Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, сущность и виды корпораций
1.1.Понятие корпорации как корпорации как социальной общности
1.2. История возникновения и виды корпораций
Глава 2. Правовые проблемы регулирования деятельности холдингов в Российской Федерации
2.1. Применение организационной формы холдинга в современной российской экономике
2.2. Направления совершенствования законодательства о холдингах
Введение
Актуальность темы исследования. Наличие теоретических и практических проблем, связанных с особенностями правового регулирования деятельности таких интеграционных комплексов, как холдинги в условиях переходного периода, характерного для современной России, диктуют необходимость научного исследования отношений, складывающихся в сфере предпринимательской деятельности в связи с данными организационно-правовыми формами объединений.
Это обусловлено признанием допустимости функционирования в экономическом механизме страны, наряду с малыми и средними предпринимательскими структурами, крупных производственно-хозяйственных комплексов, нацеленных на обеспечение конкурентоспособности продукции предприятий наукоемких промышленных отраслей и активизацию процессов инвестирования в сферы реальной экономики.
Данное обстоятельство стало одной из главных предпосылок к законодательному закреплению в первой половине 90-х г. XX века возможности создания объединений коммерческих организаций в форме холдингов с использованием принципов построения хозяйственных систем и их поступательного развития в России.
Необходимость во всестороннем исследовании проблем правовой организации интеграционных комплексов возникла с распространением холдингов, финансово-промышленных групп и других разновидностей возможных корпоративных систем в экономике России, объединяющих субъекты предпринимательства различных организационно-правовых форм, обладающие статусом юридического лица. Существенным условием для последующего успешного решения задач правового регулирования в данной сфере является проведение детального исследования факторов, влияющих на формирование и функционирование производственно-хозяйственных комплексов, характерных для России на переходном этапе к современной структурной организации рыночной экономики страны.
Степень научной разработанности темы. Проведение настоящего исследования обусловлено недостаточностью комплексных исследований в юридической науке проблем правовой организации холдингов именно как системных производственно-хозяйственных комплексов, а также недостаточной разработанностью в науке предпринимательского права теоретических вопросов регулирования совокупности отношений, возникающих в процессе создания и деятельности подобных корпоративных объединений в сфере предпринимательства.
Цель исследования состоит в выявлении, постановке и разрешении основных проблем правовой организации корпораций и холдингов в России.
Исходя из указанной цели, в исследовании ставились и решались следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновение корпораций, понятие и виды корпораций;
- изучить особенности правосубъектности корпораций;
- дать понятие холдинга, изучить значение холдингов в современной экономике;
- проанализировать основные направления совершенствования законодательной базы функционирования холдингов.
Объект исследования – холдинги и корпорации.
Предмет исследования составляют отношения, которые складываются в процессе создания и деятельности холдингов в России, рассматриваемые с позиций науки предпринимательского права.
Методологическая и теоретическая основа исследования. При проведении исследования использовались методы анализа и обобщения научных, нормативно-правовых и практических материалов. Теоретическую основу исследования составили работы видных правоведов в области общей теории права, предпринимательского (хозяйственного) права и цивилистической науки.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, ГК РФ, НК РФ, иные общие и специальные федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Понятие, сущность и виды корпораций
1.1.Понятие корпорации как корпорации как социальной общности
В настоящее время приходится постоянно слышать о необходимости проведения реформ для повышения уровня правовой культуры российского общества и, соответственно, научного осмысления ее состояния, уровня и тенденций в сравнении с общемировыми стандартами.
При этом используется опыт проведения такого рода реформ в различных сферах жизнедеятельности общества, преимущественно заимствованный в англоязычных странах. [22.C.76] По замыслу оппонентов реформы гражданского законодательства необходимым условием успешного развития российского предпринимательского сообщества является: «Сближение статуса российских хозяйственных обществ и их участников с американскими аналогами — предпринимательскими корпорациями (business corporation — PLC и Ltd.)».
Во-первых, отметим, что во всех англоязычных странах используется для проведения таких реформ законодательство, заметно отличающееся от российской правовой системы. [18.C.33]
Во-вторых, в России еще не сложились две основные категории юридических корпораций: барристеров и солиситоров, без участия которых невозможно представить себе не только рассмотрение дела в суде, но даже юридическое консультирование и сопровождение деятельности иных корпораций других видов в любой из стран, которые можно отнести к англосаксонской правовой семье. [25.C.11]
В-третьих, при рассмотрении различных корпоративных споров в странах англосаксонской правовой системы активно используется судебный прецедент, чего до настоящего времени практически в российской юриспруденции нет. Лишь в системе арбитражных судов России, при рассмотрении корпоративных споров, в соответствии с ч. 1 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут быть использованы предусмотренные федеральным законом обычаи делового оборота [2]. В-четвертых, отсутствие еще более упорядоченной системы правовых актов составляет также отличительную от российской правовой системы особенность. [26.C.11]
Поэтому без внимания нельзя оставлять опыт регуляции практической деятельности корпораций, в том числе в сфере правового регулирования, таких европейских стран, как Италия и Германия, поскольку их правовые системы, как и российская, относятся к одной правовой семье: германо-романской, или континентальной. Несомненно, этот опыт правового регулирования повседневной деятельности корпораций может быть с наибольшей пользой использован в условиях современной России.
При этом важно учитывать, что в настоящее время в российском обществе и государстве значительное внимание уделяется именно корпорациям как объединениям граждан в экономической сфере жизнедеятельности. Но, как отмечает исследователь, к. ю. н. С. М. Рукавишников: «В настоящее время перед российским обществом и государством стоят комплексные проблемы формирования исторически новой цивилизационной культуры, складывающейся в ходе реформирования и переориентации хозяйственных, политических и законодательных процессов, проведения дальновидной социальной и правовой политики. Комплексный характер таких проблем требует и принципиально нового подхода к их формулированию и истолкованию. Комплексному подходу противостоит традиционный узкопрагматический подход в таких его разновидностях, как узкоэкономический или узкозаконнический (легистский) подходы с нацеленностью на кратковременный успех и сиюминутные выгоды» [31.C. 3].
О том, что в науке по-прежнему сохраняется узкопрагматический подход, свидетельствуют мнения отдельных ученых. Так, исследователь Д. Б. Гапоненко отмечает: «В настоящее время многие авторы рассматривают и понимают термин „корпорация“ совершенно по-разному. Однако существует ряд устоявшихся трактовок, в них общим является то, что корпорация — это союз, объединение физических лиц, предприятий для реализации совместной деятельности, являющееся юридическим лицом, в ряде стран это, как правило, акционерные общества» [17C. 13].
Из этого следует, что в своем исследовании ученый изучает вопросы деятельности иностранных корпораций в России, придерживаясь только традиционного представления о корпорациях, преимущественно, как о юридических лицах в форме акционерных обществ.
Cитуация осложняется тем, что понятие «корпорация» по- прежнему продолжает использоваться российскими законодателями лишь в узком смысле этого слова. Так, продолжает преобладать потребительский интерес граждан к деятельности корпоративных объединений, хотя гражданское законодательство, в том числе и Гражданский кодекс, регулирует не только имущественные, но и личные неимущественные отношения граждан. [26.C.22]
Как следует из содержания п. 1.2 части 1 раздела III Концепции развития гражданского законодательства РФ, которая была подготовлена на основании Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» и одобрена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 г.: «Большинство общих положений ГК о юридических лицах является общепринятым и не требует каких-либо кардинальных обновлений; лишь некоторые из них нуждаются в определенном уточнении и совершенствовании» [13].
При этом в п. 1.5 Концепции также отмечается: «Представляется желательным законодательно закрепить деление юридических лиц с точки зрения организационной структуры на корпорации (построенные на началах членства) и некорпоративные юридические лица. К первым относятся хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы и большинство некоммерческих организаций, а ко вторым — унитарные предприятия, фонды и учреждения. Это позволит урегулировать в общем виде (в определенной мере единообразно даже для коммерческих и некоммерческих организаций) не только структуру управления и статус (компетенцию) органов корпораций, но и ряд их внутренних отношений, вызывающих практические споры (возможность оспаривания решений общих собраний и других коллегиальных органов, условия выхода или исключения из числа участников и т. п.)» [13].
В качестве одной из основных целей внесения изменений в гл. 4 Гражданского кодекса РФ признается закрепление основных категорий и положений корпоративного права (с учетом опыта современного европейского континентального права) [6]. Однако большинство современных исследователей, которые занимаются проблемами деятельности корпораций, практически не пытаются объяснить, почему современное использование понятия «корпорация» значительным образом отличается от того понятия, которое складывалось на протяжении довольно длительного промежутка времени в ходе исторического развития человеческого общества, фактически признавая эти существенные отличия.
Представляется, что подобный подход нельзя признать достоверным и исторически обоснованным. Действительно, в настоящее время проблема анализа корпораций, которые можно рассматривать как социальные общности людей в их историческом развитии, заключается в обосновании необходимости возникновения несколько иного подхода к пониманию сущности понятия «корпорации», чем это принято сейчас, в современной науке. Так, С. Д. Могилевский и И. А. Самойлов отмечают: «Вместе с тем исследование понятия и сущности корпорации имеет глубокие исторические корни, причем не только в странах западного правопорядка, но и в России» и «Современное понимание термина “корпорация” далеко не соответствует его историческому значению», а также: «В России только за последние два столетия понятие и сущность того, что определялось термином “корпорация”, менялось не единожды, и каждое такое изменение вызывало широкие дискуссии» [28.C. 15].
Тем не менее объяснения причины таких различий и такой частой смены понятия и сущности термина «корпорация» в российском праве ими не дается. Кроме этого, в учебнике «Корпоративное право» отмечается: «В действующем законодательстве это понятие (корпорации) применяется крайне редко и, как представляется, крайне неудачно», а также: «В российской правовой доктрине корпорации часто рассматривают в узком значении этого понятия, а именно как коммерческие организации, для достижения целей которых необходимо соединение усилий нескольких участников, уставный капитал которых поделен на определенные доли (паи). Корпорации в узком смысле — это хозяйственные общества (акционерное, с ограниченной и дополнительной ответственностью) и производственные кооперативы» [22.C. 12].
Однако указанным коллективом авторов не объясняются причины использования понятия «корпорация» в российском праве именно в узком смысле слова, а также отличия использования понятия «корпорация» в разных значениях законодателем и в российской правовой доктрине. Приходится согласиться с мнением Н. С. Козловой: «Не случайно большинство нынешних исследователей, в том числе В. А. Белов, В. В. Долинская, В. В. Залесский, Т. В. Кашанина, Д. В. Ломакин, С. Д. Могилевский, Е. В. Пестерева, М. Ю. Тихомиров, В. А. Туманов и другие, преимущественно сосредоточились на развернутых пояснениях к действующим нормативным актам и анализе статуса отдельных субъектов предпринимательской деятельности» [21.C. 15].