Файл: Эффективность менеджмента организации (Анализ эффективности системы менеджмента на примере ООО «Вентиляционные системы»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты эффективности менеджмента
1.1. Понятие менеджмента и его основные характеристики
1.2 Содержание и особенности менеджмента организации
1.3 Понятие эффективности менеджмента и факторы ее определяющие
Глава 2. Анализ эффективности системы менеджмента на примере ООО «Вентиляционные системы»
2.1 Анализ деятельности ООО «Вентиляционные системы»
2.2 Анализ эффективности системы менеджмента ООО «Вентиляционные системы»
Проектирование желаемого будущего состояния объекта планирования
Интерактивная увязка
Генетический подход
Нормативный подход
Разработка политики, направленной на достижение желаемого результата
Рисунок 6 - Логика стратегического планирования
Как видно из данного рисунка, в ходе стратегического планирования осуществляется увязка текущего с желаемым состоянием посредством установления целей и разработки политики, направленной на достижение желаемого результата.
Тактическое планирование осуществляется на среднем уровне управления, и в ходе его осуществления устанавливаются промежуточные цели, достижение которых необходимо для реализации стратегических целей и задач. В свою очередь тактические цели могут быть представлены более детально в оперативных планах, которые разрабатываются на нижних уровнях управления. В этих планах осуществляется увязка всех необходимых работ по ресурсам, срокам и исполнителям на небольшой период, как правило на неделю, декаду, месяц.
Таким образом, анализ основных уровней планирования позволяет сделать вывод о том, что направления развития организации определяет не один, а целая система планов. Характеристика видов планов, которые входят в эту систему, осуществлена в Приложении Е.
Независимо от вида планирования в общем случае технологию планирования можно представить как последовательность следующих этапов: разработку общих целей, определение конкретных, детализированных целей на заданный период, определение путей и средств их достижения, контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими и корректировку целей. Успешной реализации технологии планирования и достижению поставленных целей во многом способствует соблюдение основных принципов планирования. Кабушкин формулирует их следующим образом [18, с. 69]:
- полнота планирования – при планировании должны учитываться все события, и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации;
- точность планирования - при составлении планов должны использоваться современные методы, средства и процедуры, обеспечивающие точность планов;
- ясность планирования – цель и методы планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации;
- непрерывность планирования – планирование это непрерывный процесс, на каждом последующем этапе которого должны учитываться результаты предыдущего цикла планирования.
- Экономичность планирования – расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с полученным результатом.
Следующей функцией управленческого цикла является функция организации. По определению А.А. Одинцова, организация как функция управления представляет собой процесс упорядочения технических, экономических, социальных и организационных подсистем на всех иерархических уровнях, а также формирование и поддержание на требуемом уровне управляющей подсистемы. Из данного определения следует, что в результате выполнения функции организации обеспечивается согласованность действий в системе управления при достижении поставленной цели.
Сущность функции организации можно также определить через анализ ее основных задач. А.К. Семенов, В.И. Набоков формулируют эти задачи следующим образом:
- Деление организации на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий;
- Формирование организационной структуры, налаживание взаимодействия ее элементов;
- Создание условий для формирования определенной организационной культуры;
- Организация выполнения принятых решений;
- Текущая организация производственного, торгового и иных процессов;
- Обеспечение деятельности организации всеми видами ресурсов;
- Преобразование системы в ходе развития из менее организованного состояния в более организованное.
Таким образом, в практической деятельности функция организации реализуется определения необходимого объема работ, его распределения между отдельными исполнителями и координации их деятельности. Центральное место в этом процессе занимает создание организационной структуры управления. В литературе по теории управления встречаются различные определения понятия «организационная структура управления». Так, например, один из наиболее известных специалистов в области организационного проектирования Г. Минцберг определяет организационную структуру управления как совокупность методов разделения процесса управленческого труда на конкретные рабочие задания и координации их выполнения. По определению З.П. Румянцевой, организационная структура управления представляет собой определенную схему взаимосвязей между звеньями и отдельными работниками, занятыми решением строго определенных задач организации. В современных организациях применяются различные виды организационных структур управления. К наиболее распространенным из них относятся линейная, функциональная, линейно-функциональная и матричная структуры. Схемы каждой из перечисленных типов структур показаны в Приложении Ж.
Важную роль в управленческом цикле играет также функция мотивации. В зарубежной литературе по менеджменту встречаются различные определения мотивации. Так, например, в работе С.П. Роббинса, М. Коултера мотивация определяется как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации и личных целей. М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури определяют мотивацию как деятельность, задача которой заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и в соответствии с планом. Российские специалисты в области менеджмента А.Г. Комаров, А.Р. Кудашев, Г.Г. Муфтиев определяют мотивацию как совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Мотивация может быть представлена как процесс. Схема мотивационного процесса показана на рисунке 7.
Первая стадия
Возникновение потребностей
Вторая стадия
Поиск путей устранения потребностей
Третья стадия
Определение направления действия
Четвертая стадия
Осуществление действия
Пятая стадия
Осуществление действия за вознаграждение
Шестая стадия
Устранение потребностей
Рисунок 7 – Схема мотивационного процесса [с. 141]
Из данного рисунка видно, что мотивационный процесс включает в себя шесть стадий. На первой стадии происходит возникновение потребностей, которые проявляются в виде того, что человек начинает ощущать нехватку чего-либо. На второй стадии человек осуществляет поиск путей устранения потребностей, на третьей стадии определяются средства ее устранения и направления действия, которые способствуют решении проблемы и устранению потребности. На четвертой стадии человек затрачивает определенные усилия, для того чтобы осуществить конкретные действия, направленные на решение проблемы, обусловившей возникновение потребности. Содержание пятой стадии определяется тем, что, проделав определенную работу, человек получает вознаграждение, которое он может использовать для устранения потребности. На заключительной стадии в зависимости от степени снятия напряжения, вызванного потребностью человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать новые возможности устранения возникшей ранее потребности.
Процесс и технология мотивации были исследованы представителями различных научных школ менеджмента, и результатом этих исследований стали различные теории мотивации. В настоящее время все теории мотивации делятся на две большие группы: содержательные и процессуальные. В рамках содержательных теорий анализируются факторы, оказывающие влияние на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание, и то как данные потребности способны побудить человека к действию. К числу наиболее известных содержательных теорий мотивации относятся теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория мотивации Альдефера, теория гигиенических факторов Герцберга. Предметом исследования процессуальных теорий мотивации является сам мотивационный процесс и наиболее эффективные технологии управления этим процессом, обеспечивающие достижение желаемых результатов. Наиболее известной процессуальной теорией мотивации является теория ожидания Потрера-Лоулера. Технология реализации функции мотивации с точки зрения различных теорий показана в Приложении И.
Важную роль в управленческом цикле играет также функция контроля. В самом общем виде контроль определяется как сопоставление фактически достигнутых результатов с запланированными. В то же время в теории зарубежного менеджмента дается более детальное определение контроля, отражающее его функции. Так, например, И.Л. Добротворский определяет контроль как вид управленческой деятельности, благодаря которой можно удерживать организацию на верном пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами [12, c. 387].
Из приведенных выше определений следует, что основной функцией контроля является учетная функция. Она фиксирует состояние дел производственно-хозяйственной деятельности, отражает итоги выполнения планов и управленческих решений в виде количественных показателей на всех уровнях и во всех звеньях системы управления. Технология реализации функции контроля представлена в Приложении К. Из данного приложения видно, что в ходе выполнения функции контроля производится сопоставление результатов с целями и планами предприятия, выявляются отрицательные отклонения и посредством мероприятий по их корректировке достигается выполнение плана. Таким образом, функция контроля обеспечивает рациональное использование ресурсов для достижения поставленных целей.
Анализ особенностей осуществления и содержания менеджмента организации позволяет сделать вывод о том, что по своей технологии он представляет собой процесс последовательно реализуемых функций управления, который осуществляется в системе управления организацией. Поэтому от того, насколько соблюдены принципы реализации каждой функции управления, насколько их структура и содержание отражают особенности деятельности субъекта и объекта управления, зависит в конечном итоге эффективность менеджмента всей организации.
1.3 Понятие эффективности менеджмента и факторы ее определяющие
В условиях интенсивной и жесткой конкуренции, которая является основным критерием рыночной экономики, эффективный менеджмент становится одним из основных конкурентных преимуществ, обеспечивающим организации укрепление ее позиций на рынке и возможность развития в долгосрочной перспективе.
В общем случае эффективность определяется как соотношение полученного эффекта и величиной приложенных усилий, что видно из следующей формулы :
(1)
В качестве эффекта могут рассматриваться доход, прибыль, прирост доли рынка, прирост производительности труда и другие результаты, которые могут быть получены в результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В качестве затрат могут рассматриваться любые затраты материальных, финансовых, информационных, кадровых ресурсов предприятия. Отсюда следует, что эффективность менеджмента организации определяется возможностью обеспечить рациональное использование ресурсов организации и достижение поставленных целей при минимуме затрат и максимуме полученных результатов.
В современной литературе по теории управления не существует строго определенного понятия «эффективного менеджмента», однако ее анализ позволил выделить ряд факторов, которые оказывают существенное влияние на эффективность менеджмента и рациональное управление которыми способно обеспечить достижение намеченных результатов при ограниченных затратах. Так, например, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури в качестве основного фактора, определяющего уровень эффективности менеджмента отмечают способность системы управления приспосабливаться к внешней среде [с.89 ]. Структура внешней среды организации показана на рисунке 8.
Как видно из данного рисунка, управление организацией осуществляется под влиянием множества факторов внешней среды, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на организацию. В связи с этим эффективным может быть признано только такое управление, которое обеспечивает уменьшение негативного влияния факторов внешней среды и реализацию возможностей, которые возникают в окружении организации, и которые способны обеспечить укрепление ее конкурентных позиций.