Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты эффективного контроля деятельности предприятия
1.1. Понятие контроля в менеджменте
1.2. Система контроля деятельности предприятия
1.3. Принципы эффективного контроля
Глава 2. Особенности системы контроля на примере ООО «Виннер»
2.1. Система контроля, применяемая в организации
2.2. Предложения по повышению эффективности контроля деятельности
Введение
Бурное развитие экономических преобразований в России выдвигает немало сложных теоретических и практических проблем, среди которых важное место занимает совершенствование методов организации и управления предприятием.
Результаты деятельности любого предприятия во многом зависят от того, насколько эффективная применяется система управления предприятием. Реалии мировых рынков таковы, что конкуренция каждый году усиливается. К тому же из-за постоянно увеличивающегося количества предложений предприятиям довольно трудно соответствовать ожиданиям потребителей. Постоянно изменяющиеся условия требуют от компаний быстрого реагирования. Но это возможно только в том случае, если бизнес умеет оперативно меняться и подстраиваться под все изменения.
Актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме исследования - ее недостаточной разработанностью из-за постоянных преобразований на рынке и во внутренних факторах деятельности предприятия, среди которых можно выделить такие, как: ужесточение конкурентной борьбы, внедрение новых технологий и материалов, удорожание материальных и трудовых ресурсов и др.
Таким образом, организация и управление предприятием является необходимым фактором деятельности любого предприятия.
Целью работы – изучить специфику регулирования и контроля в системе менеджмента.
Объект исследования – ООО «Виннер».
Предмет исследования - процесса управления предприятием ООО «Виннер».
Задачи работы:
1. Изучить теоретические аспекты регулирования и контроля в системе менеджмента.
2. Провести анализ системы менеджмента и контроля в ООО «Виннер».
3. Разработать мероприятия по улучшению процесса контроля в менеджменте ООО «Виннер».
Практическая значимость исследования складывается в том, что предложенные рекомендации могут быть применены в практике в ООО «Виннер».
Методы исследования: анализ, диагностика, сопоставление.
Глава 1. Теоретические аспекты эффективного контроля деятельности предприятия
1.1. Понятие контроля в менеджменте
Контроль, в качестве функции управления, является процессом, при котором достигаются поставленные цели, реализовываются принятые управленческие решения. Под процессом контроля, с одной стороны, понимается процесс, при котором устанавливаются стандарты, определяются фактически достигнутые результаты и их отклонения от нормы; а с другой — процесс, при котором происходит мониторинг, как выполняются управленческие решения и оцениваются достигнутые результаты. Результат осуществленного контроля - основание для корректирующих действий по отношению к принятым ранее решениям, если обнаружены значительные отклонения от намеченных планов реализации решения. Следовательно, под контролем понимается процесс сравнения полученных результатов с запланированными и, если необходимо, проводятся соответствующие корректирующие мероприятия.
Совершенствование управленческого решения происходит постепенным образом, основываясь на предыдущих результатах реализации, с помощью корректировок и уточнений (рис. 1).
Внесение изменений
Контроль
Реализация
Разработка управленческого решения
Оценка
Окончание
Рисунок 1 - Процесс контроля управленческого решения по результатам[1]
В основе контроля по упреждению - стандарты, нормы, правила и осуществление данного контроля может происходить до начала или в ходе разработки и реализации решений.
Контроллинг — направление управленческой практики, в состав которого входят административный контроль, технологический контроль, ревизия и аудит.
Административный контроль является постоянном наблюдением, как разрабатывается и реализуется управленческое решение, соблюдаются сроки и качество.
Технологический контроль — контроль над используемыми технологиями, которые применяются в ходе разработки и реализации решений.
Ревизия — документальный фискальный анализ результатов реализации решения.
Аудит - документальный анализ результатов реализации решения, который занимается определением уровня его соответствия критериям определенного плана.
Процессы принятия решений, планирование и контроль неразрывно связаны друг с другом. В основе этой связи лежат предназначение, миссия и цели управляемой системы. Формируют требования к контролю руководство, а также все заинтересованные стороны. Задача данных требований - регламентирование состава исследуемой информации, структуры отчетов и ответственности за сбор информации, исследование данных и принятие решений. Разработка эффективной системы контроля характеризуется:
- тщательным планированием всех мероприятий, которые проводятся, чтобы достичь цели;
- оценкой ресурсов и времени, которые необходимы, чтобы выполнять намеченные планы;
- сопоставлением достигнутых результатов в совокупности с использованными ресурсами с учетом временных характеристик;
- корректировкой планов по затратам, касающихся временных и материальных категорий, который необходим, чтобы выполнять оставшуюся работу;
- периодическим сопоставлением полученных результатов в совокупности с затратами с планом и бюджетом.
1.2. Система контроля деятельности предприятия
Эффективную систему контроля должны характеризовать такие черты, как: четко отлаженный механизм координации, коммуникации, гибкость, экономичность, своевременность[2].
Коммуникация. Процесс передачи информации - основа эффективного контроля. Контроль будет эффективен, если информация, которая лежит в основе системы, является адекватной, своевременной и точной. Эффективная информационная система оказывает серьезное влияние на разработку управленческих решений и оценку результатов их реализации.
Сотрудники должны обладать информацией о содержании требований, которые предъявляются к задаче, для успешного ее выполнения и осуществления в дальнейшем самоконтроля. Нередко, причиной неэффективной работы является отсутствие у руководителя актуальной информации. Быструю и эффективную обработку информации о результатах работы может обеспечить использование современных информационно-коммуникационных технологий.
Координация контроля является важным условием, влияющим на его эффективность. Контроль – средство, координирующее выполнение задачи сотрудниками или разными функциональными подразделениями, способствующее концентрации сотрудников на достижение общих целей компании. Результатами деятельности любой организации нельзя назвать результаты работы одного отдельного сотрудника или подразделения, а также отметим, что не всегда существует взаимосвязь между задачами разных подразделений или сотрудников.
Своевременностью контроля называют проведение его в нужный момент. Систематические наблюдения за результатами делают возможным принятие корректирующих мер в ходе реализации решений и достижение намеченной цели. Если обнаруживаются какие-либо отклонения от намеченного плана работы принимаются меры, чтобы их исправить или устранить. Но, стоит отметить, что если контролировать чрезмерно или бесконечно проверять, то снижается уровень эффективности и увеличивается срок реализации управленческого решения.
Гибкость системы контроля характеризуется возможностью изменений стандартов и потенциальных корректирующих действий в ходе реализации управленческого решения.
Экономичность контроля. В случае уровень затрат на контроль выше уровня создаваемых им преимуществ, то нужно от него отказаться. То есть, уровень преимуществ от контроля должен превосходить уровень временных, финансовых и человеческих ресурсов для его проведения. Работа системы контроля должна запускаться, только когда возникают заметные отклонения фактических результатов от плановых значений.
Четко структурированные планы – это основа контроля. Если план достаточно часто обновляется и не применяется процедура контроля изменений, то может произойти утрата контроля над реализацией решений.
Эффективная система отчетности. Характеризуется необходимостью брать за основу единые подходы и критерии в процессе формирования отчетов, касающихся хода выполнения работ. Методы, по которым они подготавливаются и формируются, должны быть ясны, определены и достаточно просты. Все виды отчетов должны определяться четкими временными интервалами.
Система анализа фактических показателей и тенденций выявляет соответствие текущей ситуации к запланированной, и если это соответствие отсутствует, то позволяет определить на сколько серьезны последствия выявленных отклонений.
Ориентиром процесса контроля является повышение уровня вероятности достижения целей. Теория управления определяет тесную взаимосвязь процессов принятия решений и контроля, следовательно, еще на этапе планирования нужна разработка способа соотнесения планов с действительной ситуацией. Определение целей – это не только часть процесса планирования, но и начало процесса контроля.
В процессе контроля происходит следующее: его содержательной составляющей определяется, что будет выполнено; организационной — кто и в какой последовательности будет осуществлять контроль; технологической составляющей определяется набор методик и технологи, который будет использоваться.
Цель контроля – обеспечить соответствие утвержденного решения и процесса его исполнения, предотвратить вероятные недоработки и проблемы, выявить отклонения от заданной программы, поставленных целей и задач, сроков, которые установлены.
Суть контроля раскрывается с помощью реализуемых им функций: диагностики состояния дел, ориентирования, стимулирования, корректировки действий, распространения опыта, осуществления надзора.
Функция диагностики представляет собой выявление действительного состояния дел; с помощью функции ориентирования указываются проблемы, на которые в данный момент нужно обратить особое внимание; функция стимулирования - выявить и вовлечь в работу все временные, денежные, человеческие ресурсы.
Когда реализуется управленческое решение, сравниваются фактические и запланированные результаты, руководству важно определение соответствия фактических результатов к установленным стандартам. При выявлении явных расхождений, руководитель должен понять, уровень их допустимости. Затем руководителем оцениваются фактические результаты, т. е. анализирует качество принятого решения. Этот этап процесса контроля характеризуется деятельностью, касающейся проведения следующих мероприятий: установлением масштаба допустимых отклонений, оценкой фактических результатов, информированием о результатах, оценкой результатов.
В ходе реализации управленческого решения не всегда точно соблюдаются критерии выбора. Так, на основе отдельных характеристик происходит определение интервала допустимых отклонений, в котором их можно считать несущественными. Поэтому размер интервала обладает крайне важной ролью. Если интервал возможных отклонений достаточно большой, то могут возникнуть необратимые последствия. Если размер интервала небольшой, то руководитель должен проявить реакцию на каждую ситуацию незначительного отклонения, что вызовет крупные финансовые и временные затраты, и эффективность контроля снижается[3].
Очень важна методика измерения фактических результатов, которые получаются в ходе реализации решений. Необходимо корректное определение типов шкал, единиц измерения значений у контролируемых параметров и выбор частоты и точности измерений.
Важной ролью обладает и передача информации в ходе контроля. Если информация несвоевременна и неточна, то уровень ее ценности сильно снижается. Информации должна отличаться наглядностью, что является залогом свободного понимания смысла контролируемых процессов и принятия адекватных действий. Основными трудностями, которые связаны с передачей информации, являются:
- искажение сообщений при межличностном общении и в процессе прохождения по каналам передачи данных;
- информационные перегрузки, которые могут стать причиной подавления восприятия и мышления руководящих сотрудников, которые обрабатывают большие объемы информации;
- сложная организационная структура, которая мешает проходить информации и повышает вероятность ее искажения.