Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности налогообложения коммерческих банков
2. Обложение налогом на имущество в ПАО «Сбербанк»
Документальное оформление имущественных налогов
Порядок исчисления и уплаты налога на имущество коммерческим банком
Порядок исчисления и уплаты транспортного налога
Введение
Значительную долю в налоговых доходах государства составляют поступления от кредитных организаций банковского типа. Взимание налогов с кредитных организаций банковского типа, как и с других налогоплательщиков, регулируется нормами налогового права.
Налогообложение кредитных организаций банковского типа – проблема чрезвычайно сложная и важная, поскольку они не только крупные налогоплательщики, но и экономические субъекты, платежеспособность которых имеет достаточно большое общественное значение.
В юридической литературе основной упор сделан на общие положения налогового права, а также на вопросы ответственности за нарушение налогового законодательства. Проблемам правового регулирования исчисления и уплаты налогов в бюджет уделено сравнительно меньшее внимание.
Недостаточная проработка правовых вопросов налогообложения кредитных организаций банковского типа отрицательно сказывается на развитии законодательства о налогообложении банков и на практике его применения в финансово-хозяйственной деятельности банка.
Проблемы учета расчетов имущественных налогов исследованы в работах таких ученых как А.Г.Игудин, В.Н.Лексин, И.В. Подпорина, Е.В.Пономаренко, В.М Родионова, В.М. Христенко, А.Н. Швецов и др.
Применительно к условиям современной системы налогообложения в России определенное отставание теоретических разработок в сфере налогообложения вызывает существенные практические трудности как у непосредственных разработчиков в области налогового законодательства, депутатов Государственной думы, так и у коммерческих банков, финансовых служб, которые занимаются территориальным планированием контингентов налоговых поступлений, налоговых и других органов.
В связи с этим изучение учета региональных налогов и сборов в коммерческом банке приобретает особую актуальность.
Основная цель и задачи настоящей курсовой работы состоят в анализе действующего законодательства об имущественном налогообложении кредитных организаций.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи:
- изучить налогообложение коммерческих банков в современных финансово-экономических условиях;
- изучить характеристику имущественных налогов и сборов, которые уплачивают коммерческие банки;
- на примере ПАО «Сбербанк» рассмотреть и проанализировать особенности начисления и уплаты вышеуказанных налогов.
Предметом исследования является система имущественных налогов, уплачиваемых коммерческими банками.
Объектом исследования выступает ПАО Сбербанк.
Методологическую основу курсовой работы составляют общенаучные методы познания, в первую очередь - диалектический метод, который подразумевает под собой исследование экономических явлений в развитии, а также взаимообусловленности и взаимосвязи.
В ходе выполнения курсовой работы использованы законодательные акты Российской Федерации, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, Центрального Банка РФ, инструкции и методические рекомендации Министерства финансов РФ, а также материалы научно-практических конференций и периодических изданий.
-
Теоретические основы имущественного налогообложения в РФ
Для рассмотрения сути налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. На данный момент налоговая система Российской Федерации базируется на следующих принципах:
1. Приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц). В условиях рыночной экономики такое явление можно признать устаревшим, оно требует поэтапного (постепенного) переноса налогового бремени на граждан[1];
2. Существенный удельный вес по сравнению с зарубежными странами доли косвенных налогов и относительно меньший - прямых. Причём доля косвенных налогов в последнее время возрастает.
3. Создание разветвлённой системы федеральной Госналогслужбы РФ характеризующейся вертикальной структурой подчиненности, а именно непосредственным подчинением входящих в неё нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включая региональные и местные[2].
4. Наличие широкого перечня разнообразных льгот, целью которых в преимущественной степени является стимулирование производства.
5. Разработаны и утверждены жёсткие санкции за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности[3].
6. Установлена обязательность постановки всех субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности на учёт в налоговых органах, с правом открытия расчётного счёта в банках только после регистрации в налоговых органах.
7. Определена первоочерёдность направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов по сравнению с остальными расходами предприятия[4].
Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика[5].
Возможна различная классификация налогов в зависимости от основания, заложенного в их сравнении (табл. 1)[6].
Таблица 1
Классификация налогов
Признак классификации |
Классификационные группы |
Виды налогов |
Уровень установления |
Федеральные |
Налог на добавленную стоимость; Акцизы; Налог на доходы физических лиц; Налог на прибыль организаций; Налог на добычу полезных ископаемых; Водный налог; Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов Государственная пошлина. |
Региональные |
Налог на имущество организаций; Транспортный налог; Налог на игорный бизнес. |
|
Местные |
Земельный налог; Налог на имущество физических лиц. |
|
Метод взимания |
Прямые |
НДФЛ; Налог на прибыль организаций; Налоги на имущество как юридических, так и физических лиц. |
Косвенные |
НДС; Акцизы; Таможенные пошлины и др. |
|
Продолжение таблицы 1 |
||
В зависимости от использования |
Общие |
Налог на добавленную стоимость; Акцизы; Налог на доходы физических лиц; Налог на прибыль организаций и др. |
Специальные |
Транспортный налог; Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы |
|
Ставки налогообложения |
Твердые |
Транспортный налог Налог на добычу полезных ископаемых Земельный налог |
Процентные (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными) |
Налог на прибыль НДС Акцизы |
|
Отражение в бухгалтерском учете |
Включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг) |
НДС Акцизы |
Относимые на издержки обращения и затраты производства |
Транспортный налог Ресурсные налоги и сборы (сбор за пользование объектами животного мира, водный налог, земельный налог, налога на добычу полезных ископаемых) Госпошлина Налог на игорный бизнес |
|
Относимые на финансовые результаты |
Налог на имущество предприятий |
|
Уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика |
Налог на прибыль |
|
Принадлежность к уровню бюджета |
Закрепленные |
Таможенные пошлины |
Регулирующие |
Налог на прибыль НДФЛ Акцизы |
Источник: составлено автором
Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации [7].
Региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством[8].
Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы[9].
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения.
Косвенные налоги довольно часто называются налогами на потребление, они непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель[10].
К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительной особенностью является то, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.
В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов.
Твердые ставки представляют собой абсолютную сумму на одну единицу налоговой базы.
Процентные ставки определяются непосредственно с учетом налоговой базы и бывают трех видов: прогрессивными, пропорциональными и регрессивными[11]:
- пропорциональные ставки имеют идентичный процент с существующей базой налогов;
- прогрессивные ставки характерны тем, что они увеличиваются по мере изменения (как правило, роста) налоговой базы. При этом прогрессирование ставок бывать двух видов - простым и сложным. В первом случае (простое прогрессирование) ставка налога будет увеличиваться вместе с самой базой, а во втором случае (сложное прогрессирование) - будет происходить разделение налоговой базы на несколько долей. При этом каждая из последующих частей будет облагаться какой-то более высокой ставкой относительно предыдущей части. На современном этапе в Российской Федерации прогрессивные ставки налогообложения отсутствуют;
- регрессивные ставки снижаются при росте налоговой базы.
В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом[12]:
- включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
- относимые на издержки обращения и затраты производства;
- относимые на финансовые результаты;
- уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.
Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты[13].
Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.
Следует заметить, что данная классификация, хотя и является востребованной теорией и практикой налогообложения, в том числе в национальном счетоводстве, отнюдь не бесспорна. Во-первых, далеко не все налоги с абсолютной уверенностью можно разнести по этим группам. Например, достаточно спорной будет дилемма отнесения к той или иной группе так называемых ресурсных налогов: на добычу полезных ископаемых, водного налога, сборов за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. Можно отнести их к прямым налогам, основываясь на том, что они сопряжены с фактом пользования государственной собственностью (природными ресурсами). Однако, такое отнесение будет крайне условным, в связи с тем, что эти налоги в полной мере перекладываются на потребителя, но не через надбавку к цене, а через саму цену товара. С той же долей условности их можно отнести и к косвенным налогам[14].
Во-вторых, сам факт переложимости налогов необходимо воспринимать с определенной долей условности. Стоит отметить, что не все косвенные налоги в полном объеме перекладываются на потребителя. Определяющим фактором здесь будет являться разная ценовая эластичность различных товаров (работ, услуг). Товары, по которым возможно увеличение цен без уменьшения спроса на рынке, достаточно хорошо переносят бремя косвенных налогов на потребителя. В противных случаях бремя этих налогов распределяется между производителем и потребителем, и тогда для производителя данный налог становится прямым[15]. В то же время прямые налоги через возможность повышения цены на какой-либо товар в определенных случаях перекладываются на потребителя не хуже косвенных. Действие ценовых механизмов, и, как следствие, объективность реализации целевой фискальной направленности этих налогов (прямых — на производителей, косвенных — на потребителей) во многом обуславливается также характером рынка данных товаров (работ, услуг): монополией, олигополией, совершенной конкуренции[16]. В наибольшей степени дифференциация фискального предназначения этих групп налогов достигается на рынке совершенной конкуренции, в наименьшей — на монополистическом рынке.