Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности. Проявления стресса и его последствия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Теоретические основы исследования профессионального стресса в управленческой деятельности

1.1. Понятие и сущность феномена «стресс»

Проблема причин возникновения стресса у человека, а также их последствий для организма привлекает внимание специалистов из разных отраслей науки, от медиков до психологов и социологов. Последние годы знаменуются ростом числа публикаций по прикладным аспектам стресса, которые затрагивают различные стороны жизни и деятельности человека [3, 7, 9, 11, 13, 17, 19-21]. Вместе с тем, в настоящее время отсутствует не только концептуальное, но также терминологическое единство по проблеме стресса [19, с. 7]. Данное обстоятельство приводит к расширению понятийного аппарата, когда к понятию стресса относят достаточно разнородные явления, например, наиболее явно это проявляется в отношении феномена психологического стресса. По мнению А.М. Столяренко, рассмотрение феномена стресса настолько разнонаправлено и многообразно, что существенным образом осложняет разработку единой концепции стресса, а также принятия мер по профилактике и преодоления чрезмерного стресса в практической деятельности [17, c. 12]. Помимо этого, терминологическая неразбериха, на наш взгляд, не способствует междисциплинарной интеграции биологической, медицинской, а также психологической наук в исследовании человека. В данном эссе предпринимается попытка осуществить анализ сущности феномена стресса, а также определения особенностей взаимосвязи физиологических и психологических процессов в организме человека, которые отражают особенности протекания стресса.

В 30-50-е годы ХХ века биологическая теория стресса была разработана Г. Селье [16]. Данная теория также называется физиологической теорией стресса. Основное положение данной теории гласит, что стресс выступает как неспецифический ответ организма на любое требование [16, c. 15]. Стресс, которые положительным образом влияет на активность организма называется эустрессом, тогда как избыточное, сильное воздействие может сопровождаться возникновением дистресса, который ухудшает поведение и состояние человека. Физиологический стресс является защитным механизмом, стереотипной реакцией организма человека на любой тип воздействия. В этом случае в организме происходят такие изменения, как учащие сердечных сокращений, усиления кровообращения, повышение кровяного давления, активации симпатоадреналовой системы, учащение дыхание, сдвиг в обмене веществ, что связано с торможением работы ЖКТ, преобладание процессов метаболизма и т.п [13, c. 102].


В настоящее время под стрессом понимается состояние, которое вызвано чрезмерным воздействием на организм, которое принято называть стрессором. Стресс может вызываться стрессовыми ситуация, к которым можно отнести нервно-психические, физические нагрузки.

Выявлено, что многие травмирующие факторы сильного и сверхсильного воздействия обуславливаются не воздействием самого стрессора, а реакцией человека на него [16, c. 47]. Стресс, таким образом, может рассматриваться как сложное функциональное состояние организма человека, которое характеризуется сдвигами в деятельности систем всех уровней – от психических процессов до эндокринной системы.

Состояние стресса, которое возникает в экспериментальных или же экстремальных ситуациях может выражаться в дезорганизации поведения человека и его интеллектуальных процессов. Обращение к исследования природы стрессовых состояний показало, что оно может возникнуть в результате разнообразных негативных воздействий, например, в случае неблагоприятных социальных условий, в случае неблагоприятном психическом или эмоциональном воздействии, в случае болевого воздействия или же при угрозе его, в случаях повышенной материальной или моральной ответственности и т.п [16, c. 47]. У специфическому виду стрессу также можно отнести состояние, которое возникает в непривычных для человека условиях, например, при различных перегрузках, при сенсорной изоляции.

Требует отдельного рассмотрения феномен эмоционального стресса. Эмоциональный стресс выделил Р. Лазарус [10, c. 179]. Он говорит о том, что эмоциональный стресс связан с процессами активизации познавательной деятельности человека, посредством которых человек определяет для себя уровень угрозы, а также осуществляет сопоставление возникающие трудности с собственными возможностями по их преодолению. По мнению Л.А. Китаев-Смык, введение данного понятие породило разночтение обозначаемых им явлений [7, c. 104]. В данное понятие включаются также первичные эмоциональные реакции, которые возникают при критических психологических воздействия, а также эмоционально-психические симптомы, которые порождаются телесными повреждениями и т.п.

Понятие «эмоционального стресса» в научной литературе приобрело ряд трансформаций, которыми, по нашему мнению, было подвергнуто и понятие стресса. Первоначально под эмоциональным стрессом понимались ситуации, которая порождает сильные эмоции. Концепция стресса, учитывая ее направленностью на целостное понимание адаптивных реакций организма привлекает внимание специалистов по разработке режимов жизни и деятельности в экстремальных ситуациях. Обращаясь исключительно к неблагоприятным для организма проявлениям стресса, ученые обозначают также данным термином адаптационные эмоциональные реакции, которыми обычно сопровождаются вредные для организма психофизиологические и физиологические изменения [7, c. 105]. Соответственно, под эмоциональным стрессом подразумеваются аффективные переживания, которые сопровождают стресс и которые приводят к неблагоприятным изменения в организме. Когда же было накоплено достаточно материала о существовании большого круга психических и физиологических реакций, которые сходны при положительных и отрицательных эмоциональных переживаниях, под «эмоциональным стрессом» стали понимать достаточно широкий круг изменений поведения человека, психических проявлений. Таким образом, под эмоциональным стрессом стали понимать широкий круг изменений психических проявлений, которые сопровождаются выраженными неспецифическими изменения электрофизиологических, биологических и иных коррелятов стресса.


Следующим видом стресса выступает психологический стресс. Психологический стресс относится к тем психологическим явлениям, которые относятся к психическим состояниям и под которыми понимают целостное своеобразие всех процессов, которые происходят в психике человека в данный момент или же в течении определенного периода времени [3, c. 211]. По мнению А.М. Столяренко, сводить психологический стресс только к эмоциональным реакциям нецелесообразно. Эмоция рассматривается как одна характеристика психической деятельности, которая носит целостный характер и включает в себя познавательные, мотивационные, волевые, а также психомоторные компоненты. Отсюда следует, что эмоциональный стресс и психологический стресс не целесообразно отождествлять друг с другом, понимания, что психологический стресс является системной психологической реакцией на ситуацию [17, c. 59].

Психологический стресс существеннее, чем биологический, зависит от индивидуальных особенностей человека, тогда как его характеристики менее жестко и однозначно навязываются спецификой внешних воздействий. Индивидуальная выраженность стресса, его неблагоприятных проявлений в значительной степени зависит от осознания человеком ответственности за себя, за происходящие с человеком и окружением изменениями в экстремальных ситуациях, от психологической установки на ту или иную роль [3, c. 212]. По мнению Л.А. Китаева-Смык, можно говорить о наличии трех типов отношения человека к себе в случае стресса. Первый тип отношения – это отношение к себе как к «жертве» экстремальной ситуации. Второй тип сочетает отношение к себе как к «жертве» и одновременно как к «ценности». Третий тип – сочетает первые два выделенных типа [7, c. 214]. Таким образом, психологический стресс может рассматриваться как особое психическое состояние, которое характеризуется неспецифическими и системными изменениями активности психики человека, которая выражает ее мобилизацию и организацию в связи с возникшими повышенными требованиями новой ситуации. Психологический стресс может быть идентичен стрессу физиологическому, так как обладает своими психологическими особенностями. Он может возникнуть самостоятельно, а также может изменять или инициировать биологический стресс [7, c. 214].

В исследованиях по проблеме психологического стресса прослеживаются попытки объединения разных направлений исследования стресса и определения связи физиологических и психологических компонентов стресса. Признано, что содержание катехоламинов в крови достоверно коррелирует с выраженностью эмоциональных переживаний и личностной предрасположенностью к ним. Преобладание адреналина связано с возникновением реакций страха и тревоги. Преобладание норадреналина связано с проявлением чувства гнева или решительности. Стресс подавляет иммунную систему человека, он увеличивает вероятность возникновения инфекций и усилению аутоиммунных заболеваний. Кортизол, который выделяется при стрессе снижает активность иммунной системы человека [7, c. 215]. В случае сильного и продолжительного стресса может развиваться патология сердца. Особенную роль в возникновении данной патологии играет активизация перекисного окисления липидов. Исследования проблемы стресса в реальных условиях показали, что не столько физиологический, сколько психический уровень адаптации выступает как наиболее чуткий индикатор психического и физического состояния человека [14, c. 101].


Огромный массив материала, накопленный при изучении феномена стресса представляет большие возможности для исследователей по развитию терминологического аппарата. При решении междисциплинарных задач по разработке наиболее эффективных методов коррекции неблагоприятных функциональных состояний человека необходимо помнить о взаимосвязи наблюдаемых и описываемых явлений.

1.2. Содержательная характеристика профессионального стресса

Термин «профессиональный стресс» появился в Западной Европе и в США в конце прошлого столетия в связи с большим количеством исследований, посвященных тематике стресса. Если проводить сравнение двух понятий, то можно выделить отличительные черты «стресса вообще» от «профессионального стресса». Таких отличительных черт несколько [11, c. 4].

Во-первых, если стресс вообще - это общая (неспецифическая) физиологическая и / или психологическая реакция организма на определенную ситуацию, то профессиональный стресс - это реакция на определенную ситуацию, связанную с конкретной профессиональной деятельностью. В нашем случае профессиональный стресс сотрудников руководителя - это неспецифическая физиологическая и / или психологическая реакция организма на деятельность, связанную с осуществлением деятельности в компетенции руководителя, а также с осуществлением контроля и руководства деятельностью подчиненных [11, c. 5].

Во-вторых, рассматривая профессиональный стресс, мы можем говорить только об «отрицательном стрессе» - дистрессе, так как именно он является реакцией на сложную (эмоционально и психофизиологически напряженную) профессиональную ситуацию, в то время как «стресс вообще» может быть разновидностью «эустресса», т. е. «положительного» стресса, когда физиологическая и / или психологическая реакция возникает на радостные, захватывающие, волнующие события, связанные с определенными видами профессиональной деятельности, что можно наблюдать, например, у людей творческих профессий, а также педагогов, врачей.

Известная исследовательница профессионального стресса Кристина Маслач определяет профессиональный стресс как многообразный феномен, выражающийся в физических и психических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека [11, c. 6]. Такими напряженными ситуациями руководителя является вся профессиональная деятельность, ведь они вынуждены решать сложные профессиональные задачи в самых неблагоприятных условиях, в условиях дефицита времени.


Исходя из существующих в мировой психологии и психофизиологии теоретических подходов к проблеме профессионального стресса, для изучения профессионального стресса руководителей, в качестве выделенных факторов, провоцирующих его возникновение, можно взять за основу две распространенные модели [15, c. 202].

1. «Витаминная» модель П. Б. Ворра. Ее основой является выделение связи между девятью признаками окружающей среды и психологическим благополучием (здоровьем) работника.

К признакам окружающей среды П. Б. Ворр относит следующие [15, c. 211]:

1) возможность лично контролировать действия или события, возможность принимать решения;

2) возможность использовать имеющиеся у сотрудника навыки и приобретать новые;

3) требования, предъявляемые к сотруднику;

4) возможность делать выбор в профессиональной обстановке;

5) ясность обстановки (обратная связь, которую сотрудник получает в ответ на свои действия; степень предсказуемости действий других людей и обстоятельств; ролевая определенность);

6) возможность межличностных контактов (социальная поддержка, помощь в достижении многих профессиональных целей);

7) наличие денег, уровень материального стимулировани;

8) безопасность труда и благоприятные условия выполнения профессиональной деятельности;

9) положение в социальной группе [15, c. 211].

Высокий психологический статус обеспечивает сотруднику уважение со стороны коллег и социума, что позитивно влияет на психолого-психическое здоровье [15, c. 214].

2. Модель Р.Карасека, основанная на требованиях, предъявляемых работой, и контроле над ней. Для построения своей модели Р.Карасек выделил два аспекта профессиональной деятельности - требования, предъявляемые работой (объем работы, скорость, с которой работа должна быть выполнена, требования к работнику), и контроль над рабочей ситуацией. Согласно данной модели, максимальное физическое и психологическое напряжение возникает при сочетании высоких требований со стороны рабочей ситуации и низкого уровня контроля над ней. Однако каждый фактор должен быть в определенных границах. Высокий уровень контроля над рабочей ситуацией так же плох, как и низкий [15, c. 215].

Отечественные ученые в области профессионального стресса предлагают различные классификации причин стресса в помогающих и коммуникативных профессиях (менеджеров, врачей, педагогов, социальных работников, продавцов-консультантов, рекрутеров и др.), в которых деятельность напрямую связана с интенсивным общением [2, c. 104]. В каждой из перечисленных профессий значимость и уровень стрессогенности каждого из факторов будет различна. В зависимости от состава тренинговой группы и запроса участников целесообразно в большей степени уделить внимание стрессогенным факторам в деятельности руководителя и персонала. Английский психотерапевт Дэвид Фонтана наиболее стрессогенными в коммуникативных профессиях считает следующие профессиональные требования [4, c. 94]: