Файл: Роль отечественных профсоюзов в дореформенный период и на современном рынке труда (Теоретические аспекты рынка труда).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты рынка труда
Глава 2 Отечественные профсоюзы в дореформенный период
2.1 Причины возникновения профсоюзов
2.4 Борьба профсоюзов за права рабочих в период первой русской революции
Глава 3 Отечественные профсоюзы на современном рынке труда
3.1 Сущность профсоюзов в настоящее время
3.2 Взаимодействие государства, профсоюзов, предпринимателей и трудящихся
Для того чтобы у профсоюза возникло право на представительство социально-трудовых прав и интересов гражданина, необходимо, чтобы гражданин реализовал свое право на объединение в профессиональные союзы. В соответствии с ч. 1 ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.[6] Членство гражданина в профессиональном союзе в действующем законодательстве поставлено в зависимость исключительно от его добровольного волеизъявления. Причем ч. 2 ст. 19 Конституции РФ и ст. 3 ТК РФ имеют в своем содержании запрет на ограничение прав и свобод человека и гражданина в зависимости от его членства в профессиональном союзе.[7] Такое ограничение признается дискриминацией. Однако, процесс признания дискриминационных действий в связи с членством гражданина в профсоюзе – задача весьма сложная. Едва ли найдется работодатель, который согласится заявить о преследовании работников по причине их принадлежности к профессиональному союзу. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе и право на объединение в профессиональные союзы, являются высшей ценностью, обеспечение их реализации - обязанность государства. В силу требований ст. 18 Конституции РФ право на объединение должно быть обеспечено правосудием. Как известно, заявления работников профсоюза о совершении дискриминационных действий по ограничению права на объединение являются самостоятельными доказательствами. В свою очередь лицо, издавшее правоприменительный акт, и, в частности, полномочный представитель работодателя, должны доказать документально законность принятого решения. Отсутствие документов, позволяющих исключить вывод о совершении работодателем действий по ограничению права на объединение в профсоюзы, обязывает вынести решение на основании заявлений работников и профсоюза о дискриминации в связи с принадлежностью к профсоюзу. Документально должно быть подтверждено, что не только члены одного профсоюза, но и другие работники при принятии решения находились в поле зрения правоприменителя. Причем именно полномочные представители работодателя должны представить мотивированные документы о том, что их решение обусловлено иными, чем членство в профсоюзе, обстоятельствами. Отсутствие у работодателя документов с подобной мотивировкой обязывает признать обоснованность заявления работников и профсоюза об ограничении права на объединение. Таковы общие правила реализации и защиты права работников на объединение в профессиональные союзы.
При этом, субъектом трудового права является не сама эта массовая организация работников, а ее органы на всех уровнях, начиная с низового — профсоюзного органа организации и заканчивая Федеральным — Советом Федерации независимых профсоюзов (СФНП) или другим федеральным профсоюзным органом.
Профсоюзы строятся по производственно-территориальному принципу. Они могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному признаку, учитывающему профессиональную специфику. Различаются их объединения и органы: общероссийские, межрегиональные, территориальные (республик, областей, городов, районов) профсоюзного первичного органа. Все эти органы могут быть представителями работников при соответствующих коллективных переговорах и заключении социально-партнерских соглашений.
Таким образом, профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Каждый гражданин имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Такое право на объединение в профессиональные союзы является высшей ценностью, а обеспечение и реализация этих прав - обязанностью государства.
3.2 Взаимодействие государства, профсоюзов, предпринимателей и трудящихся
Как свидетельствует опыт практически всех капиталистических стран, высшим и наиболее эффективным организационным принципом рынка труда оказывается сотрудничество между предпринимателями, профсоюзами и государством. Положения и условия договорных отношений закрепляются в трудовых и общих законодательных решениях, изменяемых и совершенствуемых по мере развития экономики и демократизации общества. Подобное сотрудничество является результатом сложившегося общественного сознания компромиссного типа, принимающего как наиболее целесообразную формулу поиска решения переговоры, нахождение взаимоприемлемых условий, учет интересов всех без исключения общественно-политических и экономических сил страны.
Трудовой договор, заключенный между работодателем и наемным работником, а также существующее законодательство выражают и защищают интересы обеих сторон, определяя оптимальные производственные условия трудовой деятельности, время, функции и интенсивность работы. Обе стороны обычно бывают единодушны в необходимости выполнения следующих основных условий кадровой политики:
-соответствие численности персонала и отдельных его категорий технико-экономическим нормам и организационным структурам предприятий и учреждений;
-привлечение кадров только в случае их квалификационного и общеобразовательного соответствия технологии материального производства и услуг;
-максимально плотная, в пределах оптимального режима, загрузка всех работников предприятий и учреждений в течение рабочего дня и недели с возможной универсализацией с этой целью труда лиц среднетехнического и более низкого уровня подготовки;
-соблюдение техники безопасности, экологической защиты и оптимальных эргономических требований, обеспечивающих высокоэффективный труд и сбережение трудовых ресурсов;
-осуществление переподготовки и переквалификации кадров согласно требованиям непрерывно развивающегося производства.
С помощью коллективных договоров профсоюзы проводят свою политику в отношении финансирования страховых фондов, размеров и длительности выплаты пособий по безработице и т. д., но редко выдвигают требования, которые могут подорвать положение предприятия, корпорации, отрасли, а следовательно в конечном итоге, и трудящихся. Заключаемые между предприятиями и профсоюзами на одном из трех уровней - национальном, отраслевом или фирменном - сроком на 1-2 года коллективные договора являются весьма эффективной формой производственно - трудовых отношений, обеспечивающих участие трудящихся в развитии экономики и предотвращающих, как правило, возникновение трудовых конфликтов и стачечной борьбы.
Коллективные договора сегодня являются, как правило, результатом не столько противоборства интересов, сколько их выявления и сглаживания различий между ними в контексте общей заинтересованности в процветании фирмы, корпораций, экономики в целом.
И предприниматели, и профсоюзы в своих требованиях исходят из научного анализа ситуации, осуществляемого собственными, независимыми исследовательскими центрами и организациями.
Самостоятельная и активная позиция трудящихся на рынке труда, достаточно ясное понимание национальных проблем позволяют им выдвигать и поддерживать конструктивные экономические и социальные программы развития. Преобладают высокое самосознание и чувство национальной ответственности, заинтересованность не только в собственном благополучии, но и - вследствие понимания значимости стратегических предпосылок для него - стремление к благополучию и развитию предприятия, фирмы, региона, страны в целом.
Наряду со всем комплексом условий труда и мер социальной защиты, зарплата, безусловно, является одним из ключевых пунктов коллективных договоров и одной из основных тем переговоров между профсоюзами и предпринимателями. Ее общее движение почти никогда не отстает от роста индекса цен на товары и услуги, часто его опережает и определяется спросом и предложением рабочей силы, ростом образования и квалификации. Но повышение зарплаты по этой причине не бывает непрерывным. Оно приостанавливается, в частности, на период действия коллективных договоров.
Профсоюзами многих стран проводится политика «солидарной» заработной платы, которая заключается в реализации принципа равной оплаты за равный труд независимо от того, на каком предприятии - высокорентабельном или низкорентабельном - трудится работник. Прибыли предприятий в значительно большей степени отличаются друг от друга, чем заработки рабочих и служащих. Такой подход позволяет в определенной мере сдерживать стремление работодателей переманивать к себе высококвалифицированных специалистов, а также желание работников сменить место работы только для того, чтобы получить более высокую заработную плату. Подобная политика лучше всего поддается реализации при заключении коллективных договоров на национальном уровне. Опыт многих стран подтверждает достижимость баланса интересов работодателей и работников, государственного и частного сектора экономики, политики регулирования и вместе с тем сохранения стабильности рынка труда. Чем выше общая и социальная культура в стране, тем легче и устойчивее согласуются интересы работодателей и трудящихся, тем выше практические достижения в развитии экономики и государства.
Важным практическим итогом действия компромиссного общественного сознания следует считать тенденцию к созданию корпорациями постоянного крупного источника средств для финансирования мероприятий по трудоустройству, подготовке и переподготовке рабочей силы в размере до 40% начислений на фонд заработной платы, относимых на себестоимость продукции. Профсоюзы, со своей стороны, на случай возникновения на предприятиях кризисных ситуаций, зачастую создают специальные фонды для переподготовки персонала (на рабочем месте, в учебном заведении) и открытия собственного дела.
Наличие довольно устойчивого социального сотрудничества в экономике не исключает периодического возникновения конфликтных ситуаций между отдельными профсоюзами, общественными и частными секторами экономики и т. д. Подобные конфликты в известной мере неизбежны при наличии различных и во многом не совпадающих отраслевых интересов и интересов отдельных предприятий. Заметна склонность отраслей и предприятий к проведению самостоятельной политики, в частности, в области зарплаты. В результате она может увеличиваться сверх согласованного уровня на 1-3 процентных пункта в течение года.
С учетом формирования профсоюзов и широкого государственного законодательства, определяющего многие параметры функционирования рынка труда, в работах западных экономистов он трактуется как рынок с резким ограничением конкуренции, а по некоторым категориям труда и полностью монополизированный. Именно подобное своеобразие монопольно-регулирующих сил рынка труда выступает в качестве фактора, воздействующего, во-первых, совместно с устойчивыми количественными различиями труда на сохранение особой жесткости в определении заработной платы, во-вторых, не только на сохранение, но и на повышение заработной платы как цены труда.
Рассмотрим основные направления взаимоотношений предпринимателей (и их объединении) и профсоюзов, в том числе и в определении заработной платы.
Решающим направлением является воздействие отраслевых профсоюзов открытого типа - нацеленных на охват всех работников отрасли. Борьба подобных профсоюзов за повышение заработной платы, распространяемая на ведущие категории наемных работников отрасли, неминуемо требует от ее ведущих фирм более или менее объединенной реакции и в согласовании приемлемых для всех них размеров заработной платы и в выработке общей рыночной, прежде всего ценовой стратегии, направленной на то, чтобы соответствующее увеличение заработной платы (и трудовых издержек в ценах) не наносило ущерба прибыльности фирм.
Вторая группа профсоюзов - так называемые профсоюзы закрытого типа - профсоюзы, основанные на требовании вступления наемных работников в их состав до и для поступления на работу. Одна из важнейших целей профсоюзов этого типа - ограничить предложение труда определенной квалификации и тем самым достичь повышения заработной платы тех работников, которые самоорганизованы в соответствующие профсоюзы.
Подобного ограничения предложения труда определенной квалификации профсоюзы закрытого типа добиваются закреплением такой системы требований к членам профсоюзов, которые часто становится невозможно выполнить значительному числу работников. Тем самым они остаются вне соответствующего профсоюза (лишаются легальной возможности претендовать на участие в труде соответствующей квалификации).
Правда, в настоящее время роль подобных профсоюзов в "чистом виде" - как профсоюзов наемных работников - минимизирована, в том числе и государством. Но в немалой степени система профсоюзов закрытого типа восполняется родственной системой лицензирования определенных профессий и на базе этих лицензий - формированием ассоциаций работников соответствующих профессий.