Файл: Психологии малых групп (сплоченность, социально-психологический климат, уровень развития группы, конфликты, групповые нормы и т.д.) (Психологические характеристики малых групп).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Значительные потери и искажения информации, которые имеют место в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации (неправильное понимание людьми друг друга).
  2. Несбалансированное ролевое взаимодействие участников коммуникации оппоненты в результате взаимодействия играют не те роли, которые ожидают друг от друга.
  3. Непонимание участниками коммуникации, что при обсуждении той или иной проблемы несовпадение позиций может быть вызвано разными подходами к ее решению, а не реально существующими расхождениями во взглядах.
  4. Члены группы выбирают различные способы оценки личности и результатов деятельности друг друга, т. е. одна и та же деятельность может быть оценена не только по-разному, но и вообще диаметрально противоположно.
  5. Существуют и другие причины межличностных и межгрупповых конфликтов. Это может быть стремление к власти; конкурентный характер взаимодействия членов группы; ограниченные способности индивида к децентрации, т. е. к изменению своей собственной позиции в результате ее сопоставления с позицией оппонента или оппонентов и т. п.

Характер любого разногласия в большой степени определен внешней средой, в которой данный конфликт возникает. Наиболее значимые из этих характеристик: пространственно-временные - место и время осуществления противоречия; социально-психологические – групповой климат, тип и уровень общения, а также степень конфронтации и состояние участников конфликта.

А.А.Ершов, как указывает Е.И.Рогов, выделяет четыре уровня конфликта: нервно-психический, внутриличностный, межличностный и социальный[49].

Нервно-психический уровень – это уровень психических явлений человека как индивида. К данному уровню относятся различные виды фрустраций.

Внутриличностный уровень – это уровень социально-психологических явлений, которые присущи человеку как личности или индивидуальности, как исполнителю определенного комплекса ролей в момент столкновения этих ролей друг с другом.

Межличностный уровень – это столкновения взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга и несовместимы в данной ситуации, либо противодействуют друг другу.

Социальный уровень – это объективно обусловленное социальное противоречие интересов, реализуемое в поведении и формах взаимоотношений конфликтующих групп и т. п. как носителей социальных ролей.

Динамика конфликта. Конфликт как социально–психологическое явление необходимо рассматривать, основываясь не его динамической характеристике. Анализ литературы (Бойко, Ковалев, Панферов, Рамель и др.) позволяет выделить четыре стадии конфликта: зарождение конфликта, осознание конфликта, переход к конфликтному поведению, разрешение конфликта.


«Служа стимулом создания групповых норм, конфликт позволяет отношениям приспособиться к изменившимся условиям»[50].

В малых социальных группах конфликты могут иметь самые разнообразные проявления: применение различных групповых санкций, полным прекращением или некоторым ограничением общения членов группы, эйфории. В одних случаях конфликты могут долго пребывать в скрытой форме, лишь время от времени выражаясь в отдельных, не связанных между собой эмоциональных вспышках. В других случаях конфликты могут превратиться в целенаправленное гонение на члена группы, нарушившего формальные или неформальные групповые нормы. Особенности протекания конкретного конфликта между личностью и группой во многом зависят от специфики группы (формальная или неформальная группа), а также от общих закономерностей групповой динамики. Все это может привести к обострению внутригрупповых противоречий. В подобном случае важное значение имеет уровень групповой сплоченности, наличие или отсутствие в группе соперничества, социально-психологический климат.

Основной формой разрешения конфликта на всех уровнях является ведения процесса целенаправленных переговоров или бесед либо непосредственно между субъектами конфликта, либо с участием посредников или третьей стороны.

Л. Козер отмечает, что «отсутствие конфликтов нельзя рассматривать как показатель прочности и стабильности отношений. Для стабильных отношений может быть характерным именно конфликтное поведение. Близость отношений создает почву для частых конфликтных ситуаций, но, если стороны чувствуют напряженность своих отношений, они будут избегать конфликтов, опасаясь полного разрыва. Поскольку близкие отношения характеризуются скорее частыми конфликтами, чем накоплением враждебности и амбивалентности, частоту конфликтов (если, конечно, они не затрагивают базового консенсуса, можно считать показателем стабильности отношений»[51].

При исследовании конфликта применяются «Методика диагностики тактике поведения в конфликте К. Н. Томаса, «Экспресс оценка глубины конфликта (А. М. Бандурка и др.)», и т.д. Разработано большое количество тестов и опросников, которые помогают измерить психологию участников конфликта. Опрос включает шкалы диагностики наличия конфликта (шкала-опросник Ф.Фидлера – Ю.Ханина, опросник Ф.Розенцвейга и др.), социометрические методы: координатно-социограммный метод, цветовой тест отношений и др.


2.6 Групповые нормы.

Групповые нормы определяют характер жизнедеятельности группы как целостного образования. Норма имеет вид положения, которое диктует, что члены группы должны делать, и какое поведение от них ожидается в данных обстоятельствах. «Групповые нормы – совокупность правил и требований, которые вырабатываются группой в результате взаимодействия участников группы и играющие роль средства регуляции поведения, взаимодействия и взаимоотношений для участников малой группы»[52]. «Нормы групповые – совокупность правил и требований, сформированных реально функционирующей группой, социальной общностью, регулирующих поведение членов данной общности, особенности их взаимодействия, специфическая разновидность социальных норм» [53].

Групповые нормы подразделяются на: 1) регулятивные, 2) оценочные, 3) санкционирующие и 4) стабилизирующие. Регулятивной основой жизнедеятельности группы являются групповые нормы и групповые ценности. «Регулирующие нормы – стандарты, образцы внутригруппового и межгруппового взаимодействия, групповые требования к поведению ее членов»[54].

Групповые нормы в сфере общения и совместной деятельности подразделяются на две категории: общения и деятельности. Эти нормы могут быть формальными, т. е. заданными руководством, и неформальнми, т. е. возникшими в результате деятельности группы. Групповые нормы часто представляют собой сплав формальных и неформальных норм.

По степени обязательности выполнения групповые нормы разделяются на нормы высшего, среднего и нижнего уровня. Нормы и ценности малой группы могут отражать, во-первых, совокупность индивидуальных ценностей членов группы; во-вторых, ценности и нормы какой-либо одной, как правило, лидирующей неформальной подгруппы в группе; в-третьих, синтеза ценностей и норм некоторых подгрупп и членов группы. Большое значение для группы имеют институализационные нормы или правила. Институализированные нормы группы имеют четыре типа: границы, агрегации, позиции и информирования. Правила или нормы границы определяют не только членство в группе, но и проницаемость групповых границ (поступление в группу и выход из нее) и особенности внешнего взаимодействия группы Нормы или правила агрегации определяют процесс и процедуру, посредством которой данная группа принимает коллективное решение. Правила позиции определяют рамки, в которых кто-либо имеет власть и преимущество позиций, а также возможна ли авторитарность одних по отношению к другим. Правила информирования определяют, кому и какая информация может быть доступной.


    1. Референтность малой группы. «Референтность малой группы – значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Основными функциями референтной группы являются сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям»[55]. Следовательно, референтная – это группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные. Группы могут быть референтными в различных отношениях. Так, социально положительная группа оказывает мощное положительное воздействие на социально-психологическое развитие индивида. Асоциальная группа, напротив, может подавлять возможности индивида.

Таким образом, малая группа представляет собой сравнительно небольшую по составу самостоятельную психологическую общность, члены которой находятся в непосредственном личном общении и объединены общей деятельностью. Данная общность имеет общие цели, мотивы, установки, ценностные ориентации и нормы. Члены данной общности осознают свою принадлежность к данному образованию, ярко выраженное чувство «мы», а также и отличия, в том числе и психологические, от других групп. Социально-психологическими характеристиками малой группы являются сплоченность, социально-психологический климат, уровень развития, референтность.

Заключение

Группа, в которой личность формируется, воспитывается и развивается, является связующим звеном между нею и обществом. Малая группа является объединением взаимодействующих лиц, которые находятся в непосредственном контакте друг с другом. Малая группа – это группа лиц, немногочисленная по составу, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и взаимодействующие друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной общности. Это является основой для ее возникновения и развития как целого. Малая группа рассматривается преимущественно как общность, которая скреплена эмоциональными связями.

Малые группы могут выступать как изолированные общности (на основе общих интересов), а могут складываться достаточно устойчивыми внутри организационных групп (дружеская компания в институте и т. п.). В то же время, официальная группа, сохраняя все свои характеристики, может обладать всеми качествами неформальной группы, т. е. взаимной симпатией её членов, довольно тесными дружескими контактами и т. п., т. е. границы, имеющиеся между формальной и неформальной группами, относительны и условны.


Малые группы имеют определенные признаки, которые выражены тем сильнее, чем более тесные межличностные отношения в ней существуют. Основными признаками группы являются во-первых, интегральные психологические характеристики (общественное мнение, социально-психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и др.), во-вторых, основные параметры группы как единого целого (композиция, структура, групповые процессы, групповые нормы и т. д.), в-третьих, способность индивидов к согласованным действиям (данный признак является ключевым, поскольку именно согласованность способна обеспечить необходимую общность членов группы, а также единство действий, направленных на достижение цели или целей).

По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, имеющие низкий индекс сплоченности (ассоциации, диффузные группы) и группы с высоким уровнем развития (коллективы). Малые группы также рассматриваются с точки зрения отношения к социуму: позитивные (просоциальные) и негативные (асоциальные). Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией, которая характеризуется обычно замкнутостью, авторитарным управлением и жесткой централизацией, а также противопоставлением узких интересов данной группы общественным.

Малая социальная группа является динамическим образованием, функционирующим во времени и пространстве и характеризующимся взаимодействий двух тенденций – интеграции и дифференциации. Первая тенденция направлена на противодействие конфликтам, а также ситуациям, угрожающим существования данной группы как единого целого, а вторая тенденция направлена на специализацию членов группы, которая основана на различии их ролей в данном образовании.

Большое значение для функционирования малой группы имеет групповая сплоченность, поскольку сплоченная группа способна дружнее работать, наилучшим образом решать поставленные перед ней задачи и справляться с трудностями, сохраняться как целое в различных, часто очень неблагоприятных условиях, а главное, создавать наиболее благоприятные условия и возможности для развития индивидов.

Таким образом, малая группа – это группа людей, которые объединены совместной деятельностью, общими целями, общими интересами и находящимися в постоянных и непосредственных отношениях друг с другом. Члены малой группы имеют общие нормы и установки, общие ценностные ориентации и способы поведения; внутреннее разделение функций и групповых ролей.