Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности. Проявления стресса и его последствия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ходе диагностики особенностей утомления в выборке исследования определено, что большинство участников исследования характеризуются средним уровнем физиологического дискомфорта (21,25), средний уровень эмоционально-аффективных нарушений (9,30). Уровень когнитивного дискомфорта имеет несколько повышенный уровень (17,38), тогда как уровень демотивации соответствует преимущественно среднего и низкого уровня демотивации. В целом, мы можем говорить о том, что у большинства участников исследования диагностируется начальный уровень хронического утомления, тогда как три респондента характеризуются выраженной степенью хронического утомления. Соотношение представлено на графике (рисунок 2).

Рис. 2. Соотношение средних значений по опроснику "Степень хронического утомления" (А. Леонова) [22, c. 102]

Результаты диагностики методикой определения стрессоустойчивости представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Результаты диагностики методикой определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Реге [22, c. 198]

абс.ч.

в %

Высокий

26

65%

Средний

14

35%

Низкий

0

0%

Определено, что большинство участников исследования имеют высокий уровень стрессоустойчивости (65%), средний уровень (адаптивный) имеют 35% участников исследования. Соотношения отражено на круговой диаграмме (рисунок 3).

Рис. 3. Уровни выраженности стрессоустойчивости

Результаты диагностики методикой оценки нервно-психической устойчивости представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Результаты диагностики методикой оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» [22, c. 204]

Нервно-психическая устойчивость

абс. ч.

в %

низкая

0

0%

средняя

21

52%

высокая

19

48%

Выявлено, что большая часть руководителей, участвовавших в исследовании имеют средний уровень нервно-психической устойчивости (52%), высокий уровень развития нервно-психической устойчивости диагностируется у 48% участников исследования. Наглядно соотношение представлено на рисунке 4.


Рис. 4. Соотношение уровней выраженности по методике оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» [22, c. 204]

В целом, мы можем говорить о том, что большинство участников исследования характеризуются высоким уровнем стрессоустойчивости и нервно-психической устойчивости, тогда как по отдельным показателям утомления (когнитивный дискомфорт) выявлены высокие значения.

В качестве заключительного этапа анализа результатов диагностики выступает процедура корреляционного анализа с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты расчета представлены в таблице 5.

Таблица 5.

Результаты корреляционного анализа [22, c. 54]

Физиологический дискомфорт

Когнитивный дискомфорт

Аффективные нарушения

Демотивация

Уровень стрессоустойчивости

Искренность

Нервно-психическая устойчивость

Физиологический дискомфорт

1,00

-0,02

-0,02

0,01

-0,12

-0,26

-0,23

Когнитивный дискомфорт

-0,02

1,00

0,12

0,08

0,28

-0,08

-0,10

Аффективные нарушения

-0,02

0,12

1,00

-0,17

-0,24

0,10

0,13

Демотивация

0,01

0,08

-0,17

1,00

-0,47

-0,10

-0,11

Уровень стрессоустойчивости

-0,12

0,28

-0,24

-0,47

1,00

-0,04

0,43

Искренность

-0,26

-0,08

0,10

-0,10

-0,04

1,00

0,25

Нервно-психическая устойчивость

-0,23

-0,10

0,13

-0,11

0,43

0,25

1,00

В ходе корреляционного анализа выявлено, что существуют достоверные связи следующих показателей:


1. Показателя уровня стрессоустойчивости и показатель демотивации (r=-0,47). Мы можем говорить о том, что чем более высокий уровень стрессоустойчивости имеет человек, то тем более низкий уровень демотивации он имеет.

2. Существует связь показателя стрессоустойчивости и общего уровня нервно-психической устойчивости (r=0,43). Мы можем говорить о том, что чем более высокий уровень стрессоустойчивости имеет человек, то тем более высокий уровень нервно-психической устойчивости он имеет.

На основании полученных результатов исследования целесообразным является разработка рекомендаций по управлению профессиональными стрессами и их предупреждению в управленческой деятельности.

3.2. Рекомендации по профилактике профессионального стресса в управленческой деятельности

За рубежом программы укрепления профессионального здоровья и формирования стрессоустойчивости соз­даются на уровне государства и корпораций [4, c. 105]. В нашей стране создание меха­низмов укрепления здоровья персонала организаций находится в зачаточном состоянии [22, c. 98].

Потребность и актуальность разработки концепции психологического обеспечения стрессоустойчивости обусловлена следующими обстоятельствами:

  • необходимостью поддержания высокой эффективности профессиональной дея­тельности как одной из важнейших профессиональных групп российской экономики;
  • признанием роли здоровья как стратегического ресурса развития ком­пании, фактора ее стабильности;
  • необходимостью ориентации на здоровье как профессионально важное качество личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность организации;
  • необходимостью формирования культуры профессионального здоровья, раскры­тия механизмов формирования, сохранения и укрепления его в процессе индивидуаль­ного развития и реализации потенциала менеджера.

Научная новизна заключается в том, что, опираясь на концепцию психологического обеспечения профессиональной деятельности, разрабатываемую Г.С. Никифоровым [13, c. 207], нами предлагается концепция психологического обеспечения стрессоустойчивости администраторов и менеджеров, предполагающая выделение ключевых элементов на каждом этапе профессиональной деятельности:

  • на этапе входа в профессию (профессионального самоопределения) - исключение ошибок в выборе профессии, которые могут привести впоследствии к низкой удовле­творенности трудом, снижению производительности, возрастанию профессиональных заболеваний, а также высокой вероятности профессиональных деформаций;
  • на этапе профессиональной подготовки - рациональные затраты сил обучаемых, поддержание мотивации на работу по профессии, приобретение оптимального набора знаний, умений, навыков;
  • на этапе профессиональной адаптации - удовлетворенность выполняемой работой, социально-психологическая совместимость (вхождение в коллектив; принятие целей и внутреннего распорядка организации), успешность выполняемой деятельности (свое­временность и безошибочность профессиональных действий; умение не создавать предпосылки себе и другим для травм и аварий; осуществление деятельности без угро­зы для здоровья);
  • на этапе регулярной профессиональной деятельности: а) обеспечение надежности профессиональной деятельности (безошибочное выполнение профессиональных обя­занностей в течение требуемого времени и при заданных условиях деятельности); б) обеспечение безопасности труда (исключение несчастных случаев на работе и про­фессиональных заболеваний); в) профессиональное долголетие (разработка программы профессионального самосохранения);
  • на этапе выхода из профессии - внутреннее бесконфликтное завершение профес­сионального пути, поиск новых возможностей для личностного развития [13, c. 209].

Выделяются три главные цели психологического обеспечения стрессоустойчивости:

1) повышение компетентности в области здоровья, выработка навыков здоро­вого поведения;

2) снижение влияния негативных факторов профессиональной среды на здоровье человека, повышение его стрессоустойчивости;

3) поддержание на опти­мальном уровне возможностей человека для обеспечения высокой эффективности тру­да и реализации задач каждого этапа профессиональной деятельности.

Анализ решений, принимаемых компаниями по укреплению здоровья персонала вооб­ще, позволяет классифицировать их по следующим основаниям:

а) по степени финансовой затратности проводимых мероприятий (высокозатратные, среднезатратные, малозатратные);

б) по направленности на определенную группу сотрудников

По содержанию все мероприятия по укреплению стрессоустойчивости сотрудников могут быть подразделены на ряд основных направлений [13, c. 212]:

1) Использование новейших достижений в области науки с целью создания средств, способствующих поддержанию и укрепле­нию здоровья человека.

2) Стимулирование здорового образа жизни.

3) Уменьшение негативного влияния стресса на сотрудников.

4) Активные занятия физической культу­рой и спортом.

5) Использование музыкального фона в рабочих помещениях.

6) Орга­низация питания персонала.

7) Организация отдыха сотрудников.

8) Решение проблем, связанных с семьями сотрудников, в т. ч. достижение баланса между работой и личной жизнью (семьей).

9) Включение в компенсационные пакеты блока "Здоровье".

10) Ра­циональная организация труда на рабочем месте.

11) Налаженный вокруг работы быт сотрудников.

12) Офисные ритуалы и корпоративные мероприятия.

3) Стиму­лирование сотрудников к нахождению и использованию собственных приемов эмоцио­нальной разгрузки.

В качестве основного условия эффективности усвоения и практического применения знаний, умений, навыков и повышения стрессоустойчивости высту­пает возможность получить поддержку, проявить собственный актуальный опыт и осуществить живое партнерское общение субъектов взаимодействия. Преодоле­ние стресса при помощи партнера обладает модерирующим позитивным воздей­ствием на процесс между субъективными переживаниями стресса людьми и их интерактивным поведением. Благодаря диадическому копингу значительно рас­ширяется спектр информационного воздействия на субъектов и создается более полное и объективное видение стрессовой ситуации [12, c. 214].


Стабильные изменения в отношениях, намерениях и пове­дении людей могут быть достигнуты в процессе подготовки и самопомощи при прохождении нескольких, последовательно сменяющих друг друга стадий. Изу­чение процессуальных характеристик стрессовых изменений способствует разви­тию патогенетического подхода к управлению стрессом, ориентированного на снятие причин стрессовых реакций, в отличие от симптоматического подхода, рассматривающего только результативную сторону стресса, направленного на снятие неблагоприятных стресс-симптомов.

Управление стрессом начинается с его профилактики, ориентированной, прежде всего, на устранение или смягчение потенциальных источников стресса во внешнем окружении, в конкретном подразделении и в системе межличностных отношений сотрудников. (Заметим, что при проведении психопрофилактических и психогигиенических мероприятий в условиях как повседневной, так и экстремальной жизнедеятельности сотрудников пограничных органов незаменима роль психологов и медицинских работников).

Устранение или смягчение (по возможности) профессиональных стресс-факторов может быть осуществлено психологом в следующей последовательности [12, c. 217]:

1. Выявление и анализ стрессообразующих факторов, а также профессионально-трудных ситуаций управленческой деятельности.

2. Выявление должностных позиций и направлений управленческой деятельности, характеризующихся наибольшей стрессовой нагрузкой.

3. Определение факторов, которые могут быть по возможности изменены для снижения стрессогенности и составление рекомендаций в этом направлении.

4. В экстремальных условиях управленческой деятельности обязательное проведение психологом (или медицинским работником) функционального состояния сотрудников, с последующей оценкой результатов обследования, и сравнения их с показателями психической нормы.

5.Регулярное осуществление психологом психогигиенических мероприятий с целью формирования у сотрудников потребности в здоровом образе жизни как средстве повышения устойчивости к стрессу за счет полноценного питания, увеличения двигательной активности, борьбы с вредными привычками (курением, злоупотреблением алкогольными напитками и т.п.)

6.Создание комнаты психологической разгрузки (центра восстановления работоспособности) для комплексной профилактики профессиональных деформаций, укрепления психического здоровья сотрудников. Составление, постоянное обновление и совершенствование релаксационных программ.