Файл: Психологии малых групп (сплоченность, социально-психологический климат, уровень развития группы, конфликты, групповые нормы и т.д.) (Психологические характеристики малых групп).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Микрогрупповая модель была разработана в рамках групповой теории А.В.Сидоренко и Мондрусом в 2008 г. Согласно данной теории сплоченность имеет два вида: предметно-деятельностную (ПДС) и социально-психологическую (СПС). Эти виды относятся к двум основным сферам жизнедеятельности группы – совместной деятельности и общению. «ПДС – восприятие индивидами единства группы/подгруппы относительно выполняемой совместной деятельности, что выражается в их стремлении объединять усилия, согласованно действовать и содействовать друг другу в процессе деятельнсоти по реализации коллективных целей» [35]. «СПС – восприятие индивидами единства группы/подгруппы в сфере общения (коммуникации и морально-нравственных поступков), что выражается в их стремлении держаться сообща и поддерживать тесные межличностные отношения друг с другом»[36].

2.3 Социально-психологический климат.

Каждая малая группа отличается спецификой межличностных отношений, традициями, ценностные ориентации и т. п. членов данной группы. Все вместе это называется психологическим климатом. «Социально-психологический климат – это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий жизни и работы личности в коллективе» [Бойко. С. 6][37]. Аникеева Н. П. отмечает, что психологический климат есть объективно существующее явление, которое создается под влиянием двух факторов. Первый фактор - это социально-психологическая атмосфера общества в целом. Второй фактор – микросоциальные условия, к которым относятся специфика функции данного коллектива относительно разделения труда в обществе, географические и климатические условия, степень изолированности коллектива от широкой социальной среды, возрастной и половой состав данного коллектива и т. д. Оба эти фактора и определяют то состояние коллектива, которое называется психологическим климатом. «Под ним принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами»[38].


Социально-психологический климат в малой группе создается в процессе общения. Понятием «социально-психологический климат» обозначают систему отношений членов коллектива друг с другом, которая включат не только психические реакции, но и общественные отношения людей»[39]. На фоне общения реализуются групповые потребности, а также возникают и разрешаются различные виды конфликтов. В различных малых группах может быть различный социально-психологический климат (соревнование - тайное соперничество, сознательная дисциплина - грубое давление со стороны членов группы, сплоченность - круговая порука).

Социально-психологический климат может быть как благоприятным для определенных действий и социальных преобразований в группе, так и неблагоприятным. Социально-психологический климат, благоприятный для развития личности, возникает в том случае, когда нормой отношений в группе являются гуманность к другим членам группы, забота о них и, также, разумная требовательность к ним. При этом внутригрупповая идентификация предполагает в равной мере отказ как от альтруизма, так и от эгоизма.

Как показывают научные исследования, в основе психологического климата лежат индивидуальные особенности восприятия одного индивида другим, взаимная коммуникабельность членов группы, испытываемые ими объединяющие или разъединяющие чувства, оценки, мнения, реакция на слова и поступки, а также социальный опыт индивидов, составляющих данную группу. Основными характеристиками оптимального социально-психологического климата в коллективе являются сплоченность вокруг целей деятельности; сознательная дисциплина, удовлетворенность членов группы взаимоотношениями, руководством и процессом труда, взаимопонимание и авторитетность руководителей и подчиненных; степень участия членов группы в управлении и самоуправлении группой и продуктивностью работы.

Психологический климат зависит от: отношения общества в целом к целям и задачам, стоящим перед данной группой; определенной направленности группы и от возможности или невозможности продвижения в данном направлении; от степени единства группы; типа взаимодействия индивидов в группе (сотрудничество, нейтральное отношение друг к другу или соперничество); структуры неофициальных отношений; психологических особенностей индивидов, составляющих группу; отношений между членами группы; отношения членов группы к лидеру; результативности деятельности; чувства единства и корпоративного духа; признания личного вклада каждого члена группы в общее дело. Психологический климат оказывает влияние на самочувствие членов группы, на принятие и достижение ими групповых целей, на достижении максимальной эффективности в совместной деятельности.


При исследовании психологического климата в группе применяются аппаратурны метод, разные виды социометрических критериев: коммуникативные, помогающие выявить реальные отношения; гностические, помогающие определить степень осознанности реальных отношений и др., метод ГОЛ (групповой оценки личности. Кроме того используются анкетирование, тестирование (шкалы измерения социальных установок) и др. Результаты исследования представлены в виде социометрических матриц (таблиц), социограмм, которые графически отображают структуру отношений в группе.

2.4 Уровень развития группы.

Степень или уровень развития малых групп является одной из важнейших основ классификации группы.

«Уровень группового развития – характеристика сформированности межличностных отношений, результат процесса формирования группы»[40]. В социальной психологии традиционно параметрами сформированности группы выступали время ее существования, число коммуникаций (количество обращений членов группы друг к другу в определенный промежуток времени), наличие сложившихся отношений власти и подчинения и др. В качестве оснований для определения уровня развития группы принимается деятельность данной группы, ее цели и ценности, от которых зависит характер межличностных отношений. Именно на этой основе строится типология групп, которые различаются по уровню развития. По критерию «уровень развития группы» специалисты выделяют диффузные группы, просоциальные ассоциации, асоциальные ассоциации, корпорации, коллективы.

Номинальная группа характеризуется внешним формальным объединением вокруг предписанных социальных задач.

Диффузная группа - это случайное собрание людей, которые не связаны совместной деятельностью. «Диффузная группа малая – это группа, в которой определяющими являются непосредственные взаимоотношения и взаимодействия людей. В ней отсутствует объединяющая участников личностно и социально значимая совместная деятельность»[41].

Группа-ассоциация. Существует также «Группа-ассоциация, характеризующаяся начальной межличностной интеграцией ее членов»[42]. В ассоциации отсутствуют объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а также ценностные ориентации, опосредствующие межличностные отношения.


Группа-кооперация – это группа, которой свойственна интеграция не только в сфере межличностных, но и деловых отношений.

Группа-корпорация – это организованная группа, которая характеризуется замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства. «Корпорация – объединение людей на основе частичного совпадения их устойчивых целей»[43]. Корпорация, как правило, противопоставляет себя другим социальным общностям на основе своих узкоиндивидуалистических интересов.

Группа-автономия – это группа, которая обладает высоким внутренним единством по всем основным параметрам внутригрупповой активности. На этом этапе развития возможна изоляция группы, ее концентрация на узкогрупповых целях и превращение в группу-корпорацию.

Термин «коллектив» тесно связан с нашей повседневной жизнью. Коллективом можно назвать не всякую малую группу. Являясь разновидностью малой группы, коллектив имеет свои специфические особенности (критерии) позволяющие выделить его из всей совокупности малых групп. А. В. Петровским и др. была разработана теория коллектива. Коллектив – это «группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности»[44]. «Наиболее высокоразвитая группа, ценности которой совпадают с общесоциальными ценностями, называется коллективом»[45]. Отличительная особенность коллектива – его интеграция с другими группами на основе направленности на более общие социально значимые цели. Чем группа более социально развита, тем ее влияние на развитие личности благотворнее.

2.5 Конфликты.

Во время взаимодействия людей нередко происходят ситуации, когда сталкиваются разные интересы, мнения, позиции. В результате этого возникают конфликтные ситуации, которые нередко перерастают в конфликт. Конфликт как предмет исследования является предметом исследования не только психологов, но также социологов, философов, юристов. О конфликте, таким образом, можно говорить как о междисциплинарном феномене, Это находит отражение и в существующем множестве определений данного термина. В психологии также не существует единого определения понятия «конфликт». Каждое из психологических направлений делает акцент на какую-либо одну из составляющих конфликта – действие, образ, мотив. «Конфликт (лат. conflictus – столкновение – есть форма выражения противоречия. В теории конфликтов… принято описывать конфликт с нескольких точек зрения; во-первых, как борьбу, направленную на нейтрализацию противника и нанесение ему ущерба; во-вторых, как психическое напряжение и враждебность по отношению к окружающим; в-третьих, как достижение своих собственных целей за счет подавления остальных»[46]. «Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров» [47].


Конфликты широко распространены, так как являются одним из важнейших элементов социального взаимодействия. Каждый конфликт, как правило, обусловлен различными социальными проблемами. В типичном групповом конфликте хотя бы один субъект является малой социальной группой. В зависимости от субъектов конфликтного взаимодействия различаются два типа групповых конфликтов: «личность-группа» и «группа-группа». Конфликты, которые имеют место между личностью и группой, имеют более сложную динамику и специфику развития, которые необходимо учитывать при анализе подобного типа конфликтов.

Проанализировав литературу, посвященную проблеме конфликта, можно выделить типы конфликтного взаимодействия. А. Раппопорт, утверждал, что невозможно анализировать некий «усредненный» конфликт. Он выделил типы конфликта на основании формы их взаимодействия. Согласно данной типологии выделяются: 1) конфликты-«схватки, когда противников разделяют непримиримые противоречия, и рассчитывать можно только на победу; 2) конфликты-«дебаты», где возможен спор, маневры, но, в принципе обе стороны могут рассчитывать на компромисс; 3) конфликты-«игры», где обе стороны действуют в одних и тех же правилах и поэтому конфликты никогда не завершаются и не могут быть разрешены разрушением всей системы отношений.

Для выделения видов конфликта наиболее часто употребляются критерии «вид структурных отношений» и «тип участника». Согласно данному критерию М. Дойч выделил по этим двум критериям такие виды конфликта, как: 1) внутриличностный – межличностный, 2) внутригрупповой – межгрупповой, 3) внутринациональный – международный.

В каждой конфликтной ситуации очень важным является представление о ней у конфликтующих сторон, т. е. у субъектов общения. Возможны конфликты, которые не имеют реальных оснований для противоречия, в то время как субъекты полагают, что они есть. Подобный конфликт рассматривается как ложный в отличие от подлинного. В. Козер выделяет два вида конфликтов: 1) реалистические, в которых столкновения между людьми происходят по поводу требований и ожиданий; 2) нереалистические, которые возникают из агрессивных импульсов, ищущих выражения вне зависимости от объекта и не направлены на достижение конкретного результата.

Социально-психологическими причинами конфликтов являются те, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, а также самим фактом их включения в социальные группы. Е.. Рогов. И. Рогов выделяет следующие типичные причины возникновения социально-психологических конфликтов [48]: