Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (Понятие товарного ассортимента и его классификация).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли
1. 1 Понятие товарного ассортимента и его классификация
1. 2 Показатели ассортимента и факторы, влияющие на них
1. 3 Принципы, этапы и контроль формирования ассортимента
2. 1 Организационно-экономический характер сети магазинов «Магнит»
2. 2 Анализ деятельности сети «Магнит»
ВВЕДЕНИЕ
В силу сложившегося сегодня товародвижения большинство предприятий прилагают большие усилия для сбыта продукции, т.е. интенсивно работают в направлении поиска платежеспособных покупателей.
Потребитель в свою очередь предъявляет всё более новые и жёсткие требования к продукции. Торговые организации вынуждены постоянно удовлетворять возрастающие запросы своих клиентов.
Наиболее важным аспектом политики предприятия следует признать его товарный ассортимент – именно грамотно сформированный ассортимент позволяет привлечь платежеспособного покупателя и достичь главной цели предпринимательской деятельности – извлечения максимально возможной прибыли.
В силу этого, исследование ассортимента торгового предприятия приобретает особую значимость и практическую ценность. Чтобы деятельность предприятия была эффективной, они должны уметь выявлять все недостатки торгово-технологического и организационного процесса и устранять их.
Одним из составляющих этого процесса является формирование ассортимента и товарных запасов. От неправильного формирования ассортимента, влияющего на товарное предложение и потребительский спрос и многих других факторов, зависит экономика предприятия. Влияние правильного выбора ассортиментной политики для торгового предприятия очень велико для удовлетворения спроса потребителей и рентабельности предприятия.
Неправильная оценка качества продукции, неосведомленность о свойствах товара, его характеристиках, а также ошибки при его выборе могут привести к большим убыткам и потерям, как для крупных предпринимателей, так и для обычных покупателей.
Для предотвращения вышеописанных ситуаций, необходимо иметь основные представления о товароведении различных групп товаров.
Основным критерием, благодаря которому мы можем оценить успешна ли деятельность того или иного отечественного предприятия, является рыночный успех.
Рыночные возможности же зависят во многом от верно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политики. Благодаря изучению рынка, а также перспектив его развития, предприятие может получать необ-ходимую ему информацию, которая в дальнейшем послужит для решения некоторых вопросов, непосредственно связанных с совершенствованием, управлением, а также с формированием ассортимента товаров и услуг. Стратегический подход, в наше время, является необходимым понятием для решения задач товарной политики.
Любое решение предприятию необходимо принимать, не только смотря на текущие интересы, но также анализируя как это решение будет «работать» в дальнейшем. Данный подход требует определенных усилий.
Тема нашей курсовой работы - «Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли».
В данной курсовой работе речь пойдёт о формировании ассортимента на примере сети магазинов «Магнит».
Ассортимент товаров, услуг, а также такие его показатели, как полнота, широта, структура, стабильность, обновляемость, очень влияют на спрос покупателей и определяют эффективна ли работа данного предприятия.
Исходя из этого, можно сказать, что выбранная тема является довольно актуальной в современных условиях рыночной экономики.
Целью данной курсовой работы является: определение оптимального ассортимента товаров предприятия.
Задачами курсовой работы являются:
1) изучить понятие «товарный ассортимент», его показатели и факторы, влияющие на них;
2) изучить классификацию ассортимента товаров и услуг предприятия «Магнит»
3) разработать рекомендации по совершенствованию ассортимента товаров на розничном предприятии «Магнит».
1 Теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли
1. 1 Понятие товарного ассортимента и его классификация
Множество товаров, которые представлены на рынке, а также классифицированы с помощью признака потребительского назначения или производственного происхождения называют ассортиментом.
Ассортимент может отражать различия, которые существуют между услугами и товарами. Ассортимент является логическим распределением любого множества, образованного по различным признакам, на категории различного уровня или на отдельные звенья. Кроме ассортимента товаров, также бывает ассортимент услуг, ассортимент идей и т. д. [1]
Товарный ассортимент является набором товаров, которые объединены или сочетаются по определённому признаку или совокупности признаков, это могут быть: цвет, вид, размер и так далее.
В зависимости от товаров народного потребления можно выделить два вида ассортимента товаров: торговый и производственный.
Торговый ассортимент является перечнем товаров, которые были подобраны для реализации в магазинах розничной торговли. Данный ассортимент включает в себя множество различных наименований, а также разновидностей продукции, которая выпускается непосредственно организациями всевозможных отраслей промышленности, а также сельского хозяйства. [2]
Доля всевозможных товаров в структуре ассортимента торгового предприятия определяется специализацией фирмы, его потребительским спросом, материально-технической базой, а также другими факторами. По этой причине считается, что торговый ассортимент является набором товаров, которые сформированы по определённым признакам и призван удовлетворять спрос в определённый момент времени. [1]
Маркетинговые подходы, направленные на формирование ассортиментной политики розничной торговой организации должны быть основаны на предпочтениях потребителей, а также им необходимо обеспечить достаточный уровень рентабельности фирмы, которая имеет возможность выбрать из широкого спектра продукции, предлагаемой как самим производителем, так и мелкими и крупными оптовиками. [3]
Ассортиментная политика является формированием ассортимента товаров в зависимости от финансового состояния организации, её стратегических целей, а также от потребностей рынка. Ассортиментная политика, обычно, преследует долгосрочные цели.
Формирование ассортиментной политики и её реализация нужны для того, чтобы управлять объёмом прибыли, определять условия безубыточной работы фирмы, а также для того, чтобы прогнозировать собственные инвестиции в развитии бизнеса. [9]
Возможность найти порог рентабельности всего предприятия и отдельного вида товаров и услуг существует в рамках осуществления операционного анализа. Именно способность каждой продукции «отвечать» за финансовое состояние положена в основу формирования ассортиментной политики предприятия. [4]
Признаками классификации ассортимента являются такие факторы, как местонахождение товаров в торговле либо промышленности, широта охвата товаров, а также степень удовлетворения потребностей и так далее.
Необходимо различать торговый ассортимент, ассортимент товаров и товарную номенклатуру. В широком смысле под номенклатурой понимается перечень терминов, названий или категорий, которые употребляются в какой-либо отрасли техники либо науки и прочее.
Классификация ассортимента товаров выглядит следующим образом:
1) по местонахождению товаров:
а) промышленный ассортимент является набором товаров, которые выпускаются изготовителем согласно его производственным возможностям;
б) торговый ассортимент является набором товаров, формируемый торговыми предприятиями с учётом их потребительского спроса, специализации и материально-технической базы;
в) ассортимент услуг является набором услуг, предлагаемый потребителям.
По степени детализации данный вид ассортимента, как и ассортимент товаров, подразделяется на три вида: видовой, групповой и внутривидовой.
2) по широте охвата товаров:
а) простой ассортимент является набором товаров, представленных небольшим количеством видов, групп, а также наименований, удовлетворяющих ограниченное число потребностей;
б) сложный ассортимент является набором товаров, представленных значительным количеством видов, групп, разновидностей и наименований товаров, отличающихся конструкцией, исходными материалами, а также другими признаками и удовлетворяющий всевозможные человеческие потребности;
в) развёрнутый ассортимент является набором товаров, включающий большое количество видов, подгрупп, разновидностей, а также наименований, которые относятся к группе однородных, но отличающихся определёнными индивидуальными признаками;
г) смешанный ассортимент является набором разных видов, групп, наименований, которые отличаются большим разнообразием функционального назначения.
3) по степени удовлетворения потребностей:
а) рациональный ассортимент является набором товаров, наиболее полно удовлетворяющих реально обоснованные потребности, обеспечивающие максимальное качество жизни при определённом уровне развития науки и техники;
б) оптимальный ассортимент является набором товаров, удовлетворяющих реальные потребности с получением максимально полезного эффекта для потребителя при минимальных затратах на разработку производства, проектирование и доведение до потребителя.
4) по состоянию в конкретный момент времени:
а) реальный ассортимент является набором товаров, имеющихся в конкретной фирме продавца либо производителя;
б) прогнозируемый ассортимент является набором товаров, которому будет необходимо удовлетворять предполагаемые потребности.
5) по характеру удовлетворяемых потребностей:
а) основной ассортимент является набором товаров, ориентированных на обычные потребности основных групп потребителей;
6) сопутствующий ассортимент является набором товаров, выполняющий вспомогательные функции и не относящийся к основным для данного предприятия.
б) по структуре ассортимента:
а) групповой ассортимент товаров состоит из перечня товарных групп, которые сформулированы по признаку однородности сырья из которого они были изготовлены, также по способу производства и потребительскому назначению;
б) групповой ассортимент состоит из перечня отдельных крупно-агрегированных видов услуг: здравоохранения, образования, услуги жилищно-коммунального хозяйства, дошкольных учреждений, связи, транспорта, бытовые услуги и так далее;
в) внутри групповой ассортимент - это набор однородных товаров, которые объединены общностью признаков и удовлетворяют аналогичные потребности. Это детализация группового ассортимента;
г) видовой ассортимент товаров является набором товаров различных наименований и видов, удовлетворяющих аналогичные потребности;
д) видовой ассортимент услуг является детализацией
крупно-агрегированных видов услуг;
е) внутривидовой ассортимент товаров является ассортиментом, в который входят разновидности товаров внутри отдельных видов;
ж) внутривидовой ассортимент услуг состоит из перечня конкретных работ, выполняющихся в рамках определённого вида услуг. [1]
1. 2 Показатели ассортимента и факторы, влияющие на них
Ассортимент любого предприятия, любого как розничного, так и оптового магазина можно охарактеризовать благодаря системе показателей. Данный подход необходим для осуществления процесса управления ассортиментом на научной основе, а именно организовывать его формирование, планировать, а также регулировать ассортимент, стимулировать продажи и мотивировать продавцов. [8]
Перечислим данные показатели.
Широта ассортимента является количеством групп и подгрупп товаров, которые включены в ассортимент магазина. В товарообороте по их удельному весу в запасах различают ассортиментную структуру универсальных, а также специализированных магазинов.
Глубина ассортимента является количеством видов и разновидностей, а также наименований данных товаров внутри определённых групп и подгрупп в ассортименте магазина. [2]
Глубина и широта ассортимента необходимы для того, чтобы сформировать предложение и распределение степени риска. Это изображено в таблице 1.