Файл: Сущностная характеристика и содержание корпоративной культуры предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Для нынешней ситуации на рынке товаров и услуг характерна жесткая конкуренция действующих организаций и корпораций, ведущих широкомасштабное наступление в борьбе за клиента. И в настоящее время все большее число организаций осознает, что грамотно выстроенная корпоративная культура компании является важным фактором эффективного управления.

Корпоративная культура – это атмосфера или социальный климат в организации. Формирование корпоративной культуры – сложная и многоаспектная задача. От ее решения, то есть от успешности формирования корпоративной культуры, во многом зависит успешность бизнеса. В последние десятилетия отмечается всплеск научного и практического интереса к феномену корпоративной культуры. Внимание, проявляемое к этому явлению, указывает на желание владельцев предприятий и руководителей организаций использовать для увеличения эффективности своей деятельности большой потенциал корпоративной культуры, а также с целью организовать эффективное производство, улучшить производительность труда и наладить социально-трудовые отношения.

Продуманная и правильно внедренная корпоративная культура играет важнейшую роль в мобилизации всех ресурсов организации для достижения поставленных целей, а отсутствие понимания важности этого явления и стихийный подход к организации корпоративной культуры может негативно отразиться на дальнейшем развитии компании. Так особую актуальность приобретает проблема возможности воздействия на процессы формирования, поддержания или изменения корпоративной культуры в конкретной организации.

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена тем, что корпоративная культура играет основополагающую и определяющую роль для достижения положительных результатов в части достижения эффективности функционирования любой организации.

Целью настоящей курсовой работы является исследование диагностики и построения организационной культуры.

Такая цель предопределила постановку следующих задач:

  • рассмотреть теоретические аспекты формирования корпоративной культуры в организации,
  • дать характеристику деятельности исследуемой организации,
  • проанализировать и оценить эффективность корпоративной культуры ООО «Заполярный» филиала «Вологодский» ПАО «СКБ-банк» г.Мурманск,
  • разработать мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры организации.

Объектом исследования является корпоративная культура организации, предметом методы ее формирования и совершенствования для конкретного предприятия.

В процессе исследовательской работы были применены совокупность методов анализа и синтеза, статистический и качественно-количественный анализ полученных данных, анализ литературы по проблеме исследования, метод наблюдения.

Теоретической основой исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области маркетинга, менеджмента и стратегического планирования таких, как А.Гулимова, П.Данилов, Д.Джонсон, К.Камерон, И.Лаврухина, А.Славникова и других.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть востребованы в практической деятельности ПАО «СКБ-банк».

Исходя из поставленных целей и задач, курсовая работа состоит из введения, трех глав, раскрывающих тему исследования, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1. Сущностная характеристика и содержание корпоративной культуры предприятия

Корпоративная культура - это междисциплинарное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, корпоративное поведение, социология, психология, культурология. Именно многодисциплинарность данной концепции, её уникальная интегративная сущность, с одной стороны, создают при её рассмотрении определённые сложности познавательного плана, а с другой - дают возможность грамотно и эффективно управлять предприятием.

Корпоративная культура не всегда рассматривалась как сфера, заслуживающая внимания. Ее актуальность возросла вследствие глобальных изменений в мировой экономике: когда сбыт продукции стал сложнее производства, а появление новых групп управленческих практик начало опережать теорию.


Изучение феномена корпоративной культуры сталкивается с определенными трудностями. В отечественной науке до сих пор нет однозначного определения данного понятия и ясного понимания этого феномена. Это актуализирует потребность разобраться, в сущности, и содержании корпоративной культуры и определить ее структуру и функции. Под корпоративной культурой традиционно подразумевают набор базовых ценностей, убеждений, стандартов и норм, разделяемых всеми членами организации. [1]

Корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.[2]

Корпоративная культура - специфическая, характерная для данной организации система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, способа постановки и ведения дела.[3]

Корпоративная культура - это система принципов, обычаев и ценностей, позволяющих всем в компании двигаться в одном направлении как единому целому. [4]

Корпоративная культура - это набор наиболее важных положений, принимаемых членами организации и выражающихся в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.[5]

Корпоративная культура - это уникальная общая психология организации.[6]

Корпоративная культура - это набор допущений, убеждений, ценностей и норм, которые разделяются всеми членами организации.[7]

Корпоративная культура - это сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его поведение в критических ситуациях. [8]

Корпоративная культура в широком смысле - это идеи, интересы и ценности, разделяемые группой, куда входит коллектив предприятия. Туда можно включить и человеческий опыт, сформированные профессиональные и коммуникативные навыки, сложившиеся традиции организации, протекающие в ней процессы коммуникации, сложившийся способ принятия решений, а также мифы, страхи, надежды, устремления и ожидания сотрудников. То есть это как работающие в компании люди относятся к своей проделанной работе, то, что позволяет оборудованию и персоналу гармонично работать вместе и вести компанию к ее цели. Это то, как одни части компании видят другие ее части и какие формы поведения выбирает для себя каждое из подразделений в результате этого видения.[9]


Используя то общее, что присуще многим определениям, можно понимать корпоративную культуру следующим образом. Корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющееся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.

В данной работе понятие «корпоративный» рассматривается в смысле объединяющий, связующий, и, соответственно, «корпорация» - в качестве формы организации трудовых общностей со своими специфическими признаками. Этот способ социальной интеграции отличают цель деятельности, целесообразное поведение индивидов (ориентированное на других), наличие иерархизированной структуры отношений и легитимного господства. Исходя из этого, корпоративная культура - не только культура корпораций, данное понятие может применяться к другим организациям.

Корпоративная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и выражающихся в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются членам организации через символические средства духовного и материального окружения организации.

Основу корпоративной культуры составляют те идеи, взгляды, основополагающие ценности, которые разделяются членами организации. Они могут быть абсолютно разными, в том числе и в зависимости оттого, что лежит в основе: интересы организации в целом или интересы ее отдельных членов. Это ядро, определяющее все остальное. Из ценностей вытекает стиль поведения, общения. Внешние атрибуты без них не имеют никакой самостоятельной ценности. Поэтому мы так негативно относимся к внешней символике после пионерской организации, комсомола, пятилеток и прочему. В последние десятилетия за внешним слоем ничего не стояло в глубине. То же самое может случиться и с компаниями, которые принимают за корпоративную культуру набор внешних признаков. [10]

Таким образом, к основным элементам корпоративной культуры относятся:

  • общая философия (миссия) организации,
  • ее базовые цели,
  • этический кодекс,
  • корпоративный стиль.

Однако многие руководители не утруждают себя разработкой миссии для своей организации, переформулировав типовую миссию из учебника по корпоративной культуре, и уделяют основное внимание внешним атрибутам: фирменному стилю, формированию бренда организации, проведению корпоративных мероприятий.[11]


Корпоративная культура определяет отношение сотрудников и к своей деятельности, и к работе в организации. Если оставить корпоративную культуру развиваться стихийно, то есть нецеленаправленно, она может понизить мотивацию сотрудников, ухудшить эффективность коммуникаций внутри организации, а соответственно - и сказаться на общей эффективности общественной организации. Поэтому очень важно направлять развитие корпоративной культуры в нужном направлении.[12]

По сравнению с другими инструментами управления персоналом (например, такими как инструкции, постановка задачи и контроль исполнения) корпоративная культура направлена не на внешние, а на внутренние регуляторы поведения сотрудников, т.е. вступает в действие тот самый глубинный слой корпоративной культуры. Сотрудник сам регулирует свое поведение и активность деятельности в соответствии с принятыми стандартами и нормами организации не потому, что его заставляют или ему «предписывают», а так как эти стандарты и нормы соответствуют его внутренним ценностям. Мотивирование сотрудников в организации основывается на признании личности сотрудника и его творческих, организационных и коммуникативных способностей. В такой структуре люди ищут возможность приложить усилия к осуществлению не только высокой цели, но и маленьких радостей для себя лично: признания нужности и ценности для группы. Нематериальная мотивация персонала, обусловленная корпоративной культурой, считается мотивацией высшего уровня, в то время как общепринятые материальные механизмы мотивации остаются лишь внешними «тычками» к эффективной работе.[13]

Принято считать, что целевой аудиторией корпоративной культуры является исключительно коллектив предприятия. Между тем она охватывает также клиентов, стратегических партнеров, акционеров, местные власти и даже население регионов, в которых представлена компания.

Корпоративная культура выполняет две основные задачи:

  • адаптацию корпорации как единого организма к окружающей среде;
  • обеспечение единства организационной среды путем интеграции членов организации. [14]

Корпоративная культура может складываться стихийно, в процессе жизнедеятельности компании, или целенаправленно формироваться руководством компании. В последнее время персонал является важнейшим ресурсом для многих организаций, поэтому целенаправленное выстраивание определённой корпоративной культуры в соответствии со стратегией развития компании становится для многих работодателей одной из важнейших задач, так как несовпадение целей, системы коммуникаций и тому подобного между сотрудниками может приводить к серьёзным проблемам в развитии бизнеса. Корпоративная культура – это в первую очередь один из рычагов управления персоналом, который позволяет развивать бизнес в нужном направлении, при этом дает возможность работникам чувствовать себя комфортно и максимально реализовать свои профессиональные и личные амбиции. Более того, развитая корпоративная культура – мощное оружие в борьбе с конкурентами, в частности, она решает такую проблему как утечка/переманивание кадров, формирует положительный имидж компании на рынке, позволяет сохранить «золотой запас» (ключевых сотрудников) компании.[15]