Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА
1.1Сущность и виды лидерства в организации
1.2 Основные положения известных теорий лидерства
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИЙ ЛИДЕРСТВА
2.1. Принципы взаимодействия лидера и трудового коллектива
ВВЕДЕНИЕ.
Эта тема является актуальной потому что есть интерес людей, и она исследуется до сих пор. На данный момент пока еще не существует точного определения понятия лидерства и как оно должно изучаться. Системное, широкое и целенаправленное изучение началось только во времена Ф.Тейлора. Эффективный руководитель должен представлять собой интеграцию менеджера и лидера, это поможет ему и его организации преодолевать все трудности и выводить организацию на новый уровень. Если сравнивать с управлением, то сущность лидерства может быть лучше понята. Лидер и менеджер абсолютно разные понятия. Менеджер – это ключевая фигура в управлении организации, а лидер – венец управленческой деятельности. Основной целью является – наглядно показать важную роль в организации.
Объект исследования в данной работе является современные концепции лидерства. А предмет исследования является лидерство.
В работе решаются следующие задачи:
- Сделать характеристику лидерства м руководства
- Изучить и раскрыть различные подходы к проблеме лидерства.
- Изучить и раскрыть проблему непониманием лидерства в современном мире
Будет рассмотрена природа и определение понятия лидерства, лидерство в управлении организации, вообще современные концепции лидерства, теорию лидерских качеств, концепцию харизматического лидерства. Есть много разных различных определений данного понятия. Для Дж. Терри, лидерство – это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р.Танненбаум, И.Вэшлер, Ф.Массарик определяют лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникации и направление на достижение специфические цели. А Г.Кунц и С.О Донелл предполагают, что лидерство напрямую связано с воздействием на людей, которые преследуют достижение общей цели.
В введении указана актуальность темы исследования, цель исследования, объект исследования, предмет исследования, вытекающие из цели задачи исследования. В первой главе рассматриваются базовые понятия теорий лидерства, а именно сущность предмета исследования, тенденции развития, основные положения известных теорий лидерства. Во второй главе рассматриваются принципы взаимодействия лидера и трудового коллектива, особенности практического применения модели И.Адизеса.
В заключении выводы о проблемах лидерства, о том, что продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером.
ГЛАВА 1. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА
1.1Сущность и виды лидерства в организации
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо руководитель или руководящий состав. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
Лидерство – это способность через влияние на личность, или группу людей, направлять их действия на достижение поставленных организацией целей. Начиная с детского возраста, следование за лидером воспринимается всеми достаточно естественно. Это и родители в семье, это и учителя в школе, это и герои, с кем молодые люди хотят себя ассоциировать. Присутствие в индивидуальном микрокосмосе людей имиджа лидера настолько же старо, как и сам человек. Большинством признается факт, что лидерство отождествляется с наличием связанных с психикой человека отношений между лидером и его последователями. Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом. Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером в организации, так как лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером.
В таблице наглядно показаны отличия менеджера от лидера.
Таблица 1
Основная задача лидера — помочь подопечным выработать способность адаптироваться к постоянным изменениям, работать творчески и быстро в постоянно меняющейся среде. Это одно из отличий лидера от менеджера.
Власть — это не всегда лидерство, но обратное верно: лидерство порождает власть и в значительной степени обеспечивает ее. Выгодное отличие лидерства от административной власти состоит в том, что это власть, которая не нуждается в применении силы. Сила становится ненужной, когда на помощь лидерству приходит идея или система идей, воспринимаемая и поддерживаемая большинством участников социально-экономической системы.
Лидеры классифицируются:
- по характеру деятельности: ситуативный лидер или универсальный лидер;
- по содержанию деятельности: например, лидер-вдохновитель или исполнитель;
- по направленности деятельности можно выделить делового лидер, эмоционального лидера.
Виды лидерства:
Рисунок 1
- формальное лидерство:
когда влияние на подчиненных осуществляется с позиции занимаемой должности, точнее неформальное лидерство – это влияние при помощи способностей, доверия, авторитета, умения.
Однако в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на занимаемую должность. Наглядно это становится очевидным, когда выясняется, что один из его заместителей, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или при решении жизненно важных для предприятия проблем. Этот заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью работников за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям.
- неформальное лидерство:
влияние при помощи способностей, доверия, авторитета, умения.
Неформальный характер лидерской позиции в большой степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.
Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей.
1.2 Основные положения известных теорий лидерства
Основные теории лидерств:
- Теория личностных черт
Направление в исследовании лидерства с позиции теории черт возникло под влиянием английского психолога и антрополога Ф. Гальтона, который выдвинул идею наследственности в природе лидерства. Основной идеей такого подхода было убеждение, что если лидер обладает качествами, передающимися по наследству и отличающими его от других, то эти качества можно выделить. Однако составить такой перечень не удавалось.
В XX веке известные представители героической теории Т. Карлайл, Е.Джен-нингс, Дж.Дауд пытались изучать качества, передающиеся по наследству и способствующие завлечению масс. Затем, вслед за героической, уже теория черт попыталась дать ответ на вопрос, какими свойствами должен обладать лидер как особый субъект деятельности. Ее сторонники Л. Бернард, В. Бинхам, О. Тэд, С. Килбоурн считали, что лидером человека делают определенные психологические качества и свойства, то есть черты. Лидер рассматривался ими через призму ряда факторов.
Основные черты, которые необходимо иметь лидеру:
- Способность влиять на поведение окружающих, структурировать социальные взаимоотношения
- Дальновидность, умение сформулировать облик и задачи организации
- Способность идти на риск
- Энергия и упорство в достижении цели, рискованность и оригинальность в решении проблем
- Инициативность, самоуверенность, решительность, твердость, когда этого требуют обстоятельства
- Стойкость — непоколебимость перед лицом оппонента
- Гибкость, способность отзываться на новые идеи и опыт
В США в 1979 году было проведено комплексное исследование лидерского поведения. Оно показало, что наиболее важные черты современного политического лидера — это неформализованные организаторские навыки, избегание бюрократических подходов, терпимость к фрустрации, прямота суждений, способность выслушать чужое мнение, энергичность, ресурс роста и юмор. Согласимся, что годы идут, а качества, приписываемые лидеру, остаются неизменными. При этом забавно, что интеллектуальные способности до сих пор не считаются обязательными для лидера.
- Ситуативная теория лидерства
Основное положение группы теорий, объединяемых под этим названием, гласит: лидерство является функцией окружения, т. е. определенных времени, места и обстоятельств, в том числе культурных. Этот подход игнорировал индивидуальные различия людей, объясняя их поведение исключительно требованиями среды. Так, согласно Е. Богардусу, тип лидерства в группе прежде всего зависит от природы группы и проблем, которые ей предстоит решать. То есть, согласно этой теории, появление лидера рассматривается как результат встречи субъекта, места, времени и обстоятельств. Это означает, что в различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в сложившейся ситуации, человек, обладающий им, становится лидером.
В. Хоккинг предполагал, что лидерство — это функция группы, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе.
В этой связи X.Персон выдвинул две гипотезы:
1) каждая ситуация определяет, как качества лидера, так и самого лидера
2) качества индивида, которые определяются ситуацией как лидерские качества, являются результатом предыдущих лидерских ситуаций. Не вызывая отторжения, такие выводы, однако, также мало чего проясняли
Эта концепция не показалась исследователям достаточно убедительной. Даже была попытка усмотреть в ней личность лидера как марионетки. Американский ученый Э. Хартли, который предложил модификацию ситуативной теории:
- если человек становится лидером в одной ситуации, то не исключено, что он может им стать и в другой
- в результате стереотипного восприятия лидеры в одной ситуации рассматриваются группой как «лидеры вообще»
- став лидером в одной ситуации, индивид приобретает авторитет, который способствует избранию его лидером и в другой ситуации
- лидером чаще выбирают человека, который имеет мотивацию к достижению этого статуса
- Личностно-ситуационные теории
Эта группа теорий является как бы симбиозом двух предыдущих. В ее рамках одновременно рассматриваются как психологические черты лидера, так и условия, в которых происходит процесс лидерства. В частности, по мнению С. Казе, лидерство генерируется тремя основными факторами: личностными качествами лидера, группой его последователей и сложившейся ситуацией или «событием» (может быть проблемой)
Р. Стогдилл и С. Шартл предложили описывать лидерство через понятия «статус», «взаимодействие», «сознание» и «поведение» индивидов по отношению к другим членам организованной группы. Поэтому, лидерство рассматривается скорее, как система отношений людей, а не как характеристика изолированного индивида. Более или менее компромиссный вариант теории лидерства предложили в 1952 г. Г. Герт и С. Милз. Они выделили пять факторов, которые необходимо учитывать при рассмотрении феномена лидерства:
-
- черты лидера как человека
- его мотивы
- образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей и побуждающие их следовать за ним
- личностные характеристики лидера как социальной роли
- институциональный контекст, т.е. те официальные и легитимные параметры, в рамках которых действует лидер и его последователи
- черты лидера как человека
Таким образом, в разных вариантах теории данной группы пытались расширить достоинства предыдущих подходов. Однако достичь желаемого удалось не во всем.