Файл: Право социального обеспечения. Общие основания назначения пенсий по старости.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- страховые пенсии, которые финансируются главным образом благодаря средствам обязательного пенсионного страхования;

- пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которые выплачиваются благодаря средствам федерального бюджета;

- негосударственные пенсии, которые финансируются негосударственными пенсионными фондами.

Глава 2. Формирование и расчет страховой пенсии по старости

2.1 Лица, имеющие право на страховую пенсию по старости

Проводя анализ лиц, наделенных правом на страховую пенсию по старости отметим, что до 2015 года трудовая пенсия по старости включала в себя две части, а именно: страховую часть и накопительную часть. С 1 января 2015 года данные части трудовой пенсии преобразованы в отдельные виды пенсий, а именно:

  1. Страховую пенсию по старости;
  2. Накопительную пенсию.

На страховую пенсию имеют право лица, которые указаны в статье 4 ФЗ № 400«О страховых пенсиях:

Правом на страховую пенсию наделены граждане РФ, которые застрахованы согласно положениям ФЗ от 15 декабря 2001 года, N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, которые указаны в отмеченном законе.

Нетрудоспособные члены семей граждан, которые отмечены в части 1 указанной статьи, наделены правом на страховую пенсию в тех случаях, которые предусмотрены статьей 10 ФЗ № 400.

Иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают в РФ, при соблюдении ими условий, которые предусмотрены отмеченным ФЗ, наделены правом на страховую пенсию наравне с гражданами РФ, исключением выступают случаи, установленные федеральным законом либо международным договором РФ.

Также заметим, что в 2015 году пенсионный возраст не поменялся. Правом на назначение страховой пенсии по старости и накопительной пенсии наделены женщины при достижении 55 лет и мужчины при достижении 60 лет. Хотя, следует заметить, что с отмеченного периода возраст выхода на пенсию имеет свое влияние на размер пенсии, а именно чем позже гражданин обратится за назначением страховой пенсии, тем выше она будет. Иные не менее важные условия, ориентированные на назначение страховой пенсии обусловлены наличием необходимого страхового стажа (6 лет в 2015 году), а также суммы пенсионных баллов (6,6 баллов в 2015 году). 


Отдельные категории граждан наделены правом выхода на пенсию ныне общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со списком производств, должностей, которые утверждены Правительством РФ, и которые предоставляют право на пенсию по старости на льготных условиях.

В соответствии с новыми правилами выходить на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией, однако не более десяти лет, страховая пенсия и фиксированная выплата будет увеличиваться на соответствующие премиальный коэффициент.

Повышение минимально требуемого стажа для получения права на страховую пенсию по старости с нынешних 5 лет до 15 лет. Так, например, в 2015 году требуемый стаж составлял 6 лет, а в последующих годах стал расти по одному году в год до 15 лет в 2024 году.

Говоря о настоящем времени, отметим, что в 2017 году для назначения страховой пенсии по старости понадобится 11,4 балла и 8 лет страхового стажа.

Также заметим, что согласно пенсионной формуле, действующей в нашей стране с 2015 года, для получения права на страховую пенсию в 2017 году необходимо иметь не менее 8 лет стажа и 11,4 пенсионных баллов.

Также следует заметить, что действующим законодательством РФ предусмотрено ежегодное увеличение как баллов (до установления 30 баллов в 2025 году), так и страхового стажа (на 1 год до достижения 15 лет в 2024 и последующих годах).

Максимальное количество пенсионных баллов, которое можно получить в 2017 году, составляет 8,26.

Ожидаемый период выплаты пенсии при расчете накопительной пенсии в 2017 году составляет 240 месяцев. Данный параметр применяется лишь для определения размера накопительной пенсии, сама же выплата пенсии является пожизненной.

Каждый гражданин наделе правом обращения за назначением любого вида пенсии, не выходя из дома, в том числе граждане могут подавать заявления о назначении пенсии через Личный кабинет гражданина на сайте ПФР, там же можно изменить и способ ее доставки.

Контролировать свои сформированные пенсионные права гражданин может также в «Личном кабинете», в котором отображена информация о количестве накопленных пенсионных баллов и продолжительности стажа, учтенные на индивидуальном лицевом счете ПФР (см. приложение 1).

2.2 Условия и сроки назначения страховой пенсии по старости


С целью оформления страховой пенсии по старости, необходимо чтобы у работника появилось право по трем основным условиям (ч. 1, 2 и 3 ст. 8 Закона № 400-ФЗ), а именно:

- работник достиг определенного возраста: для мужчин это 60 лет и 55 лет — для женщин. Ранее достижения отмеченного возрастного периода пенсия может быть назначена категориям работников, которые отмечены в пункте 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ и части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ;

- работник наделен определенным страховым стажем, страховым стажем не менее 15 лет. Повышение требований к стажу происходит поэтапно: в 2015 году он составляет 8 лет и в течение 10 лет поэтапно, по 1 году, увеличится к 2024 году до 15 лет.

- 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов). Требование по наличию 30 баллов также вводится постепенно: в 2015 году – 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения указанной величины к 2025 году. В 2017 году 11,4 балла.

Наряду с этим заметим, что в качестве одного из условий назначения страховой пенсии выступает наличие страхового стажа. Продолжительность страхового стажа, который необходим в целях назначения страховой пенсии по старости, стоит в зависимости от года назначения пенсии. Число лет стажа, который необходим, отмечено в приложении 3 к Закону № 400-ФЗ. Допустим, если страховая пенсия по старости назначается работнику в 2017 году, ему нужно иметь не менее восьми лет страхового стажа (ч. 1 ст. 35 Закона № 400-ФЗ). Наряду с этим, в страховой стаж включены периоды работы либо иной деятельности застрахованных лиц, которая была выполнена на территории РФ, в условиях того, что за данные периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР.

Помимо этого, в страховой стаж наравне с периодами работы засчитываются и иные периоды, которые отмечены в части 1 ст. 12 Закона № 400-ФЗ. К числу данных периодов следует отнести следующие:

  1. военной службы;
  2. временной нетрудоспособности;
  3. ухода одного из родителей за каждым ребенком до полутора лет, но не более 4,5 лет в общей сложности;
  4. получения пособия по безработице.
  5. ухода, осуществляемого за инвалидом первой группы или за лицом, которое достигло восьмидесяти лет.
  6. Проживания за границей супругов – работников, которые направлены в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

При этом заметим, что указанные периоды принято засчитывать в страховой стаж тогда, когда им предшествовали либо за ними следовали периоды работы (ч. 2 ст. 12 Закона № 400-ФЗ).

С 2015году, у нас появился новый порядок подсчета пенсии, а именно её сумму определяет индивидуальный пенсионный коэффициент. Вся работа человека, а также остальные временные промежутки, которые включены в страховой стаж, оцениваются в баллах, которые потом суммируются. Каждый год, 1 февраля, а также 1 апреля Правительство РФ устанавливает стоимость балла, индексируя его на средний годовой рост цен.


В целях назначения страховой пенсии по старости необходимо подать заявление в ПФР. Поскольку, согласно закону, имеют место быть жёсткие сроки назначения страховой пенсии по старости, то заявление гражданина должны рассмотреть максимум в течение месяца. В качестве одного из условий назначения страховой пенсии по старости также выступает достижение определённого возраста, и закон устанавливает, что это условие выполняется в день рождения.

Особым случаем выступает тот факт, если дата рождения приходится на 29 февраля. Если в году назначения пенсии нет 29 февраля, то датой достижения соответствующего возраста принимается 1 марта данного года.

Однако, достижение пенсионного возраста и выполнение остальных двух условий назначения пенсии не означает, что гражданину автоматически будет оформлена страховая пенсия по старости. В целях оформления пенсии необходимо обратиться в ПФР с заявлением, в том случае, если гражданин придёт с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, допустим, через месяц либо два после дня рождения, то и пенсия будет назначена с данной даты. За пропущенные месяцы выплат не будет.

В качестве исключения из данного правила выступает тот случай, когда гражданин обращается за назначением страховой пенсии не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы. В данном случае страховая пенсия по старости будет назначена с даты, которая следует за днем увольнения с работы, однако в любом случае не раньше появления права на неё, иными словами, не раньше даты рождения.

Срок рассмотрения заявления о назначении страховой пенсии по старости составляет 10 дней в том случае, если у ПФР не появилось сомнений в правильности и подлинности предоставленной документации. После вынесения решения о назначении страховой пенсии по старости Пенсионный фонд РФ извещает заявителя о назначении ему пенсии. При проведении дополнительных проверок срок может растянуться до одного месяца.

Заключение

Таким образом, согласно проведенному нами исследованию, которое было ориентировано на проведение анализа страховой пенсии по старости лет, нами было выявлено, что пенсионная система нашей страны выступает в качестве составной части государственного социального страхования. Данная система наделена всеобъемлющим характером и включает в свой состав страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование.


Пенсионное обеспечение основано на общенациональном законодательстве, его финансирование реализуется на базе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самозанятого населения, а также ассигнований из федерального бюджета.

Основные принципы пенсионного обеспечения в нашей стране на сегодняшний день соответствуют международной практике и не требуют какой-либо ломки, хотя, следует заметить, что организация пенсионной системы, ее механизм должны быть адаптированы к современной действительности. 

Первый шаг в организации новой для страны, однако эффективно действующей в развитых странах пенсионной системе был сделан в 1991 году с формированием Пенсионного фонда РФ: бюджет пенсионной системы отделен от бюджета государства. Временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на формирование ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций.

Пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантий граждан нашей страны, а пенсионная система РФ выступает в качестве многозвенного комплекса государственных органов социальной защиты, которые явились ответственными за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России.

В заключение отметим, что легко дать оценку того состояния, в котором находится социум. Сложнее, но все же возможно, описать то состояние, которое она пытается достичь. Однако самое сложное - предложить программу перехода из одного состояния в иное.

Перед нашей страной стоит задача в ближайшие 10 лет окончательно выбрать направление дальнейшей реформы и, абстрагируясь от точек зрения заинтересованных структур, кардинальным образом поменять систему пенсионного обеспечения согласно реалиям времени. Нам предстоит пройти путь, который развитые страны проходят десятилетиями, причём в более благоприятных условиях. 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых пенсиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  3. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  4. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  5. Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О накопительной пенсии»