Файл: Гражданско-правовая охрана научных открытий (Генезис правовой охраны научных открытий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако вопрос о научных открытиях стоял не только в Европе. В середине 20 века, в СССР в комитете по делам изобретений и открытий, который осуществлял деятельность свою при Совете Министров СССР, было закреплено понятие "открытие" в 1959 году, где указывалось, что открытием признается установленное неизвестное раннее объективно существующая закономерность или же явление материального мира. При охране открытий проводилась экспертиза на новизну и достоверность научного открытия. А в 1973 году было выпущено Положение, в котором был прописан пункт о том, что открытие вносит конкретное изменение в уровне познания.

Отсюда при сложении Положения 1959 году и 1973 года, право на научное открытие доказывалось, если гражданин, который сделал своим трудом творческим научное открытие, подтвержден дипломом. Диплом являлся неким гарантом того, что именно этот гражданин совершил научное открытие, то есть установил некую закономерность и свойства материального мира, которые не были ранее установлены, и вследствие этого ученому выдавался приоритет открытия, и авторство принадлежало ему, так как был выдан диплом, который и подтверждает эти стороны.

При случае, когда выдавался диплом о научном открытий, соответственно вопрос об авторстве научного открытия решался положительно. Соответственно Комитет по согласованию с автором устанавливал формулу научного открытия, также устанавливал дату его открытия, а также регистрировал данное научное открытие в реестре Государственных открытий. Приоритет в открытии осуществлялся в порядке первого сформулированного четкого положения, которое было заявлено в качестве открытия, или же по дате опубликования.

Также необходимо заметить, что в Положения СССР, было четко разграничено понятие "изобретение" и "открытие". Исходя из Положения 1973 года изобретение – это нечто новое, что обладает значительными отличиями по сравнению с предыдущими вариантами. Отсюда, открытием в СССР признавалось то, что устанавливало новые закономерности и свойства материального мира, а изобретение – есть новое техническое решения определенной задачи.

Нужно также упомянуть о том, что границы понятий “изобретение” и “открытие” существуют не во всех правовых системах. К примеру, в законодательстве США, любые соприкосновения с научными открытиями, четко регулируются патентным правом, а именно нормами. В параграфе 100 Закона “О патентах" США говорится о том, что изобретение – означает изобретение или открытие, а уже в параграфе 101, говорится о праве получить патент, и этим правом обладает тот, кто откроет новый процесс или же изделие.


Уже суммируя вышесказанное можно понять, что патентования теоретической базы станет серьезным барьером для развития нового знания, и соответственно уменьшит социальную роль. В этом случае американская система является показателем, того, что запатентовать можно и научное открытие, что будет ставить вопрос об использовании этого открытия другими людьми и предприятиями.

Ситуация же в СССР развивалась параллельным курсом, в добавок регистрации научных открытий, закрепилось на уже законодательном уровне право на научное открытие. Данный уровень закреплялся в Основах гражданского законодательства СССР, а также повторялся в кодексах республик.

Примеру СССР последовали также другие страны, и уже в Чехословакии в 1957 году, в Болгарии в 1961 году, а также на Кубе в 1983 году была введена гражданско-правовая охрана научных открытий.

Следующим шагом было появление в списке охраняемых объектом, которые предусмотрены Конвенцией о ВОИС, научных открытий, которые по сути своей не создавали некую структуру охраны прав на открытия, как на уровне страны, так и на международном уровне. Следовательно, СССР начал разрабатывать договор относительно международной регистрации научных открытий, который уже на конференции в Женеве в 1978 году был принят. В данном договоре, научное открытие описывалось как некое установленное явление или свойство материального мира, которое не было раннее установлено. В договоре прописывалось, что любой гражданин, который совершил научное открытие, и если его страна входит в Женевский договор, то он имел право просить международную регистрацию научного открытия, и далее при положительном ответе , его научное открытие записывалось в Международное бюро.

Также, если касаться развития гражданско-правовой охраны научных открытий в СССР, то в конце 1980-х годах, был выдвину законопроект "Об открытиях в СССР”, и шло его бурное обсуждение, и дискуссия была направлена на дальнейшее существование института охраны открытий. В итоге острых обсуждений было решено Президиумом, что данный институт должен прекратить свое существования, так как является нецелесообразным.

Отрицательный ответ по сохранению института открытий базировался на том, что при регистрации научных открытий в Академии наук, будет сложно идти проверка достоверности и проверка на новизну того или иного открытия, и осуществлять экспертизу будет трудоемко для Академии наук. Также, те, кто выступал против данного института ссылались на то, что данная регистрация открыта не во всех странах, а значит в научном мире это не пользуется популярностью, и еще одним весомым аргументом было то, что законом не определены четкие и конкретные критерии признания научных открытий.


При данном отказе от института научных открытий, то регистрацией научных открытий, а также сопровождение в гражданско-правовой стезе осуществлялось благодаря тому, что функцию эту взяло на себя общественная организация совместно с Российской академией естественный наук, и уже с 1992 году в РФ осуществляется негосударственная регистрация, а именно общественная регистрация научных открытий.

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ

2.1 Обеспечение правовой охраны интересов авторов научных открытий

Разобравшись с термином «научное открытие», и поняв какую историю прошла гражданско-правовая охрана научных открытий, необходимо более детально рассмотреть тему обеспечения защиты авторов научных открытий в гражданско-правовой стезе. 

Люди понимают, что открытие есть один из важнейших результатов деятельности учёных и всей научно-исследовательской группы, так как создаются условия для быстрого и прогрессивного развития, как социально, так и технологического. И отсюда, можно понять, что создание правовой поддержки и механизма, которые будут обеспечивать авторов научных открытий признание и защиту от разного рода факторов, и признавать авторов как людей, совершивших научное открытие и закрепление научного открытия за конкретным исследователем или группой исследователей.

Уже из предыдущей главы понятно, что правовой механизм не так уж и легок для создания и справедливого функционирования, и опыт всех законопроектов доказывает это. Однако стоит понять, что самым успешным проектом в сфере гражданско-правовой охраны научных открытий является опыт СССР, где просуществовала достаточно долго и эффективно государственная система регистраций открытий.

На сегодняшний день, когда идёт непрерывный процесс развития в сфере защиты прав интеллектуального труда, а также упор делается на отношения в сфере интеллектуальных прав, необходимым становится создать качественно новый правовой механизм для того, чтобы охранять авторов и их научные открытия от неправомерного использования. 


Одним из содержательных шагов в эту сторону будет законодательное закрепление права учёных научны открытий. Так как до сегодняшнего момента нету ни на теоретическом уровне, ни на практическом уровне законопроекта, который бы регулировал бы неимущественный права авторов, и не ограничивал бы интересы общества и производства. В указанном ранее ГК РСФСР 1964 года было закреплено право авторов открытий требовать авторство и приоритет в научном открытий. Фактически в этом ГК сразу за автором научных открытий признавалось 3 права: посылают на приоритет, право на авторство, и право на имя научного открытия.

Однако в законодательстве не закреплено права на приоритет, и также не используется данный термин в российских нормативных актах, хотя если говорить про авторство научных открытий, то две категории, такие как правильна приоритет и права на имя являются одними из главных, но право на приоритет является неотъемлемым в дискурсе этого вопроса. 
Если говорить про право авторства, то согласно п. 1 ст. 1265 ГК РФ право авторства считается право признаваться автором любого произведения, а также охраняется РИД (результатами интеллектуальной деятельности). И если применять термин «автор» относительно научного открытия, то это используется достаточно условно и для удобства, так как автор - есть человек совершившийся творческий процесс, хотя и научное открытие – это творческий процесс, но чисто теоретически, но не практически.

Следует вывод о том, что признавать право авторства за человеком, совершившим научное открытие было бы ошибочно с юридической стороны. Однако ученые в России, которые совершают научное открытие и являются первооткрывателями хотят, чтобы закреплялась их первенство в совершении научного открытия. Отсюда необходимо ввести в российское законодательство понятие «право приоритета», которое как раз и будет указывать на то, что учёный, совершивший открытие, признается первооткрывателем. Также будет логически верным предоставлять ученым помимо право на приоритет, право на имя. В Положении 1959 года было закреплено право авторов на присвоение своего имени открытию или же дать специальное название открытию.

Также в отношении данного вопроса в литературных источниках говорится о том, что исключительное право должно быть обязательным в механизме интеллектуальных прав. Но данное утверждение будет спорным в РИД и для выхода из такой ситуации есть предложение отразить в законодательстве признания в определении интеллектуальных прав только личных неимущественных прав и внесения в ст. 1226 ГК РФ соответствующих изменений. (Приложение 1)


Также ряд ученых отмечают, что было неправильно исключать из ст. 1225 ГК РФ пункта исключающего научные открытия, так как это идет в противоборство Конвенции о Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности. Однако заключение договора России и Конвенции не является обязывающим договором и не является механизмом гармонизации национальных законов. В Конвенции прописан открытый перечень прав, который относится к интеллектуальной собственности. Это сделано для того, чтобы те страны, которые подписали данный договор имели свободу действий на своей территории, и руководствовались своим накопленным опытом и для того, чтобы не было соприкосновений с другими договорами и соглашениями, так как возможны расхождения.

Поэтому в Результатах Интеллектуальной Деятельности нужно четко прописать с правовой точки зрения круг объектов, которые подлежать охране, так как перечень объектов исключительного права определяется императивными нормами закона, то есть если в законе прописано, то объект охраняется, если в законе прописано, что научное открытие охраняется, то оно будет охраняться, а если нет, то не будет.

Выход из такой ситуации, виден в принятие отдельного закона, которые будет регулировать вопрос о научных открытиях. Связано это с получением авторами неимущественных прав, что будет требовать создание органа по регистрации научных открытий, в котором будет детально прописана вся процедура и регламентация научных открытий. И принятия единого закона, регулирующего правоотношения научных открытий, позволит все отношения, возникающие в ходе открытия, регистрации и использования, регулировать по единой системе.

Кроме того, преимуществом в создании отдельного закона, регулирующего права научных открытий, будет подчеркивать свободный от интеллектуальных прав характер. И создав такой закон, добавить в 1 часть ГК РФ, а именно в 8 главу научное открытие.

Создав закон о научных открытиях, необходимо также возобновить государственную регистрацию научных открытий, а значить нужно будет реализовывать и оберегать права авторов на приоритет и имя. Этой деятельностью будет заниматься авторитетный орган, который уже имеет существенный вес в данном вопросе. Нужно будет этому органу выполнять как совещательные действия внутри организации, так и осуществлять выдачу регистраций после заключения экспертизы относительно научного открытия и признания за автором приоритетности и правом за научным открытием.

В СССР существовал государственный реестр, и при внесении научного открытия в этот реестр осуществлялась выплата вознаграждения автору. На сегодня же необходимо сохранить моральную сторону автора, и сохранить все неимущественные права за автором, а также осуществить выплату единовременную при регистрации научного открытия в государственный реестр. И нужно регистрировать такие научные открытия и признавать научное открытие – открытием, которое будет менять кардинально механизм познания.