Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (Понятие товарного ассортимента и его классификация).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли
1. 1 Понятие товарного ассортимента и его классификация
1. 2 Показатели ассортимента и факторы, влияющие на них
1. 3 Принципы, этапы и контроль формирования ассортимента
2. 1 Организационно-экономический характер сети магазинов «Магнит»
2. 2 Анализ деятельности сети «Магнит»
Таблица 1 Альтернативы торгового ассортимента по широте и глубине
При широком ассортименте у покупателей складывается впечатление разнообразие многочисленной продукции. Именно это привлекает различные категории потребителей. Располагая таким ассортиментом, предприятие может лучше приспосабливаться к постоянным изменениям рыночного спроса. Однако управлять этим сложно, так как незамеченными могут остаться изделия, которые пользуются малым спросом.
Простота является основным преимуществом узкого ассортимента.
Как широта, так и глубина ассортимента должны быть выбраны с учётом целей и задач, поставленных перед собой розничным предприятием.
Глубина торгового ассортимента может являться избыточной. Иногда изобилие наименований в одной товарной группе может усложнять принятие решения о покупке.
К показателям ассортимента также относится и его устойчивость.
Устойчивый ассортимент продукции в магазине приводит к сокращению затрат времени клиентов на поиск продукции, помогает при стандартизации всех торгово-технологических процессов и операций. Устойчивость можно определить по следующей формуле:
Ку = 1 - Оn/n*а,
где Ку - коэффициент устойчивого ассортимента товаров в определённом периоде;
O1, О2,... Оn - количество разновидностей товаров, отсутствующих в продаже в момент проверок;
а - количество разновидностей товара, который предусмотрен разработанным ассортиментным перечнем; п - количество проверок.
Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должна быть не ниже:
- 0, 90 для универсамов и гастрономов;
- 0, 80 универмагов;
- 0, 75 магазинов обуви и одежды;
- 0, 85 магазинов галантерейных, хозяйственных и спортивных товаров.
Этот показатель можно назвать условным, если учесть, что во многих магазинах с товарным ассортиментом в несколько тысяч единиц часто просто невозможно проверить количество отсутствующих товаров.
Ещё одним показателем ассортимента является его длина. В связи с тем, что место на полках магазина ограничено, всегда необходимо поддерживать оптимальное количество товара. Ассортимент считается коротким, если при добавлении новых товарных единиц прибыль увеличивается. Ассортимент считается слишком длинным, если при удалении товарных единиц, прибыль увеличивается.
До сих пор нет стандартов, которые бы регламентировали показатели ассортимента (кроме показателя устойчивости), т. е. показатели не отражают, насколько успешен ассортимент, а только характеризует его фактическую структуру. Поэтому при формировании ассортимента часто используется опыт других компаний. [3]
Структура ассортимента является соотношением видов, групп и разновидностей, а также подгрупп товаров, составляющих ассортимент магазина. Структура характеризуется показателями глубины, а также широты. Она имеет определяющее значение в процессе организации его формирования в каком-то определённом магазине.
Существуют два понятия макро- и микроструктуры ассортимента товаров как на предприятии, так и в магазине.
Макроструктура является соотношением между группами товаров непосредственно в общем ассортименте. Микроструктура является соотношением видов, а также разновидностей в каждой товарной группе.
Для поддержания ассортимента продукции в соответствии со спросом населения важную роль играют такие понятия, как стабильность ассортимента товаров в магазине и его полнота.
Полнота ассортимента является соответствием фактического наличия продукции в магазине, который утверждён согласно ассортиментному перечню.
Полнота ассортимента товаров характеризуется коэффициентом полноты и рассчитывается по формуле:
Кп = Рф/Рн,
где Кп - коэффициент полноты ассортимента магазина на конкретную дату;
Рф - фактическое количество разновидностей товаров в момент проверки;
Рн - количество разновидностей товаров, которое предусмотрено обязательным ассортиментным перечнем.
Для наиболее объективной оценки товарного ассортимента его полноту необходимо определять за отдельные периоды на основе данных, полученных за несколько проверок ассортимента магазина. Для этого рассчитывают коэффициент устойчивости ассортимента по следующей формуле:
Куст = Р1 + Р2 + Рз +... + Рn/ Рн*n,
где Куст - коэффициент устойчивости ассортимента товаров в магазине за период (месяц, квартал, год);
Р1, Р2, Рз, Рn - фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;
Рн - это количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;
п - количество проверок.
Таким образом, устойчивость или по-другому стабильность ассортимента является бесперебойным наличием в продаже товаров по их разновидностям, а также по их видам, которые были заявлены в ассортиментом перечне.
Обновляемость ассортимента представляет собой пополнение ассортимента новейшими видами продукции в соответствии с ассортиментной политикой фирмы. Обновление торгового ассортимента магазина должно быть до 10% в год.
Особое место среди показателей, которые характеризуют состояние ассортимента, занимает показатель его рентабельности.
Рентабельность торгового ассортимента является ассортиментным набором, обеспечивающий в своей совокупности получение хозяйствующим субъектам заранее запланированного размера чистой прибыли, а именно определённого превышения доходов над расходами по реализации товаров и налоговыми и неналоговыми платежами.
Изучение влияния вышеперечисленных факторов осуществляется в процессе исследования рынка специалистами-маркетологами, а также специалистами коммерческого отдела торговой фирмы. Все факторы принято разделять на общие и специфические.
Общие факторы не зависят от определённых условий деятельности фирмы. Общие факторы делятся на:
1) социальные. В их число входят социальный состав населения, уровень культуры, социальное обеспечение населения, характер трудовой деятельности;
2) экономические. В их число входят развитие производства товаров, уровень доходов населения и источники их образования, развитие экономики района деятельности, цена на товары и другое;
3) демографический. В их число входят половозрастной состав, количество и структура семей, профессиональный состав населения и другое;
4) национально-бытовые. В их число входят национальный состав населения, традиции, нравы и обычаи;
5) природно-климатические. В их число входят географическое расположение (города, сёла), климат, природные ресурсы и другое.
Специфические факторы отражают конкретные условия работы фирмы.
Учитываемые при определении широты ассортимента:
1) роль данного магазина в системе торгового обслуживания;
2) наличие других магазинов в зоне деятельности и их специализация;
3) тип и мощность фирмы;
4) характеристика сегментов;
5) транспортные связи.
Учитываемые при определении глубины ассортимента:
1) уровень доходов по сегментам;
2) специфика спроса внутри сегментов;
3) размер торговой площади и характеристики, параметры оборудования.
Также оказывает своё влияние и такой фактор, как спрос. Но для начала, коммерческому аппарату необходимо определиться, на каких сегментах будет работать эта организация торговли. Такая работа проводится специалистами маркетингового отдела, а также специалистами коммерсантами в процессе маркетингового исследования на основе результатов комплексного исследования розничных предприятий определённого региона.
Именно поэтому необходимо при формировании ассортимента товаров на розничном рынке обладать достоверной информацией о структуре спроса, его объёме, динамике его развития, особенностях и характере спроса на отдельные товары и у различных контингентов покупателей.
Также необходим периодический мониторинг среды деятельности предприятия, а также его организации торговли. Это нужно для того, чтобы своевременно можно было внести изменения либо какие-то коррективы в процесс формирования ассортимента определённого предприятия или розничного либо оптового магазина. [2]
1. 3 Принципы, этапы и контроль формирования ассортимента
Формирование ассортимента является процессом подбора групп, видов, а также разновидностей товаров.
Формирование ассортимента магазина должно быть согласованным со стратегическими целями фирмы, а также его ассортиментной политикой.
При формировании ассортимента в торговле необходимо учесть различные факторы. Это:
1) объём, структуру и содержание спроса целевых потребителей;
2) ассортиментный профиль магазина;
3) рентабельность предприятия и отдельных товарных групп;
4) материально-техническую базу предприятия, его обеспеченность складскими помещениями и оборудованием;
5) содержание и структуру товарного предложения у производителей и поставщиков;
6) содержание и структуру товарного предложения у основных конкурентов. [5]
Коммерческая служба организации торговли, после обобщения информации о факторах влияния на торговый ассортимент, осуществляет формирование ассортимента с учётом основных положений, которые имеют неизменное значение и содержание, т. е. учитывая принципы построения торгового ассортимента. Данные принципы изображены в таблице 2.
Таблица 2 Принципы формирования торгового ассортимента
Формирование ассортимента осуществляется в несколько этапов:
1) необходимо определить ассортиментный профиль, а также направление специализации преприятия торговли в соответствии с заранее выбранной коммерческой стратегией на розничном рынке, при этом учитывая специализацию существующей торговой сети в данном районе и ассортиментную стратегию конкурентов;
2) необходимо устанавливать структуру ассортимента на преприятии торговли. На данном этапе нужно определить количественное соотношение отдельных групп товаров. Также здесь происходит увязка данных с плановыми показателями магазина и рентабельностью групп и подгрупп товара;
3) необходимо определять распределение отдельных групп, а также подгрупп товаров в размере потребительских комплексов и микрокомплексов;
4) необходимо осуществлять подбор внутригруппового ассортимента по отличительным признакам с увязкой его с конкретной торговой площадью, рентабельностью товаров.
Установление группового ассортимента продукции для различных типов фирм позволяет определить роль и место каждого типа и общей системе торгового обслуживания населения.
На втором этапе формирования ассортимента должны производиться расчёты структуры группового ассортимента для каждой конкретной торговой фирмы, то есть определяются количественные соотношения отдельных групп продукции. Структура группового ассортимента устанавливается, учитывая типоразмер магазина, его размещение, плановые показатели и другие факторы. [2]
На основе вышесказанного стадии формирования торгового ассортимента можно представить в виде рисунка 1. [3]
Важная задача - разработка упорядоченной структуры ассортимента. Для того, чтобы определить оптимальное соотношение различных групп товаров, которые входят в отдельные категории, необходимо использовать матрицу БКГ и ABC-анализ.
Фазы жизненного цикла товаров должны учитываться в структуре торгового ассортимента. Ассортиментный анализ с помощью матрицы БКГ проводится с помощью размещения продукции, которая находится на разных этапах жизненного цикла, в одном из четырёх полей матрицы. Они изображены на рисунке 2.
Товар - «вопросы» занимают небольшую долю на рынке. Они должны достигнуть высоких темпов роста продаж. Данный товар находится в фазе внедрения на рынок, из-за этого требуются маркетинговые усилия. Дальнейшая судьба данного товара прогнозируется на основе опытных продаж. Товар - «вопрос» в состоянии стать товаром - «звездой» либо он может перестать пользоваться спросом и превратиться в товар - «собаку», или сразу уйти с рынка.
Рисунок 1 Стадии формирования торгового ассортимента
Успех данной продукции зависит от того, будет ли она покупаться повторно. «Звёзды» являются товарами магазина, которые заметно превосходят по объёмам продаж товары магазина - конкурента и имеют рынок, который растет самыми высокими темпами. Товары - «звёзды» требуют больших маркетинговых усилий. Так как задачей розничной торговой фирмы является получение максимальной прибыли, то можно применить два варианта стратегии в отношении товаров - «звёзд».
Первый вариант - это использование стратегии «снятия сливок», если отсутствуют аналогичные товары у фирм-конкурентов. При втором варианте фирма стремится к увеличению объёма продаж продукции, чтобы не отстать от темпов роста рынка и максимально увеличить оборот.