Файл: Право социального обеспечения. Общие основания назначения пенсий по старости.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Пенсионное обеспечение в сфере социального обеспечения
1.1 Общая характеристика пенсионного обеспечения
Глава 2. Формирование и расчет страховой пенсии по старости
2.1 Лица, имеющие право на страховую пенсию по старости
2.2 Условия и сроки назначения страховой пенсии по старости
Введение
Актуальность темы исследования. Пенсионная система Российской Федерации представляет собой комплекс формируемых в нашей стране правовых, экономических и организационных институтов и норм, наделенных целью, ориентированной на предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий.
Под пенсией следует понимать денежное пособие, выплачиваемое лицам на регулярной основе, которые имеют инвалидность и которые достигли пенсионного возраста, или кто потерял кормильца. Около 20% населения нашей страны признано считать пенсионерами по старости, низкий уровень пенсий которых практически вычёркивает отмеченную категорию граждан из числа экономически активного населения, что негативно сказывается на экономической ситуации в стране в целом.
Общественные отношения исторически состоят из механизма взаимопомощи, когда активные члены социума реализуют поддержку менее активных, которые согласно тем или иным обстоятельствам не могут принимать участие в общественном производстве.
Также заметим, что в настоящее время в обществе данный механизм наделен новыми качествами, и теперь социальная поддержка реализуется в пределах тех или иных программ государства относительно обязательного пенсионного страхования.
В качестве основной цели формирования профессиональных пенсионных систем выступает накопление, сбережение и выплата застрахованным в ней лицам досрочных пенсий в льготный пенсионный период.
Наряду с этим, следует заметить, что льготный пенсионный период представляет собой период с момента появления права застрахованного лица на получение выплаты из профессиональной пенсионной системы до достижения им возраста, который дает право на пенсию по старости согласно положениям ФЗ №-400у «О страховых пенсиях в РФ».
Согласно этому, можно с уверенностью отметить, что тема нашего исследования выступает весьма актуальной на сегодняшний день.
Наряду с этим, следует заметить, что актуальность темы также обусловлена тем, что вопросы относительно пенсионной политики выступают как основные вопросы социально-ориентированного государства.
Объект исследования – специфика страховой пенсии по старости на общих основаниях.
Предмет исследования – особенности назначения и расчета страховой пенсии по старости.
Цель нашего исследования заключается в анализе страховой пенсии по старости. Согласно поставленной цели, необходимо решить ряд задач, а именно:
- рассмотреть специфику пенсионного обеспечения;
- рассмотреть предпосылки реформирования пенсионной системы;
- выявить основные особенности страховой пенсии по старости в РФ;
- провести анализ основных проблем и выявить перспективы пенсионного законодательства РФ.
В ходе написания данного исследования, были использованы материалы по праву социального обеспечения таких авторов, как Беликова Т. Минаева Л. Белянинова Ю.В, ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», Комментарии к пенсионному законодательству РФ комментарии к пенсионной реформе 2015 года, а также периодические печатные издания и интернет-ресурсы.
Методология и методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, обобщение, синтез, системный и сравнительный анализ.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью реализации выявленных и систематизированных нами аспектов назначения и расчёта страховой пенсии по старости в практике социального и пенсионного обеспечения.
Структура исследования: наша работа состоит из введения, двух глав, которые содержат в себе шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1 Пенсионное обеспечение в сфере социального обеспечения
1.1 Общая характеристика пенсионного обеспечения
Рассматривая общую характеристику пенсионного обеспечения, изначально отметим, что в современной России под пенсионным обеспечением принято понимать первоочередную социально-экономическую проблему, которая ориентирована на жизненно важные интересы почти40 млн. престарелых, инвалидов и семей, которые потеряли кормильца.
Государственная пенсионная система РФ переживает кризис. В том числе она предоставляет гражданам только некоторые минимальные гарантии и не обеспечивает пенсионеров нашей страны достойным уровнем жизни. Главной причиной того является тот факт, что данная система наделена сугубо распределительным характером и в ее основе заложен принцип «солидарности поколений», в соответствии с которым пенсионное обеспечение реализуется посредством работающих в настоящее время. Стабильность такого рода системы напрямую зависит от соотношения количества плательщиков взносов и пенсионеров.
Бескризисное существование пенсионной системы, которая выстроена согласно принципу «солидарности поколений», как правило, обеспечивается при соблюдении пропорции десять плательщиков – один получатель, согласно чему, с сокращением первых и увеличением вторых уменьшается размер пенсий, в настоящее время в нашей стране один плательщик страховых взносов содержит трех пенсионеров.
К сожалению, уже не может эффективно работать распределительный принцип создания пенсионного фонда. Также, проблему пенсионного обеспечения усугубляет и экономическая ситуация, в частности доходы пенсионеров уменьшаются из-за роста инфляции.
В качестве более эффективного пути решения выявленной проблемы выступает рационализация и оптимизация самой пенсионной системы, формирование новых форм негосударственного пенсионного обеспечения, переход, полностью либо частично, на накопительный принцип формирования пенсионной системы.
В настоящее время, сформирована нормативно-правовая база, которая направлена на регламентацию источников формирования средств пенсионного обеспечения, принципов и методов аккумулирования, сохранение и распределение накопленных ресурсов.
Конфигурацию реформированной пенсионной системы в целом определяют такие нормативно-правовые акты, как: 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ»[1], 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»[2], 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»[3], 424-ФЗ «О накопительной пенсии»[4].
Наряду с этим, заметим, что существенные изменения были внесены в законодательство в соответствии с положениями ФЗ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
Данные нормативно-правовые акты вступили в действие с 1 января 2015 года, иными словами они явились основой пенсионной реформы. Однако, в полной мере они заработали для тех, кто начал трудиться с 1 января 2015 года. При этом был, предусмотрен 10-летний переходный период.
С 2015 года пенсию принято классифицировать на страховую и накопительную, а также стала включать в свой состав фиксированную выплату к страховой пенсии. Назначение и выплата страховой и фиксированной частей стали производиться вне зависимости от назначения и выплаты накопительной пенсии.
Страховая пенсия по-прежнему обязательна. Фиксированная выплата привязана к страховой пенсии. А по накопительной пенсии работникам 1967 года рождения и моложе предстоит выбрать: отказаться от нее с 2015 года, при этом накопления, которые были сделаны до 2014 года, остались и вошли в будущую пенсию, либо сохранились. Во втором случае, если работник не менял тариф формирования накопительной части пенсии в 2013 году, не переводил пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) и/или обратно в Пенсионный фонд, то с 2014 года 16% страховых взносов (из 22%) они направлялись на страховую пенсию, 6% – в общий «солидарный кошелек», при этом не воздействуя на размер будущей пенсии работника.
Права на страховую пенсию будут стали учитываться не в абсолютных цифрах как раньше, а в баллах. Их стали начислять работнику каждый год. Также каждый год стала определяться и стоимость балла. Работник способен в год заработать не более 10 баллов. Вместо индивидуального лицевого счета работника вводится понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) по двум периодам: до и после 1 января 2015 года.
1.2 Понятие и признаки пенсий
Рассматривая особенности понятия и основные признаки пенсий, следует заметить, что современное российское законодательство находится в зависимости от того, кем устанавливаются пенсии, позволяет выявить государственные и негосударственные пенсии. Согласно положениям, ч. 2 ст. 39 Конституции РФ[5] право на государственную пенсию и условия ее назначения устанавливаются согласно законодательству. Негосударственные пенсии выступают в качестве денежных средств, которые выплачиваются гражданину согласно условиям пенсионного договора.
Пенсионное страхование выступает в качестве разновидности долгосрочного страхования жизни, при котором страхователь единовременно либо в рассрочку уплачивает пенсионный взнос, а страховщик принимает на себя обязательство выплачивать застрахованному лицу пенсию.
Наряду с этим, заметим, что под пенсией следует понимать гарантированную ежемесячную денежную выплату, ориентированную на обеспечение граждан в старости, в случае полной либо частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также согласно достижению установленного стажа работы.
Пенсионная модель нашей страны отмечает четыре вида пенсий, а именно: страховую пенсию, накопительную пенсию, пенсия по государственному пенсионному обеспечению и пенсия по негосударственному пенсионному обеспечению. До 2015 года страховая и накопительная пенсия являлись как две части трудовой пенсии по старости, на сегодняшний день это отдельные виды пенсий.
Под страховой пенсией следует понимать ежемесячную денежную выплату, которая компенсирует гражданину доход, который он получал в период трудовой деятельности, а также компенсирует доход, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью.
Под государственной пенсией следует понимать ежемесячную выплату, право на получение которой определяется в соответствии с положениями ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»[6].
Под накопительной пенсией следует понимать ежемесячную пожизненную выплату пенсионных накоплений, которая сформирована посредством страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования.
При этом также заметим, что любой вид пенсии в пенсионном законодательстве наделен рядом признаков, а именно:
- государственно-правовым характером;
- периодичностью выплат;
- выплатой из ПФР либо федерального бюджета;
- учетом трудового вклада граждан и социальным фактором;
- соизмеримостью размера пенсий с заработком граждан.
Страховая пенсия в свою очередь классифицируется на такие, как:
- Страховая пенсия по старости;
- Страховая пенсия по случаю потери кормильца;
- Страховая пенсия по инвалидности.
Рассмотрим каждый вид подробнее. Итак, под пенсией по старости следует понимать ежемесячные пожизненные выплаты, которые производятся гражданам, которые достигли установленного в законе возраста, согласно их длительной трудовой и иной общественное полезной деятельностью и соизмеримые, как правило, с их прошлым заработком.
Пенсия по случаю потери кормильца представляет собой ежемесячную выплату, которая назначается нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца как частичная компенсация помощи, служившая для них постоянным и основным источником средств существования.
Пенсия по инвалидности выступает в качестве ежемесячной выплаты, которая назначается лицам, которые признаны в установленном порядке инвалидами, при наличии у них общего трудового стажа предусмотренной законом продолжительности, а при определенных причинах инвалидности – вне зависимости от такого рода стажа. К специфическим признакам пенсий по старости принято относить следующие:
1.назначение согласно достижению, гражданином установленной возрастной границы;
2. наличие страхового стажа определенной продолжительности;
3. пожизненность;
4. выплата вместо оплаты по труду или в дополнение к ней;
5. пенсия, выступающая как основной либо один из основных источников средств существования пенсионера.
Периодичность выплаты определена согласно закону. Выплаты производятся каждый месяц и в денежной форме. Целью пенсионного обеспечения выступает компенсация гражданам заработка либо иного дохода, вреда, причиненного здоровью, а также предоставление средств к существованию нетрудоспособным гражданам. Финансирование пенсионных выплат следует классифицировать следующим образом: