Файл: Оценка рисков финансово-кредитных институтов (Рекомендации по повышению эффективности управления риском).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управления рисками финансово-кредитных институтов
1.1. Проблема риска в банковской деятельности
1.2. Место операционных рисков в системе банковских рисков и факторы их обусловливающие
1.3 Управление кредитным риском коммерческого банка
2. Анализ управления рисками на примере ПАО «Сбербанк»
2.1. Общая характеристика банка
2.3. Управления кредитными рисками банка
3. Рекомендации по повышению эффективности управления риском
Предусматривается осуществление оценки кредитного риска двумя главными методами: качественным, количественным.
Первый из них является словесным описанием уровня риска, производясь посредством составления кредитного рейтинга. Ключевая цель высококачественной оценки рисков заключается в принятии решений относительно возможности кредитования, а также приемлемости залогов, перехода к определению количественных параметров. Количественный анализ заключается в оценке уровня потерь и определении средневзвешенного показателя риска по кредитному портфелю в целом.
Необходимо отметить, что каждым из банков реализуется собственное понимание риска, в основе которого заложено знание особенностей клиентуры, цены и объема кредитных ресурсов. Но, специалисты утверждают, что методики крупных банков в силу их обширности и формализованности для кредитных организаций среднего размера не годятся. Как свидетельствует опыт, их использование предоставляет картину низкого кредитного рейтинга по большинству клиентов, а также рекомендацию «не выдавать кредит».
Увеличение в Российской Федерации риска кредитных вложений обуславливается сложной процедурой судебного разбирательства при неисполнении собственных обязательств заемщиком по кредитному договору. Это является результатом отсутствия действенного механизма, предусматривающего взыскание долгов с неплательщиков, а также длительностью этой процедуры. Поскольку до принятия судебного решения в пользу кредитного учреждения, на банк возлагается ответственность по возмещению всех потерь, связанных с невозвратом кредита. В связи с чем, банки пытаются сотрудничать только с организациями, с которыми у них имеется институциональная связь (к примеру, принадлежат к составу единой финансово-промышленной группы либо же одного концерна).
То есть, посредством характеристик заемщика определяется во многом уровень банковского кредитного риска. Вместе с тем, заинтересованность в его снижении характерна обеим сторонам. В результате невозврата кредитов возрастают банковские потери, и уменьшается объем ссудного капитала. Это обуславливает неполучение необходимых для развития денежных средств реальным сектором.
Анализ показывает, что агрессивная кредитная политика банков во многом является причиной роста объема «плохих долгов». Происходило стремительное возрастание клиентской банковской базы, менее тщательный отбор клиентов многими банками, результатом чего выступил рост конкуренции, давление торговых розничных сетей, требующих снижения процента отказов к выдаче клиентам кредитов. Для банка, который направляет стремления на максимизацию прибыли при соответствующем уровне просрочки, в результате резкого сокращения рисков произойдет сокращение прибыли. Данная ситуация может обернуться кризисом долгов. Нельзя исключать вероятности кризиса невозвратов, что в свою очередь, приведет к системному кризису в банковском секторе.
Еще одной фундаментальной причиной сохранения высокого уровня рисков в российской банковской системе является смещенная структура активов и пассивов по срокам. Банки, стремясь удовлетворить потребности заемщиков, удлиняют сроки кредитования, при этом увеличение сроков привлечения ресурсов идет гораздо медленнее. Данное противоречие заставляет малые и средние банки держать до 20-25 % активов в высоколиквидной форме.
Тем не менее, представляется, что даже подобная политика не гарантирует отсутствия проблем с исполнением обязательств в случае масштабного дефицита ликвидности. Необходимо также учитывать, что управление риском ликвидности в российских условиях осложняется тем, что такой источник дополнительной ликвидности, как помощь регулятора через механизм репо доступен не всем банкам, а рынок межбанковского кредитования и продажа ценных бумаг эффективны лишь в стабильной ситуации [17, c. 137].
Риск невозврата является важнейшим для банков, работающих с населением, которое уверенно опережает юридических лиц по доле просрочки в суммарном объеме выданных кредитов. Растущая конкуренция заставила банки упрощать требования к заемщикам, а поставить полномасштабную систему управления рисками часто не позволяют средства.
Некоторое время назад такая тема, как регулирование банковской деятельности в сфере оценки рисков интересовала исключительно узкий круг профессионалов. Но, на протяжении последних лет произошли существенные изменения надзора в данной сфере, в сторону ужесточения, что на сегодняшний день данная тема касается банкиров, владельцев и руководителей кредитных учреждений.
Безусловно, не следует рассматривать возрастание выдвигаемых Банком России требований в качестве единственной причины развития риск-менеджмента, но это максимально сильный стимул.
К сожалению, на сегодняшний день следует констатировать незначительную часть кредитных учреждений, которые для себя видят практические реальные преимущества в рамках внедрения интегрированной управленческой системы рисками, реального применения в управлении полученных результатов. В качестве причин здесь выступают, в первую очередь, - нежелание делится собственными полномочиями у зарабатывающих подразделений в области принятия решений, по отношению к благоприятной макроэкономической обстановке, способствующей скрытому накоплению различных рисков, что продолжается долгое время, информационные и методологические проблемы риск-менеджмента, исключающие возможность произведения адекватных оценок риска, на которые может ориентироваться бизнес.
По мнению экспертов, существует возможность выявления наиболее слабых мест системы в процессе сопоставления реального профиля рисков с практикой риск-менеджмента, а также действиями регулятора, заключающимися в снижении рисков в системе. Несоответствия в триаде банковского риск-менеджмента «текущий профиль риска – практика управления – регулирование» обнаруживают уязвимые точки, по которым имеется возможность наличия кризисных явлений. Пока практика банковского риск-менеджмента в большинстве российских банков отстает от уровня реальных угроз. В случае возможности своевременного выявления и отслеживания роста рисков, связанная с ними степень опасности, уже не будет столь существенной.
2. Анализ управления рисками на примере ПАО «Сбербанк»
2.1. Общая характеристика банка
Созданный в 1841 году Сбербанк России –в настоящее время является современным универсальным банком, который удовлетворяет потребности разных клиентских групп в обширном спектре услуг банков. Сбербанк занимает самую крупную долю на рынке вкладов и представляет собой основного кредитора экономики РФ. По состоянию на 1 января 2014 год, доля Сбербанка России на рынке вкладов частного типа составляла 48%, а его портфель кредитов в себя включал примерно треть всех кредитов, которые были выданы в стране (31% корпоративных и 32% розничных кредитов).
Сбербанк России имеет уникальную филиальную сеть: сейчас в нее включены 17 банков территориального уровня и свыше 19 100 подразделений на территории страны. Дочерние банки Сбербанка России функционируют в Казахстане, в Беларуси и на Украине. Согласно Стратегии развития, Сбербанком России расширено его международное присутствие, открыт филиал в Индии и представительство в Германии, а также зарегистрировано представительство в КНР. В целом планируется, что доля чистой прибыли, которая была получена за пределами России, увеличится до 5% к 2016 г.
Основной акционер и учредитель Банка - это Центробанк РФ (Банк России). По состоянию на 16 апреля 2013 года, ему принадлежит 57,6% в уставном капитале Банка и 60,3 % голосующих акций. Остальные акционеры Сбербанка России - это свыше 263 тысяч физических и юридических лиц. Значительный удельный вес зарубежных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (свыше 32%) является свидетельством его привлекательности с инвестиционной точки зрения.
Миссия Сбербанка России:
Сбербанк России дает клиентам надежность и уверенность, делает их жизнь лучше, помогает реализовывать мечты и устремления.
Сбербанком России строится одна из лучших в мире компаний финансового типа, успешность которой основана на профессионализме и ощущении счастья и гармонии ее работников.
Высокие цели Банка достигаются благодаря команде единомышленников, объединенных общей системой ценностей.
Ценности Сбербанка России: открытость и доброжелательность, командность и результативность, инициативность и креативность, взвешенность и профессионализм, доверие и ответственность, уважение к традициям, стремление к совершенству, порядочность, здоровый образ жизни (тело, дух и разум)
Основная цель ПАО «Сбербанк России» - это обеспечение повышения привлекательности с инвестиционной точк зрения и сохранение лидерских позиций на рынке финансовых услуг в РФ за счет модернизации технологических и управленческих процессов. Для достижения задачи, которая поставлена, деятельность ПАО «Сбербанк России» направлена на то, чтобы совершенствовать клиентскую политику, создать гибкую эффективную систему взаимодействия с клиентами на основании учета потребностей разных групп клиентов.
Главные направления работы ПАО «Сбербанк России»:
- кредитование предприятий РФ;
- кредитование клиентов частного типа;
- вложение в ценные бумаги государства и облигации Центробанка;
- выполнение операций на комиссионной основе.
Средства для того, чтобы осуществлять указанную деятельность, Банком привлекаются из таких источников как: средства юридических лиц; вклады частных клиентов; средства акционеров; иные источники, включая заимствования на международных рынках финансов.
Сбербанк России представляет собой крупнейший банк РФ и стран СНГ. Учредитель и основной акционер Сбербанка России - это Центробанк РФ, который владеет 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другие акционеры Банка – это российские и международные инвесторы. Привилегированные и обыкновенные акции Банка котируются на биржевых площадках России с 1996 года. На Лондонской фондовой бирже котируются американские депозитарные расписки (АДР), они допускаются к торгам на внебиржевом рынке в США и на Франкфуртской фондовой бирже.
Сбербанк России, который был основан в 1841 году, в настоящее время является лидером банковского сектора России по общему размеру активов. Банк представляет собой основного кредитора экономики России и занимает на рынке вкладов самую крупную долю. На 1 января 2015 года на Сбербанк приходится 28,9% совокупных активов банков, 45,7% депозитов населения, 33,6% кредитов корпоративного типа и 32,7% кредитов розничного типа. Капитал Сбербанка - 1,7 трлн рублей или 27,4% совокупного капитала банковской системы России.
Сбербанк является современным универсальным коммерческим банком, который удовлетворяет потребности разных клиентских групп в обширном спектре услуг банковского характера. Сбербанком России обслуживаются физические и юридические лица, в том числе большие корпорации, предприятия среднего и малого предпринимательства, а также госпредприятия, субъекты Федерации и муниципалитеты. Пользователи услуг Сбербанка это свыше 100 миллионов физических лиц (свые 70% населения РФ) и примерно 1 миллион предприятий (из 4,5 миллионов юридических лиц, которые зарегистрированы в России).
Сбербанком предоставляется клиентам розничного типа обширный спектр услуг банковского характера, в том числе депозиты, разные виды кредитования (ипотека, автокредиты и потребительские кредиты), а также денежные переводы, банковские карты, брокерские услуги и банковское страхование. Все кредиты розничного типа выдаются по технологии «Кредитная фабрика», которая создана для эффективности оценки рисков кредитного характера и обеспечения значительного качества портфеля кредитов. Сбербанк представляет собой крупнейшего эмитента кредитных и дебетовых карт. Совместный банк, который создан Сбербанком и BNP Paribas, осуществляет POS-кредитование под брендом Cetelem, применяя концепцию «ответственного кредитования».
Сбербанком России предоставляются услуги банковского характера во всех субъектах РФ, он располагает уникальной сетью филиалов, состоящей из 17 банков территориального уровня и насчитывающей свыше 18 400 подразделений. Помимо этого, Банк занимается предоставлением услуг посредством удаленных каналов обслуживания – одной из самых крупных в мире сетей терминалов самообслуживания и банкоматов (около 68 тысяч устройств). Сбербанком также активно развиваются приложения «Мобильный банк» и «Сбербанк Онл@йн» со значительной базой клиентов, которая насчитывает соответственно свыше 9,4 млн и 5,4 млн активных пользователей.
Сбербанк России совместно с ООО «Форд Соллерс Холдинг» запустил программу кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на покупку одного или нескольких автомобилей коммерческого типа Ford Transit (кроме Chassis Cab) в рамках продукта «Экспресс-авто».
Процентная ставка по продукту составляет 17—17,5% годовых в зависимости от срока кредитования (12 или 60 месяцев) и размера первоначального взноса. Финансирование осуществляется на сумму до 5 млн рублей. Обеспечением по кредиту могут выступать поручительство физического или юридического лица, залог приобретаемого средства транспорта.