Файл: Невербальные проявления различных эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мимика - это движение мышц лица в конкретный момент общения, характеризующееся целостностью и динамичностью, се люди независимо от их национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют мимические конфигурации как сражение соответствующих эмоций. [15] И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, основу информативную нагрузку все-таки несут брови и рот. Легче всего определяются эмоции радости, удивления, презрения, гнева, сложнее — эмоции страдания и страха. В мимических выражениях этих основных эмоций все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной Т. А. Лабунской (табл.1)

Таблица 1

Мимические коды эмоциональных состояний

Части и элементы лица

Эмоциональное состояние

гнев

презрение

страдание

страх

удивление

радость

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот обычно закрыт

Губы

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

Форма глаз

Глаза раскрыты или сужены

Глаза сужены

Глаза широко раскрыты

Глаза прищурены или раскрыты

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Уголки бровей

Внешние уголки бровей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамичное

Лицо не случайно называют зеркалом души человека. Наличие горизонтальных или вертикальных складок, положение рта, бровей и глаз прекрасно передаст эмоциональное состояние и такие чувства, как печаль, робость, злобу враждебность и т. д.

С мимикой очень тесно связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Американские психолог Р.Экслайн и Л.Винтерс установили, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и с трудностью этого процесса. При формирован мысли человек чаще смотрит в сторону, когда мысль готова, - на собеседника. Если речь идёт о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, - больше. Вообще тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнёра, слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи. [20]


Визуальный контакт - изменение ширины зрачков, степени открытости глаз, направления и движения взгляда в процессе общения. Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Если на нас смотр мало, то можно предположить, что к нам или к тому, что мы говорим и дед ем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов, либо хорош к нам отношение. При постоянном освещении зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости от настроения. При волнении зрачки увеличиваются в четыре раза по сравнению с нормальным размером, если человек сердит или его отношение к ситуации негативно, то зрачки сужаются. Поэтому взгляд наиболее адекватно отражает эмоциональное состояние партнера передает самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение или сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. В словах можно скрыть все, что угодно, но чтобы скрыть это во взгляде, требуется либо огромная сила воли, либо специальная тренировка.

Семь основных эмоций, выделенных П. Экманом, ведущим специалистом в области изучения эмоций: отвращение, печаль, гнев, презрение, радость, страх, удивление. [20, с.112] Лицо было условно разделено на четыре части: брови, глаза, нос и губы. Так как каждая эмоция имеет своё специфическое проявление на каждом из выделенных участков, такое разделение даёт возможность точно регистрировать испытываемую эмоцию и более полно отразить весь спектр эмоциональных переживаний. Для распознавания эмоций используется система кодирования лицевых движения (FACS) — это детализированное техническое руководство, объясняющее, как категоризировать мимические движения, базируясь на мышцах, которые их производят, т. е. на том, каким образом, сокращения мышц связаны с внешними проявлениями. Оно иллюстрирует изменения выражения лица, используя письменные описания, фотографии и цифровые видео-образцы. [20]

Рис. 2. Мимика

Особенности невербального проявления эмоций на примере удивления

В русском языке удивление – «это состояние, вызванное сильным впечатлением от чего-либо необычного, неожиданного, странного, непонятного; изумление» [14, с. 374]

По мнению некоторых учёных, всё же следует различать удивление и изумление. Ряд авторов выдвигает три отличительных признака: интенсивность эмоции; её причина; изменения в состоянии субъекта, испытавшего эмоцию [2, с. 446].

Н.В. Дорофеева в дополнение выделяет выражаемую оценку и сопутствующие чувства [6, с. 99 – 100].


Удивление, с точки зрения Е.А. Брызгуновой, – это эмоциональная реакция говорящего на неожиданность несовпадения ожидаемого и реального [2, с. 16]. Эту эмоцию называют также «оператором оценки, основанным на обманутом вероятностном прогнозе и переживаемым как нарушение нормы ожидания» [2, с. 32].

В наивной языковой картине мира вопрос, эмоция ли удивление, не стоит. Удивление – это «психические реакции, состояния человека, которые проявляются в особом поведении, в мимике, жестах и речи человека» [17, с. 158]. Окончательный вывод о выражаемой эмоции можно сделать, учитывая «вербалику + невербалику + ситуацию» [19, с. 681]. Но в данном пункте речь пойдёт о средствах невербального выражения эмоционального состояния удивления.
В статье Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова приводятся различные способы вербализации невербального поведения человека: одна и та же кинема может быть выражена разными речениями и, наоборот, одно и то же речение допускает разнообразное невербальное проявление [3, с. 37 - 40].

Список эмоциональных кинем, сопровождающих удивление, основываясь на работах [1, 3, 6, 8, 11, 12, 13, 16] выглядит следующим образом:

1. Открыть, раскрыть рот;

2. Приоткрыть рот (рот полуоткрыт);

3. Прикрыть рот рукой;

4. Поднять, вскинуть брови/бровь;

5. Изгибать брови/бровь, повести бровями/бровью;

6. Делать большие/круглые;

7. Уставиться, вытаращить глаза;

8. Широко открыть, раскрыть глаза;

9. Захлопать глазами (частое мигание);

10. Прижать руки/руку к груди;

11. Развести руки/ руками;

12. Всплеснуть руками;

13. Отпрянуть/отшатнуться;

14. Пожать плечами;

15. Остолбенеть;

16. Схватиться за голову;

17. Схватиться за лицо.

Структура конкретного коммуникативного акта есть результат взаимодействия вербальных и невербальных средств. В условиях протекания разговорной речи отношения между словом и жестом нельзя трактовать как однонаправленные, односторонние, приписывая жестам лишь зависимое положение [19, с. 234].

Жесты играют важную роль в речевых актах. Они могут как сопровождать разговорную речь, так и являться основными участниками процесса. Иногда жест может выразить больше, чем слово.

3. Особенности наблюдения за невербальными сигналами и языком тела

  При помощи этого невербального канала передается 70 % информации. Невербальные средства общения дополняют, усиливают, а иногда и заменяют устную речь. Если невербальные средства не будут соответствовать произносимым словам, то эффект от сообщения будет разрушен и нарушаются доверительные отношения.


Позитивные жесты:[7]

-   раскрытие руки ладонью вверх — дружелюбие, открытость, желание сотрудничать;

-   манипуляции с очками (медленно снять очки и протереть) стекла, даже если этого не требуется (пауза для размышления);

-    почесывание подбородка, переносицы — процесс принятия решения;

- манипуляция с предметами (прикусить зубами кончик какого-либо предмета: дужку очков, карандаш) требуется дополнительная информация;

- потирание уха, глаза - обдумывание ответа, желание высказаться;

- подпереть щеку сжатыми в кулак пальцами, указательный палец упирается в висок - оценка и заинтересованность;

- наклоненная набок голова - интерес;

- прищуривание глаз — поиски решения;

- устойчивый визуальный контакт с собеседником - открытость;

- обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула, наклон корпуса вперед - готовность к действиям;

Негативные жесты:[7]

-  руки скрещены на груди - оборонительная реакция;

-  большой палец поддерживает подбородок, а указательный направлен вертикально к виску - негативное или критическое отношение к сообщению или к собеседнику;

-  пальцы сцеплены в замок - закрытость для общения;

-  руки на бедрах - агрессия;

- прикрывает рот рукой или дотрагивается до кончика носа - говорит неправду или чувствует, что Вы говорите неправду;

- поправляет часы, проверяет сумочку, кошелек - частичный барьер для восстановления эмоциональной безопасности (при неуверенности, взволнованности);

- сбор несуществующих ворсинок - не согласен с мнением других, но не решается высказать свою точку зрения;

- ноги (все тело) обращены к выходу - желание закончить беседу;

- преувеличенно внимательная манипуляция каким-либо предметом (ручкой), отстукивание им каждого слова - раздражение;

-  взгляд в сторону - подозрение и сомнение;

- наклон головы вниз - отрицательное, осуждающее отношение;

- пальцы во рту - внутренняя потребность в одобрении и поддержке.

Как сделать эффективным невербальное общение:[7]

1.  При интерпретации невербальных сигналов, исходящих от человека надо учитывать следующие факторы:

-   во внимание надо брать всю совокупность жестов;

- совпадение вербальных и невербальных сигналов;

- конкретную ситуацию, в которой проявляются жесты;

- возраст (дети более откровенны в выражении жестов, взрослые их маскируют);

-  социальный статус, словарный запас (чем выше, тем беднее жесты);

- профессия (адвокаты, политики, актеры владеют жестами).


2.  Следует избегать использование негативных жестов, чаще использовать позитивные жесты.

3.  Необходимо стараться при беседе с партнером по общению обеспечить контакт глазами, важно чтобы они находились на одном уровне. Если смотреть на человека сверху вниз, то у него может появиться мысль, что ему навязывают мнение (лучше на стул, опуститься на корточки, если это ребенок).

4.   Общение будет эффективным, если уважительно относиться к личной, интимной, сверхинтимной зонам.

5.  Для установления полного взаимопонимания с партнером по общению нужно использовать прием отзеркаливания, скопировать его позу.

6.   Если человек использует руку в качестве барьера, необходимо разрушить его (например, дать ему в руки книгу, ручку).

Таким образом, можно сделать выводы, что владение техникой невербального общения может служить эффективным средством успешного межличностного взаимодействия. [8]

Благодаря вербальному общению люди способны понимать других. Наши слова являются как инструментом общения, так и мощным средством манипуляции и обмана. Используя знания о невербальном языке общения, можно легко уличить человека во лжи.

Мозг, как бы мы не пытались контролировать свое состояние при деловой беседе, всегда отправляет бессознательные сообщения, на которые реагирует тело. И телесные реакции всегда являются внешним отражением эмоционального состояния. При взаимодействии в бизнесе всегда важно понимать, что чувствует собеседник, как его ощущения сопоставимы с его словами, как он настроен по отношению к вам. Принимая во внимание контекст и обстоятельства, при которых ведется беседа, можно провести анализ ситуации и понять, как действовать дальше.

Язык тела, как и любой другой, состоит из слов, предложений, ему свойственны выражения и знаки пунктуации. Важно не пытаться истолковывать жесты или сигналы в изоляции от других телесных проявлений. Нельзя трактовать изменения в поведении собеседника, исходя из собственного жизненного опыта. Одни и те же внешние реакции могут иметь совершенно разное значение у индивидуумов. Сигналы тела всегда нужно расшифровывать в комплексе, доверяя своим знаниям, сенсорному опыту и интуиции. Только тогда можно правильно их понять и изменить ситуацию в свою пользу, применяя психологические приемы и методы влияния на собеседника.[7]

В процессе общения можно наблюдать за невербальными реакциями собеседника (жестами, мимикой) и в соответствии с ними гибко менять свое поведение.