Файл: Психологии малых групп (сплоченность, социально-психологический климат, уровень развития группы, конфликты, групповые нормы и т.д.) (Психологические характеристики малых групп).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По разновидности каналов коммуникации группы различаются: централизованные и децентрализованные (иерархические), цепные, круговые и др. В группах с централизованными каналами коммуникации лишь один ее член – обычно руководитель, лидер – организует групповую коммуникацию и единолично на нее влияет. При децентрализованном типе - участники групповых отношений находятся в условиях коммуникативного равенства.

1.4 Развитие малой группы.

По концепции Л.И. Уманского «поэтапное развитие группы представляется как последовательная смена стадий, характеризующихся качественными различиями в степени выраженности таких параметров, как направленность, организованность, подготовленность, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность… Развитие группы происходит в континууме, «высшую точку» которого занимает коллектив - реальная контактная группа, отличающейся интегративным единством, организованностью, подготовленностью и психологической коммуникативностью а «низшую точку» этого развития представляет в данном континууме занимает группа-конгломерат, только что сформированная или собравшаяся группа людей у которой отсутствуют все названные параметры»[22]. В зависимости от того, о каком классе групп идет речь, психологические механизмы их формирования, т. е. возникновения или образования, могут существенно различаться. Образование формальных групп (первичные структурные элементы социальных институтов) как правило, происходит вне зависимости от прямой связи с потребностями и желаниями людей объединиться именно в рамках данной конкретной группы. Здесь речь идет о механизмах включения индивидов в уже существующую группу. Универсальные психологические механизмы, способствующие объединению людей в малые группы - механизмы взаимного влияния (подражание, внушение, идентификация.

В западной социальной психологии представлено большое количество моделей развития группы (напр. Б. Такмен). В большинстве данных моделей выделены три основные стадии или этапа развития группы: 1) ориентировка в ситуации; 2) конфликт; 3) достижение равновесия или согласия.

1.5 Психологические механизмы развития малой группы.


«К числу основных психологических механизмов развития малой группы относятся: 1.Разрешение внутригрупповых противоречий… 2.«Психологический обмен»… 3.«Идиосинкразический кредит»…»[23].

1.Разрешение групповых противоречий - разрешение противоречий между растущими возможностями и реально выполняемой членами группы деятельностью, между возрастающим стремлением индивидов к самореализации и усилением интеграции с группой, между поведением лидера и ожиданиями его последователей. 2. «Психологический обмен» - предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам, внесшим большой вклад в жизнедеятельность группы. 3.«Идиосинкразический кредит» - предоставление группой членам с высоким статусом права на отклонение от групповых норм и внесение изменений, способствующих большему достижению целей.

Таким образом, малая группа – это особый феномен в социально-психологических исследованиях. Проблема формирования и развития малых групп – одно из главных направлений приложения теории и методов социальной психологии на практике. Для успешного решения исследовательских задач необходимо классифицировать малые группы. Важно также изучение психологических механизмов развития групп

2. ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП

2.1 Психологические характеристики малых групп.

Психологическая общность является центральным психологическим феноменом, который характеризует малую группу как предмет социально-психологического исследования. Основными критериями психологической общности выступают: наличие таких социально-психологических характеристик, как сплоченность, совместимость, уровень развития группы, референтность, социально-психологический климат и т.п., присущих не отдельным индивидам, а всей группе в целом, а также явления общности целей, мотивов, ценностных ориентаций всех индивидов, входящих в группу; осознание всеми членами общности сходства, общности, а также отличий в том числе и психологических, членов своей группы от других

2.2 Сплоченность группы.

«Сплоченность групповая – один из процессов динамики групповой, характеризующий степень приверженности к группе ее членов»[24]. А. В. Петровский отмечает, что «в группах, достаточно долго функционировавших на основе общих для них задач и ценностей, усиливается процесс групповой сплоченности как ценностно-ориенированное единство. Сплоченность как ценностно-ориентированное единство – это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям, наиболее значимым для группы в целом»[25]. На протяжении всей истории изучения групповой сплоченности возникло несколько подходов к пониманию источников формирования и проявления данного феномена. Эти подходы зависят от концентрации внимания на той или иной составляющей групповых процессов: подход, в котором внимание фокусируется на аттракции, т. е. межличностной привлекательности членов группы (Я.Морено, Л. Фестингер и др.) или привлекательности данной группы для ее членов Е. Бовард, С. Шахтер, Д. Картрайт, Кричевский, и др.); подход, где акцент делается на социально-перцептивных процессах в плоскости межличностных связей или связей каждого индивидуума с группой (Л.Фестингер, А. Петровский и др.); подход, когда сплоченность рассматривается как результат символической активности взаимодействия индивидов (о сплоченности можно говорить в том случае, если члены группы усваивают, разделяют и используют единые символы или символические действия.


Большинство психологов, рассматривая закономерности развития малой группы в качестве одного из основных параметров развития, выделяют групповую сплоченность или единство группы как определенное сочетание групповой дифференциации и интеграции, «Сплоченность групповая – характеристика прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе»[26]. «Групповая сплоченность – тенденция группы к сохранению своего существования посредством объединения своих членов. Степень сплоченности группы обычно отражается в сопротивлении попыткам внешних сил внести в нее раскол. Главным фактором, вызывающим групповую сплоченность, является наличие межличностной аттракции среди членов группы»[27]. В том случае, когда непосредственные связи между членами группы опираются не только на личные деловые контакты, но и на высокую идентификацию членов с группой и на сильно выраженное у всех чувство принадлежности к ней – чувство «мы», можно говорить о групповой сплочённости. «Внутригрупповая идентификация – это особый характер мотивации поступков, когда субъект, исходя из нравственных принципов, действенно относится к другим членам группы, как к самому себе, и к себе – как ко всем другим в своём сообществе. Во внутригрупповой идентификации противопоставление «я» и «они» снимается понятием «мы»[28].

Американские психологи Д. Картрайт, К. Левин, А. Зандер, Л.Фестингер и их последователи определяют групповую сплоченность как своего рода результат сил, которые действуют на членов группы с тем, чтобы удерживать их в данной группе. Считается при этом, что группа удовлетворяет человека пока и насколько он полагает, что «выгоды» от пребывания в данной группе превышают «издержки» более чем могли бы превышать в другой группе либо вообще вне группы.

Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как уровень психологической общности и единство членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, а также степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов. «Сплоченность как ценностно ориентированное единство – это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям, наиболее значимым для группы в целом. Отсюда следует и собственно экспериментальная программа получения количественного показателя (индекса) групповой сплоченности[29]. «Индексом сплоченности служит частота совпадений оценок или позиций членов группы по отношению к объектам, существенно значимым для группы в целом»[30].


Р.Л.Кричевский отмечает, что сплоченность «детерминируется четырьмя факторами личностного и группового характера: 1) мотивационной основой тяготения человека к группе, включающее в себя совокупность его потребностей и ценностей, под влиянием которых он стремится в ту или иную социальную группу; 2) побудительными свойствами группы, отраженными в ее целях, программах, характеристиках ее членов, способе действия, престиже и других признаках важных для мотивационной основы человека…; 3) ожиданиями личности или субъективной вероятностью того, что членство в группе будет иметь для нее благоприятные или отрицательные последствия; 4) индивидуальным уровнем сравнения – некоей средней субъективной оценкой последствий пребывания человека в разных социальных группах, с которыми он сопоставляет возможные свои достижения в данной, конкретной группе»[31].

Признаками сплоченности малой группы являются: привлекательность ее членов друг для друга; сходство членов данной группы, которая чаще всего проявляется в ценностях, установках, стереотипах поведения и т. д.; особенности групповых целей и их соответствие потребностям членов группы, четкость постановки групповых целей и успех группы в их достижении; своеобразие взаимосвязей членов группы, особенно в наличии кооперативной или конкурентной стратегии поведения членов группы и т.п.; удовлетворенность членов группы групповой деятельностью; характер руководства группой и принятие решений (имеются в виду стили руководства и действительное участие членов группы в выработке групповых решений; структурные свойства группы (модели коммуникативных сетей и статусно-ролевые аспекты структуры); групповая атмосфера.

Методический аппарат сплоченности группы представлен в основном социометрической техникой в разных модификациях (шкала приемлемости, референтометрия, коммуникометрия, аутосоциометрическая методика), аппаратурным методом и разновидностями процедуры опроса. Как отмечает Г. М. Андреева, «социометрия предложила специальный «индекс групповой сплоченности», который вычисляется как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов Сгр. = Σr (+) : 1/2N(N-1), где Сгр. – сплоченность, r (+) – положительный выбор, N – число выборов в группе[32].

2.2.1 Модели групповой сплоченности.


Сплоченность группы - многомерный конструкт. А. В. Сидоренков, создатель одной из моделей сплоченности, приводит несколько подобных моделей: четырехфакторную, трехфакторную, двухфакторную, микрогрупповую[33].

Четырехфакторную (многомерную модель) сплоченности спортивной команды предложили В. Видмеер, Л. Брэули и А. Кэррон. Авторы определяют сплоченность как динамический процесс, который отражается в тенденции группы держаться вместе, оставаться единой в преследовании ее инструментальных целей и (или) удовлетворения аффективных потребностей ее членов. Выделяются два измерения сплоченности. В каждом из них выделены два конструкта: GI – групповая интеграция, т. е. индивидуальные представления о сплоченности группы, целостности и степени группового пространства, сходстве членов групп; ATG – индивидуальная привлекательность группы; T – инструментальное основание, т. е. стремление достичь организационных целей, коллективные действия, стремления, потребности; S – социальное основание, т. е. мотивация к развитию и поддержанию социо-эмоциональных отношений в группе. Сочетание данных измерений дает четырехфакторную модель сплоченности: инструментальная групповая интеграция (GI-T), социальная групповая интеграция (GI - S), индивидуальная привлекательность групповой инструментальности (ATG-T), индивидуальная привлекательность групповой социальности (ATG-S). Сплоченность имеет как индивидуальные, так и групповые уровни показателей. На групповом уровне сплоченность связана с выполнением задач, поставленных перед группой, а на индивидуальном – с удовлетворенностью работой.

С.А.Карлесс и К.Д.Паола в 2000 г. пришли к выделению трехфакторной модели измерения сплоченности, включающую инструментальную и социальную сплоченность, индивидуальную аттракцию группы. Инструментальная сплоченность более тесно связана с выполнением работы, чем социальная.

В 1990 г. К. Боллен и Р. Хоул предложили модель, включающую два измерения восприятия сплоченности членами группы: «индивидуальное чувство принадлежности к группе и ощущение моральной связанности с членами в группе»[34]. Чувство принадлежности – это социо-когнитивный аспект сплоченности, сильнее связанный с социальными результатами, а чувство морали – это аффективный аспект, который сильнее связан с личностными результатами. Индивиды без чувства принадлежности не могут ассоциировать себя с группой, а без чувства морали мотивация организационных целей группы будет минимизирована личностными результатами.