Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности. Проявления стресса и его последствия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7.Формирование у сотрудников потребности в своевременном обращении к психологу, с помощью которого можно овладеть методами, позволяющими правильно анализировать жизненные и служебные ситуации, давать им реалистические оценки и обогащать свой антистрессовый поведенческий репертуар.

8. Поддержание позитивного социально-психологического климата в подразделении.

Однако, цель управления профессиональными стрессами заключается не только в их психопрофилактике, но и в оптимизации соответствия между требованиями со стороны управленческой деятельности и возможностями, личностными ресурсами сотрудника. Что предполагает: во-первых, широкое использование различных технологий и методов профессионального отбора, систематическое повышение квалификации и профессиональное обучение сотрудников, в том числе использованию ими психологических техник для расширения своего поведенческого репертуара с учетом психологических знаний о механизмах стресса и адаптационных ресурсах человека [12, c. 240].

Во-вторых, изменение стрессообразующих условий и факторов среды жизнедеятельности сотрудников, а также развитие в этом направлении организационной культуры.

В-третьих, воздействие на когнитивную оценку сотрудником собственных возможностей (способностей, умений, ресурсов и т.д.) и готовности к преодолению профессионально трудных ситуаций. И в этом случае психологическая помощь со стороны психолога должна быть ориентирована на оптимизацию трудовой мотивации и повышение адекватности восприятия сотрудниками ситуативных (фактических) требований управленческой деятельности с учетом должностного статуса и уверенности в своих силах, ресурсах, способностях.

В-четвертых, это управление ответными реакциями на стресс-факторы управленческой деятельности. И здесь важным аспектом в работе психолога является: формирование у сотрудников активной позиции по отношению к профессиональным стрессам; коррекция ответных реакций на стресс-факторы жизнедеятельности; обучение сотрудников использованию приемов преодолевающего поведения (копинга), основанных на рационализации и когнитивной активности и т.д.

Однако, в связи с недостаточным количеством специалистов-психологов и их большой загруженностью, в сложившихся условиях не только психологи, но и руководители, и сами сотрудники становятся основными субъектами процесса управления профессиональным стрессом, и осуществления психологической само- и взаимопомощи. Более того, психопрофилактические мероприятия по предупреждению и преодолению у сотрудников стрессовых состояний в ряде случаев, не требуют привлечения специально подготовленных специалистов (психотерапевтов, психоневрологов) и могут проводиться либо самим сотрудником, либо организовываться руководителями подразделений.


Для эффективного управления профессиональным стрессом руководителю хорошо различать типичные стресс-факторы в своем подразделении и уметь определять силу их действия на подчиненных.

Стресс-факторы (стрессоры) – сильные внешние раздражители, нарушающие внутреннее равновесие, на что организм реагирует неспецифической защитно-приспособительной реакцией. Среди таких факторов выделяют[11, c. 22].:

  • интенсивность деятельности без возможности полноценного отдыха;
  • лимит времени (любую работу необходимо выполнить срочно и без учета загруженности сотрудника другими обязанностями);
  • недостатки и упущения в организации повседневной управленческой деятельности;
  • неопределенный регламент и разнообразные ролевые стресс - факторы (когда сотруднику не ясно, что входит в круг его обязанностей, чего ждут от него в результате деятельности и т.п.);
  • недооценка возможностей сотрудника, когда поручается выполнение задач, которые по сложности существенно ниже его способностей;
  • слишком большой объем работы;
  • фактор неучастия, когда у сотрудника нет возможности для проявления своих способностей и высказывания собственного мнения в работе;
  • социально-психологические конфликты в коллективе и т.п.

Большая продолжительность стрессорного воздействия данных факторов, может привести к психическому перенапряжению, истощению адаптационных ресурсов и возникновению профессионального стресса. Признаками, сигнализирующими о появления у некоторых сотрудников симптомов стрессового состояния, являются изменение отношения к профессиональной деятельности, проявление агрессии в отношениях с коллегами, усиливающаяся небрежность в личном поведении сотрудника, отмечающаяся склонность к демонстративному и вызывающему нарушению дисциплины. Изменения в деятельности проявляются в том, что у сотрудника чаще, чем обычно, происходят нарушения регламента и правил внутреннего трудового распорядка (не выход или опоздание, под разными предлогами), увеличивается число ошибок по невнимательности, снижаются количественные и качественные показатели деятельности, возникают затруднения в принятии решений в самых простых ситуациях [12, c. 240]..

В коммуникативной сфере данный сотрудник неадекватно воспринимает юмор, проявляет раздражение и враждебность, внезапно начинает испытывать затруднения в общении, высказывает непонятное недоверие к действиям руководителей. Происходят изменения и в личном плане: человек выглядит уставшим, неспособным расслабится, проявляется высказывания о безразличии к жизни, потеря интереса к ней; сотрудник часто жалуется на здоровье и беспричинные боли.


Анализ руководителем состояний психического напряжения должен производится с пониманием того, что сотруднику возможно необходимы дополнительные психологические ресурсы для преодоления трудностей обстановки и перестройки психики при переходе к новому уровню ее функционирования, сохранения психологической устойчивости и эффективности профессиональной деятельности.

Руководителям также необходимо знать в достаточном количестве и эффективные психологические способы снижения силы воздействия различных стресс-факторов и уметь применять их как в повседневных, так и в экстремальных служебных ситуациях [12, c. 241]..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Огромный материал, накопленный при изучении стресса, предоставляет большие возможности для исследователей по развитию терминологического аппарата. При решении междисциплинарной задачи по разработке более эффективных методов коррекции неблагоприятных функциональных состояний человека надо помнить о взаимосвязи наблюдаемых и описываемых явлений. Многолетние исследования психологического стресса подтвердили общность физиологических изменений, возникающих при физиологическом и психологическом стрессе, и в то же время позволили говорить о некоторых важных различиях в механизмах их формирования. Если физиологический стресс возникает в связи с непосредственным физическим воздействием, то при эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров (или комплексной стрессогенной ситуации) опосредуется через сложные психические процессы. Раскрытие механизмов развития и протекания психологического стресса, установление взаимосвязи отдельных стрессорных реакций с конкретными личностными особенностями является тем инструментом, при помощи которого могут быть вскрыты механизмы взаимосвязи физиологического и психического аспектов стресса у человека, а понимание этих механизмов позволит разрабатывать более эффективные методы коррекции неблагоприятных функциональных состояний человека.

В настоящее время большое внимание уделяется стрессоустойчивости человека в повседневных и экстремальных условиях. Проблема стрессоустойчивости рассматривается с позиций генеза целостных, системных реакций организма, определяющих устойчивость к эмоциональному стрессу, механизмов, с помощью которых организм может противостоять развитию эмоционального стресса и его патологических последствий.


Стрессоустойчивость следует рассматривать как сложное, многоуровневое, интегративное, сис­темное свойство и как сложная интегративная характеристика, определяющая способность человека противостоять стрессовому воздействию или совладать со многими стрессовыми ситуациями, активно преобразовывая их или приспосабливаясь к ним без ущерба для здоровья и качества выполняемой деятельности является актуальным для специалиста психологическим качеством, позволяющим адекватно воспринимать стрессовые события и активно их преодолевать. При этом некоторыми авторами термин «стрессоустойчивость» употребляется как синоним понятия «эмоциональная устойчивость». Это подтверждает, что в понимании сущности стрессоустойчивости личности и ее структуры у исследователей нет определенного единства. В результате анализа представлений о стрессоустойчивости у различных исследователей были выделены традиционные компоненты стрессоустойчивости - эмоциональный, когнитивный, поведенческий и их показатели: сохранение способности к социальной адаптации, сохранение значимых межличностных связей, обеспечение успешной самореализации, достижение жизненных целей, сохранение трудоспособности и качества выполняемой деятельности, сохранение здоровья и др.

Накопленные факты свидетельствуют о том, что содержание и условия реализации деятельности в ситуациях профессионального риска требуют повышенной мобилизации внутренних ресурсов человека, перенапряжение которых приводит к сбоям в процессах психологической адаптации и, как следствие, нарушениям психического здоровья специалистов. Разработка вопросов о причинах и механизмах развития таких нарушений непосредственно связана с проблематикой изучения психической напряженности и стресса. Однако, несмотря на многолетнюю историю изучения данной проблемы, отмечается явный дефицит конкретных исследований, посвященных анализу целостных синдромов его проявлений, специфичных для управленческого персонала с акцентом на особенности ее реализации в современных условиях. К числу малоизученных, с этой точки зрения, видов профессиональной деятельности, относятся и профессии, выполняющиеся в условиях риска. Однако до сегодняшнего дня не было проведено систематических психологических исследований, направленных на анализ особенностей возникновения, развития и проявления психической напряженности в деятельности связанной с риском, на примерах подобного вида труда.

Для исследования специфических особенностей профессионального стресса в управленческой деятельности нами организовано и выполнено эмпирическое исследование. Основная цель эмпирического исследования заключается в определении качественного своеобразия проявлений профессионального стресса в управленческой деятельности.


Всего в исследовании приняло участие 40 руководителей среднего уровня (руководители отделов и управляющие офисов продаж) ОАО «Мегафон Ритейл» от 27 до 45 лет (средний возраст – 35,75 лет).

На основании результатов исследования нами сделаны следующие выводы:

1. Большинство участников исследования характеризуются средним уровнем физиологического дискомфорта (21,25), средний уровень эмоционально-аффективных нарушений (9,30). Уровень когнитивного дискомфорта имеет несколько повышенный уровень (17,38), тогда как уровень демотивации соответствует преимущественно среднего и низкого уровня демотивации. В целом, мы можем говорить о том, что у большинства участников исследования диагностируется начальный уровень хронического утомления, тогда как три респондента характеризуются выраженной степенью хронического утомления.

2. Большинство участников исследования имеют высокий уровень стрессоустойчивости (65%), средний уровень (адаптивный) имеют 35% участников исследования.

3. Большая часть руководителей, участвовавших в исследовании имеют средний уровень нервно-психической устойчивости (52%), высокий уровень развития нервно-психической устойчивости диагностируется у 48% участников исследования.

В целом, мы можем говорить о том, что большинство участников исследования характеризуются высоким уровнем стрессоустойчивости и нервно-психической устойчивости, тогда как по отдельным показателям утомления (когнитивный дискомфорт) выявлены высокие значения.

Таким образом, мы принимаем основную гипотезу исследования, то есть существуют специфические особенности профессионального стресса в управленческой деятельности, в частности: существует связь показателей нервно-психической устойчивости, стрессоустойчивости и утомляемости – стрессоусточивость руководителя связана с показателем демотивации и общим уровнем нервно-психической устойчивости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987. - 261 с.
  2. Березин Ф. Психологическая и психофизическая адаптация человека. - Л. - 1988. - 346 с.
  3. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2006. -528 с.
  4. Брайт Дж., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 352 с.
  5. Гельгорн Э., Ауфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства - М.: Мир, 2014. - 254 с.
  6. Кассиль Г.Н. Внутренняя среда организма. - М.: Наука, 1978. - 224 с.
  7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 2013. - 356 с.
  8. Кокс Т. Стресс.- М.: Медицина , 1981. - 213 с.
  9. Красовский Ю.Д. Как преодолеть стресс на работе? – М., 2014 – 326 с.
  10. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. - Л.: Медицина, 1970. - С. 178-208.
  11. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2000. - № 3. - С. 4-22.
  12. Меерсон Ф.3. Патогенез и предупреждение стрессорных повреждений сердца. - М.:Медицина, 1984. - 268 с.
  13. Николаева Е.И. Психофизиология. Психофизиологическая физиология с основами физиологической психологии. - М.: ПЭР СЭ; Логос, 2013. - 464 с.
  14. Пономаренко В.А. Социально-психологическое содержание боевого стресса // Психол. журн. - 2004. - Т. 25, № 3. - С. 98-102.
  15. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб: Речь, 2010. - 816 с.
  16. Селье Г. Стресс без дистресса. – М. - 2012. – 320 с.
  17. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2012. -607 с.
  18. Франкенхойзер М. Эмоциональный стресс. - М.: Медицина, 1970. - 365 с.
  19. Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М.: Эксмо, 2005. - 304 с.
  20. Щербатых Ю.В. Связь черт личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психол. журн. - 2002. - Т. 23, № 1. - С. 118-122.
  21. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. - Воронеж: Студия ИАН, 2000. - 120 с.