права практически исчезли. В первые годы правления советской властью было создано несколько правовых актов, касающихся института интеллектуальной собственности.

· Декрет СНК РСФСР «Об изобретениях (Положение)» от 30 июня 1919.

· Общая инструкция Комитета по делам изобретений от 14 декабря 1919 года.

· Декрет «О рабочем контроле».

В результате сформировался новый подход к интеллектуальной собственности. «Всякое изобретение, признанное полезным, может быть объявлено достоянием РСФСР». Считалось, что только государство может распоряжаться продуктами научно-технического творчества, являясь их собственником. Ф.В. Легником была сформулирована концепция, позволяющая побудить изобретателя отдавать обществу свои находки: по соглашению с государством и за вознаграждение, получая свидетельство об авторстве и почет. Подобное решение нельзя бы было считать принудительной национализацией интеллектуальной собственности, если бы все изобретения не были бы признаны изначально «всенародным достоянием».

По системам последующих положений (1931-1941, 1959, 1973 гг.) все изобретения признавались государственными. Так, при оформлении авторского свидетельства изобретение сразу же автоматически считалось принадлежащим государству по акту дарения. Автору предоставлялись права на вознаграждение (премия) и другие, за исключением прав продажи лицензии и промышленной эксплуатации. Таким образом, механизм регуляции изобретательской деятельности нарушался. Согласно всем западным экономическим теориям, главным стимулом научно-технического творчества является возможность в дальнейшем извлекать прибыль от использования своего изобретения. В Советском Союзе же этот стимул отсутствовал и был полностью заменен социально-идеологической составляющей.

Еще одной интересной чертой в системе интеллектуальной собственности, существовавшей в СССР, было рационализаторство. Это понятие включало в себя совокупность мелких новшеств (фактически – ноу-хау), которые не несли общемировой научной ценности, но при этом в масштабах фабрики или завода обладали некоторой полезностью, увеличивая выпуск продукции или снижая издержки. Минусом этой системы иногда становилась её обязательность. Многие производства имели в штате рационализатора, работа которого заключалась в том, чтобы каждый месяц выдавать определенное количество предложений, направленных на усовершенствования производства. Иногда работа рационализатора превращалась в построение «воздушных замков» и неосуществимых проектов, которые не только не улучшали производство, но, в ряде отдельных случаев, затормаживали его.


С 1992 по 1998 год интеллектуальная собственность была «ничейной», так как государство не предъявляло претензий на владение объектами интеллектуальной собственности, созданной за счет федерального бюджета, а предприятия, реализующие эти объекты, считали, что полученные средства принадлежат им, и ничего не вносили в бюджет. В это период времени также сильно уменьшилось количество заявок на получение патента и получение самих патентов. Патент стал своеобразной «научной роскошью», так как практически не обеспечивал защиты изобретений от несанкционированного использования и требовал средства на его поддержание. Стоит отметить, что именно на данном этапе наиболее активно начал развиваться теневой информационный рынок. Множество изобретений и разработок уходило за границу. Причем их продажа практически ни как не оформлялась юридически, несмотря на возможную стратегическую важность этих данных. Понятие авторского права на кинофильмы, музыку, книги практически исчезло под действием бурно развившегося пиратства. Рынок интеллектуальной собственности выглядел как огромный базар, где каждый стремиться получить побольше прибыли, невзирая на правовые нормы.

В 1998 году указом президента № 556 интеллектуальная собственность, созданная за счет государственного финансирования, объявлена федеральной государственной собственностью. Постановлением правительства РФ от 10октября 2000 года №761 утверждены правила денежных поступлений в доход федерального бюджета от использования принадлежащих государству результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения. Это постановление предотвращает утечку стратегически важной информации и разделяет сферу владения интеллектуальной собственностью на государственную и частную. В данный момент идет активная разработка и создание законов, обеспечивающих охрану интеллектуальной собственности. Перспектива вступления России в ВТО предполагает жесткие требования к охране прав на интеллектуальную собственность. Поэтому в 2002-2008 гг. в российском законодательстве появился ряд законов, регулирующих правовой статус элементов интеллектуальной собственности, таких как: патентное право, авторское право, смежные права, право на средства индивидуализации и т.д. Все эти права урегулированы отдельными федеральными законами и 4 частью Гражданского Кодекса от 18.12.2006 и поправками, стопившими в силу с 1 января 2008 года. Эти правовые акты утверждают на территории России общемировые нормы, касающиеся интеллектуальной собственности.


Структура и содержание интеллектуальной собственности

Если говорить о фундаментальной типологии собственности в целом, то можно выделить 3 главные группы.

1. Вещественная собственность.

2. Интеллектуальная собственность.

3. Собственность на управление.

Интеллектуальную собственность, в свою очередь, можно упрощенно разделить на 3 группы:

· Производственная собственность (объекты интеллектуальной собственности связанные с техникой и промышленным производством). Этот вид интеллектуальной собственности защищается патентным правом и включает в себя изобретения, промышленные образцы и полезные модели.

· Произведения науки, искусства и литературы. Их использование регулируется авторским правом (так же к этой группе относятся программы для ЭВМ, базы данных и т.д.).

· Коммерческие и служебные тайны (ноу-хау).

1.3 Система интеллектуальной собственности в России

История становления и развития промышленной собственности в России достаточно четко делится на четыре этапа.

Первый этап развитие патентного права в России до 1917 г. Этот процесс достаточно схож с подобными процессами в других европейских странах. Вначале различные привилегии и подтверждающие их документы (патенты) выдавались на разные виды деятельности – беспошлинную торговлю, монопольное производство отдельных товаров и т. п. В 1723 г.

были установлены Правила, которые определяли порядок выдачи патентов для выдачи привилегий на заведение фабрик.

В России первым патентным законом стал Высочайший манифест 1812 г. «О привилегиях на разные изобретения и открытия в ремеслах и художествах». Он устанавливал порядок выдачи привилегий (на сроки от 3 до 10 лет) на собственные и ввозимые из других стран изобретения. Привилегии выдавались без проверки существа изобретения, при этом проводилась публикация описания изобретения. Во втором законе 1833 г.,

который назывался «Положение о привилегиях», вводилась предварительная экспертиза изобретений, обязательное использование изобретения и, что характерно, запрещалось переуступать привилегию.

Патентный закон, близкий к законам других стран, находившихся в стадии международного упорядочения промышленной собственности, был принят в России в 1896 г., назывался «Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования». Новый закон четче определял изобретения, признаки охраноспособности, подтверждал проверочную экспертизу заявок и т. д. Привилегия (патент) действовала до 15 лет и могла отчуждаться и передаваться по наследству.


Наряду с изобретениями патентной охраной пользовались также промышленные образцы, право собственности (до 10 лет) на которые было

введено в 1864 г. Это право могло передаваться третьим лицам с уведомлением властей[1].

Второй этап развития промышленной собственности характеризует советский период истории. Декретом от 30 июня 1919 г. было утверждено новое Положение об изобретениях, в соответствии с которым была ликвидирована патентная система охраны изобретений. Государство получило право на использование любого изобретения в своих интересах, а за изобретателем осталось авторство и право получения вознаграждения в виде премии.

Новая экономическая политика не могла оставить в принятом виде сферу промышленной собственности. Поэтому в 1924 г. было вновь принято

Положение о патентах на изобретения, и патент вновь стал единственной формой охраны изобретательских прав[2] , мог свободно отчуждаться и передаваться третьим лицам по усмотрению патентообладателя, мог передаваться по наследству и т. п., т. е. соответствовал по своему статусу законодательству большинства стран. Одновременно с ним было принято

Положение о промышленных образцах (рисунках и моделях), защита которых также осуществлялась патентом. Важно, что за нарушение исключительных прав владельца патента на изобретение или промышленный образец предусматривались возмещение убытков и уголовная ответственность.

Отказ от новой экономической политики и переход к централизованной командной экономике привели и к отходу от патентной защиты промышленной собственности. Положение об изобретениях и технических усовершенствованиях 1931 г. возродило авторские свидетельства как основную форму охраны изобретательских прав, хотя в принципе не отменялись и патенты. Однако получить патент было сложнее, чем авторское свидетельство и, самое главное, владелец патента не имел реальной возможности использовать его преимущества, поскольку частное предпринимательство стало невозможным.

Положение об изобретениях и других объектах интеллектуальной собственности незначительно менялось несколько раз, но ситуация оставалась практически неизменной до 1991 г., когда был принят Закон СССР «Об изобретениях в СССР».

Отказ от патентов по своей сути означал отчуждение интеллектуальной собственности не только от авторов интеллектуальных результатов, но и от физических и юридических лиц. Тезис «все принадлежит народу» означал потерю заинтересованности в каждом конкретном случае. Как и материальная, интеллектуальная собственность, став «ничьей», потеряла привлекательность для людей, для предприятий, организаций. Не случайно количество фактов использования изобретений (включая использование одного и того же изобретения на разных предприятиях) в 70–80-е гг. в СССР было всегда существенно меньше количества выданных охранных документов на изобретения, а ничтожность авторского вознаграждения очевидна, поскольку составляла 2 % от получаемого экономического эффекта (в среднем по стране).


Закон СССР «Об изобретениях в СССР» вернул основную роль в охране технических решений патентам на изобретения и промышленные образцы, но просуществовал недолго.

Третий этап развития промышленной собственности начался с образования Российской Федерации как независимого государства. Уже в 1992 г. был принят Патентный закон РФ (действовал до 01.01.2008), а также ряд подзаконных актов, которые хорошо сочетаются с основными международными договорами. Вместе с Гражданским кодексом РФ и судебной практикой они образовали достаточно полноценную систему охраны промышленной собственности России.

Принятие 4-й части ГК РФ означает начало следующего этапа развития системы промышленной собственности в нашей стране. Новый закон включает в себя 9 глав. Их названия демонстрируют подход законодателя к проблеме правового регулирования. Практически для каждой можно найти аналог, ранее существовавший в форме отдельного федерального закона.

Одновременно с четвертой частью ГК РФ был принят федеральный закон о порядке введения ее в действие. Он отменяет 54 федеральных закона либо вносит в них изменения. Уже одно это говорит о масштабности законодательных преобразований. В частности, с 1 января 2008 г. утратили силу Гражданский кодекс РСФСР, Патентный закон РФ, законы «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «Об авторском праве и смежных правах», «О селекционных достижениях». Место перечисленных законов заняли соответствующие главы четвертой части ГК РФ.

Новый закон более подробно дифференцирует объекты правового регулирования. На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренным настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.).

Дифференциация объектов правового регулирования повлекла за собой необходимость уточнения их регламентации. В закон включены не только традиционные, но и новые правовые институты. Одна их группа касается таких широко используемых на практике объектов, как право на секреты производства (ноу-хау) и право на фирменное наименование. Введены права на содержание базы данных и право публикатора произведений науки, литературы или искусства, права на средства индивидуализации, на коммерческое обозначение.