Файл: Оценка рисков финансово-кредитных институтов (Рекомендации по повышению эффективности управления риском).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенностью программы является возможность получить компенсацию на погашение процентов по займу в размере 50 тысяч рублей путем предоставления дилерским центром Ford специальной цены на приобретаемый автомобиль.

Дополнительные комиссии при оформлении, выдаче или обслуживании кредита не взимаются. Требуется покупка полиса КАСКО.

По оргструктуре Сберегательный банк РФ представляет собой крупную кредитную организацию, так как он помимо головного офиса в г. Москве имеет сеть представительств и филиалов по России.

В целях обеспечения гласности в деятельности банков коммерческого типа и доступности сведений об их финансовом состоянии годовые балансы банковских организаций, которые прошли утвержденние Общим собранием акционеров, а также отчет о прибылях и убытках, должны (после того, как достоверность предоставленных в них данных будет подтверждена аудиторской организацией) быть опубликованными в печати.

Центральный аппарат обладает множеством структурных подразделений, каждым из которых выполняется определенный тип работ:

- казначейство Сбербанка РФ включает управления операциями на фондовых и денежных рынках;

- кредитный блок (разработка кредитной политики банковской организации, структуры средств, которые привлекаются, а также их размещения; подготовка заключений по предоставлению долгосрочных и краткосрочных ссуд предприятиям, физическим лицам, в финансовую аренду(лизинг)). Он включает: управление кредитования машиностроения, кредитования, управление финансированием проектов строительного типа, управление кредитования корпоративных клиентов, частных клиентов;

- управление неторговых и валютных операций (операции, которые связаны с переходом права собственности и других прав на ценности валютного характера, включая операции, которые связаны с использованием как платежного средства иностранной валюты и документов платежного характера в иностранной валюте; пересылка и ввоз валютных ценностей; осуществление денежных международных переводов);

- управление банковских карт (занимается обслуживанием клиентов по пластиковым картам, учетом движения карт);

- управление кассовой работы, операционное управление и управление инкассации (занимается расчетно-кассовым обслуживанием юридических лиц и населения);

- управление ценных бумаг (ведение личных клиентских банковских счетов, управление клиентскими ценными бумагами для выгодной реализации, получения гарантированного дохода, замены определенных ценных бумаг на иные; взимание доходов в пользу клиентов и т.д.);


- депозитарий (обеспечение удобной предачи и использования бумаг (услуги по хранению, попечительству, опеке сертификатов клиентских ценных бумаг и/или учету перехода прав на ценные бумаги), снижение рисков по сделкам, упрощение обработки данных о ценных бумагах, правах, которые предоставляются ими, а также их владельцах);

- управление планирования стратегического характера (разработка перспективных, текущих, долгосрочных планов развития Сбербанка);

- налоговое планирование и финансовое управление ( фо рмиро вание учетно й по литики нало го во го  и бухгалтерско го учета; контроль сохранности собственности общества; контроль экономного использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов; учет финансово-хозяйственной деятельности банка);

- управление рисками (управление и ко нтро ль рисков, которые во зникают в ходе деятельно сти финансо во -хо зяйственно го характера);

- управление по  рабо те с филиалами (ко нтро ль и руко во дство  деятельно стью филиало в, про ведение ревизий);

- управление ко нтро ля и учета банко вских о пераций;

- управление внутреннего  ко нтро ля, аудита и ревизий (им о существляется ко нтро ль и анализ результатов хо зяйственно й деятельно сти банковской организации и ее филиало в);

- управление ко нтро ля и учета о пераций ро зничного типа;

- управление техно ло гиями банко вского характера (отслеживание но вейших разрабо ток банко вских техно ло гий и со вершенство вание деятельности Банка по  мере нео бхо димо сти);

- управление со про во ждения и внедрения АСУ, управление телеко ммуникаций и технических средств (о существляется техническая по ддержка и устано вка ко мпьютеро в и о бо рудо вания в целях о беспечения бесперебо йно го функционирования Банка);

- юридическо е управление (деятельно сть текущего характера заключена в право во м со про во ждении работы представительных о ргано в управления ( Со вета директо ро в, о бщего  со брания), в юридической защите интересо в банковской организации и взыскании до лго в);

- управление о тно шений междунаро дного характера, о бщественных связей (о существляется по ддержка и налаживание связей с партнерами, которые живут и рабо тают в РФ и за ее границами);

- управление по  рабо те с персо нало м (о существляется прием и уво льнение на рабо ту, ведется до кументо о бо ро т, связанный с движением кадро в в организации. Рабо та осуществляется по д управлением начальника о тдела кадро в);


- управление безо пасно сти (о беспечивается безо пасно сть работы а ПАО Сбербанк Ро ссии. В управление вхо дят: эксперт по  безо пасно сти эко но мическо го типа (о беспечению безо пасно сти эко но мического типа) и бюро  по  про пускам и режиму, которое возглавляет начальник (о беспечивается о храна внутреннего  режима и имущества банка);

- управление развития материально -техническо й базы (о беспечение всеми требуемыми материалами расхо дного характера в целях бесперебо йно го функционирования Банка);

- административно -хо зяйственно е управление (о беспечивает хо зяйственно е о бслуживание и надлежащее  со сто яние по мещений, зданий согласно правилам и но рмам по жарно й безо пасно сти и про изво дственно й санитарии);

- секретариат и управление делами (обеспечивают по ддержку Со вета директо ро в в текущей деятельно сти, о беспечение до кументо о бо ро та по  финансо во й, инвестицио нно й и текущей деятельно сти Банка).

Сбербанк Ро ссии имеет уникальную филиальную сеть: сейчас в нее включены 17 банко в террито риального уровня и свыше 18 тысяч по дразделений в РФ. До черние банки Сбербанка Ро ссии функционируют в Казахстане, Беларуси и Украине. Сбербанком Ро ссии было расширено его присутствие на междунаро дно м уровне, о ткрыто представительство  в Германии и филиал в Индии, а также зарегистриро вано представительство  в Китае. Организацио нная структура Банка представлена на рисунке 2.

Общее собрание акционеров

Ревизионная комиссия

Комитеты при Правлении

Коллегия Банка

Подразделения центрального аппарата, территориальные банки и зарубежные подразделения

Правление, Президент, Председатель Правления

Комитет наблюдательного совета

Наблюдательный совет

Рис. 2. Организационная структура ПАО «Сбербанк России»

Общее со брание акцио неро в представляет собой высший о рганм управления Банка. На Общем со брании акцио неро в осуществляется принятие решений по  о сно вным во про сам работы Банка.

2.2. Приоритетные способы управления риском

Система управления рисками Группы основывается на стандартах и инструментах, рекомендуемых Базельским комитетом по банковскому надзору и отвечает требованиям лучших мировых практик.

Основными целями организации системы интегрированного управления рисками, как составной части процесса управления Банком являются:


  • обеспечение устойчивого развития Банка и организаций-участников Группы в рамках реализации стратегии развития, утвержденной Наблюдательным советом Банка;
  • обеспечение и защита интересов акционеров, участников, кредиторов, клиентов Группы и иных лиц, с учетом того, что указанные лица заинтересованы в продолжении устойчивой деятельности Группы, чтобы принимаемые Группой риски не создавали угрозы для существования Группы и ее участников;
  • усиление конкурентных преимуществ Банка и Группы вследствие:
  • обеспечения единого понимания рисков на уровне Группы и стратегического планирования с учетом уровня принимаемого риска;
  • повышения эффективности управления капиталом и увеличения рыночной стоимости Банка, в том числе на уровне Группы;
  • сохранения устойчивости при расширении продуктового ряда организаций- участников Группы (внедрение более сложных продуктов) вследствие адекватной оценки и управления принимаемыми рисками;
  • рост доверия инвесторов за счет создания прозрачной системы управления рисками Группы.

Система интегрированного управления рисками Группы удовлетворяет следующим основным принципам:

    1. Осведомленность о риске.

Процесс управления рисками затрагивает каждого сотрудника организаций-участников Группы. Принятие решений о проведении любой операции производится только после всестороннего анализа рисков на уровне организаций-участников Группы, возникающих в результате такой операции. Сотрудники организаций-участников Группы, совершающие операции, подверженные рискам, осведомлены о риске операций и осуществляют идентификацию, анализ и оценку рисков перед совершением операций. В организациях- участниках Группы действуют нормативные документы, регламентирующие порядок совершения всех операций, подверженных рискам. Проведение новых банковских операций при отсутствии нормативных, распорядительных документов или соответствующих решений коллегиальных органов, регламентирующих порядок их совершения, не допускается.

    1. Разделение полномочий.

В организациях-участниках Группы реализованы управленческие структуры, в которых отсутствует конфликт интересов: на уровне организационной структуры разделены подразделения и сотрудники, на которых возложены обязанности по проведению операций, подверженных рискам, учету этих операций, управлению и контролю за рисками.

    1. Контроль за уровнем риска.

Руководство Банка, коллегиальные органы Банка на регулярной основе получают информацию об уровне принятых Группой рисков и фактах нарушений установленных процедур управления рисками, лимитов и ограничений.

На уровне Группы, а также на уровне каждой организации-участника Группы функционирует система внутреннего контроля, позволяющая осуществлять эффективный контроль за функционированием системы управления рисками каждой организации-участника Группы и Группы в целом.

    1. Необходимость обеспечения «трех линий защиты».

Устанавливается коллективная ответственность за действия по принятию рисков:

  • принятие рисков (1-я линия защиты): Бизнес-подразделения должны стремиться к достижению оптимального сочетания доходности и риска, следовать поставленным целям по развитию и соотношению доходности и риска, осуществлять мониторинг решений по принятию риска, учитывать профили рисков клиентов при совершении операций/сделок, внедрять и управлять бизнес-процессами и инструментами, участвовать в процессах идентификации и оценки рисков, соблюдать требования внутренних нормативных документов, в том числе в части управления рисками;
  • управление рисками (2-я линия защиты): функции Рисков и Финансов - разрабатывают стандарты управления рисками, принципы, лимиты и ограничения, проводят мониторинг уровня рисков и готовят отчетность, проверяют соответствие уровня рисков аппетиту к риску, консультируют, моделируют и агрегируют общий профиль рисков;
  • аудит (3-я линия защиты): функция внутреннего и внешнего аудита - проводят независимую оценку соответствия процессов управления рисками установленным стандартам, внешнюю оценку решений по принятию рисков.
    1. Сочетание централизованного и децентрализованного подходов к управлению рисками Группы.

В Группе сочетаются централизованный и децентрализованный подходы управления рисками. Уполномоченные коллегиальные органы Банка по управлению рисками определяют требования, ограничения, лимиты, методологию в части управления рисками для территориальных банков, организаций-участников Группы. Территориальные банки, организации-участники Группы осуществляют управление рисками в рамках установленных для них уполномоченными органами и/или должностными лицами ограничений и полномочий.

2.3. Управления кредитными рисками банка