Файл: Роль отечественных профсоюзов в дореформенный период и на современном рынке труда (Теоретические аспекты рынка труда).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты рынка труда
Глава 2 Отечественные профсоюзы в дореформенный период
2.1 Причины возникновения профсоюзов
2.4 Борьба профсоюзов за права рабочих в период первой русской революции
Глава 3 Отечественные профсоюзы на современном рынке труда
3.1 Сущность профсоюзов в настоящее время
3.2 Взаимодействие государства, профсоюзов, предпринимателей и трудящихся
2) Отмена выкупных платежей, дешевый кредит и постепенная передача земли народу.
3) Исполнение заказов военного морского ведомства должно быть в России, а не за границей.
4) Прекращение войны по воле народа.
III. Меры против гнета капитала над трудом.
1) Отмена института фабричных инспекторов.
2) Учреждение при заводах и фабриках постоянных комиссий выборных от рабочих, которые совместно с администрацией разбирали бы все претензии отдельных рабочих. Увольнение рабочего не может 254 состояться иначе, как с постановления этой комиссии.
3) Свобода потребительно-производственных и профессиональных рабочих союзов – немедленно.
4) 8-часовой рабочий день и нормировка сверхурочных работ.
5) Свобода борьбы труда с капиталом – немедленно.
6) Нормальная заработная плата – немедленно.
7) Непременное участие представителей рабочих классов в выработке законопроекта о государственном страховании рабочих – немедленно.
Эти требования четко выражали чаяния рабочих всей страны.
Основным способом борьбы профсоюзов за права трудящихся было проведение всяческих массовых акций. Среди проведенных профсоюзами того времени массовых акций выделяются забастовки (стачки), антивоенные выступления, голодные марши, митинги, демонстрации.
Новым методом в организации практической деятельности профсоюзов, который и сегодня широко используется в практике профсоюзной работы, стала выработка конструктивной программы экономических требований. Через профсоюзы участники стачек ставили вопрос о заключении коллективных договоров на предприятиях. Повсеместно общими собраниями рабочих стали приниматься уставы профсоюзов, в которых главное место занимали экономические требования: установления 8-часового рабочего дня, повышения заработной платы, отмены сверхурочных и ночных работ, отмены сдельщины, запрещение детского труда, отмены штрафов, улучшения условий труда и быта трудящихся, особенно женщин, а также вопросы духовного и культурного развития тружеников. Помимо экономических требований, в них включались важнейшие правовые проблемы, в том числе признание властями выборных рабочих депутатов, свобода стачек, собраний, неприкосновенность личности и жилища, бесплатная юридическая помощь.
В 1905 году 8-часового рабочего дня добились рабочие в Самаре, Орле. На всех заводах морского ведомства рабочий день был сокращен до 10 часов, а в портовых мастерских до 9 часов. Определенных успехов достигли рабочие и в вопросе повышения заработной платы, которая выросла на 10%.
Особенно результативной была борьба за расширение своих прав у работников печатного дела, где влияние профсоюзов было очень велико. В это время в России происходит бурный рост выпуска печатной продукции, что связано с известной борьбой печати, ослаблением цензуры, расширением книгоиздательства. Первый редактор журнала «Профессиональный союз» В.В. Святловский подсчитал, что в Петербурге ежемесячно выходило от 120 до 150 тысяч экземпляров различных изданий только профессиональных органов. Сокращение рабочего дня, увеличение заработной платы, улучшение условий труда являлись основными требованиями любого профсоюза. В то же время у каждого были свои особенные, насущные вопросы, которые требовали разрешения.
Торгово-промышленные служащие добивались воскресного и праздничного отдыха. Архитектурно строительные рабочие, тесно связанные с деревней и являвшиеся сезонными рабочими, выступали против найма на долгие сроки. Профсоюз дворников боролся против исполнения ими полицейских функций.
Вопросы оказания рабочим разносторонней помощи со стороны профсоюзов остро встали с момента их образования. В условиях нищеты, бесправия, отсутствия государственного и муниципального страхования, медицинской и юридической помощи рабочие сразу обратили внимание на профессиональные союзы, которые, по мнению трудящихся, должны были стремиться не только к улучшению условий труда, но и помогать нуждающимся.
Перед профсоюзами встала проблема, которая не утратила своей остроты и в настоящее время: превратиться в «кассу взаимопомощи» или направить все силы и средства на защитную деятельность.
С учетом реальной российской действительности профсоюзы остановились на компромиссном варианте. Так, Вторая Всероссийская конференция профессиональных союзов отмечала, что профсоюз не в коем случае не должен превратиться в кассу взаимопомощи, а должен быть боевой организацией рабочих для борьбы за улучшение условий труда, отчисляя в особый стачечный фонд большую часть всех денежных поступлений. И все же делегаты допускали, что союзы могут устанавливать выдачу пособий на случай безработицы, дорожную помощь при переездах для поиска рабочих мест, а также накапливать средства на организацию юридической, медицинской и т.п. помощи.
В этот период оказание профсоюзами помощи безработным стало одной из наиболее трудных задач. В начале 1906 года в России насчитывалось 300 тысяч безработных: из них примерно 40 тысяч в Петербурге, 20 тысяч в Москве, 15 тысяч в Риге. Конечно, профсоюзам, еще недостаточно организованным и окрепшим, имеющим незначительные денежные средства, было очень трудной задачей оказывать реальную помощь безработным, но по возможности эта работа велась постоянно. По подсчетам председателя ЦБ профсоюзов Петербурга В.П. Гриневича, в пользу безработных к осени 1906 г. в кассу поступило около 11 тысяч рублей. В некоторых союзах, особенно в союзах булочников и кондитеров Москвы, вместо материальной помощи безработным предоставлялось бесплатные общежитие и обеды.
Административный произвол власти всячески мешал проведению культурно-просветительской деятельности профсоюзов. С одной стороны, не разрешалось проведение лекции, с другой – устанавливались гонения на “неблагонадежных” лекторов.
Но, несмотря на это, с момента своего возникновения профсоюзы начали активно заниматься культурной и просветительской работой. Отсутствие образования, неграмотность, политическое бесправие, жесткая эксплуатация обуславливали очень низкий культурный уровень самых широких рабочих масс. Уставы всех союзов ставили своей целью поднятие культурного и просветительского уровня своих членов. Во многих крупных профсоюзах появились собственные библиотеки. Из 35 Петербургских союзов в начале 1907 года они имелись у 14-ти, 22 библиотеки были сформированы профсоюзами Москвы. В целях повышения общеобразовательного и культурного уровня рабочих, охотно выделяли средства на приобретение книг, газет, журналов.
Огромные масштабы стачечной борьбы вынудило правительство пойти на уступки, что тоже, в какой-то мере можно считать результатом деятельности профсоюзов. 17 октября 1905 года Николай II подписал манифест, в котором были “дарованы” населению демократические свободы: совести, слова, собраний, партий и союзов.
Успешная стачечная борьба предприятий заставила правительство внести изменения и в правовые условия проведения забастовок. Правительственная комиссия по рабочему вопросу пришла к заключению, что забастовка есть совершенно естественное явление, органически связанное с экономическими условиями промышленной жизни. В то же время обращалось внимание на недопустимость повреждения или уничтожения имущества, чем не редко сопровождались забастовки, и за это предусматривалось наказание.
Позднее в одном из своих разъяснений сенат признал за союзами право иметь свой стачечный фонд. Но на практике губернские присутствия закрывали союзы за экономические стачки.
Глава 3 Отечественные профсоюзы на современном рынке труда
3.1 Сущность профсоюзов в настоящее время
Понятие профессионального союза дано в ст. 2 Ф3 "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 года: «Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов»[3]. Данное понятие следует признать правовым, поскольку оно закреплено в нормах законодательства.
Профсоюз является одной из основных сторон социального партнерства. Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.[4]
Правовой характер определения профессиональных союзов позволяет выделить из него обстоятельства, позволяющие признавать общественную организацию профессиональным союзом. Во-первых, к числу таких обстоятельств относится наличие добровольного общественного объединения граждан. Следовательно, членство в профсоюзе носит индивидуальный характер, и членами профсоюза могут стать исключительно физические, а не юридические лица. Для вступления в профсоюз необходимо иметь добровольное волеизъявление. Профсоюз является организацией, вступая в профсоюз гражданин заключает с ним своеобразный договор на представительство своих прав и интересов. Поэтому при вступлении в профсоюз должны быть соблюдены требования пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, устанавливающего, что сделки между гражданами и юридическими лицами заключаются в простой письменной форме. И хотя профсоюз не всегда обладает статусом юридического лица, в силу требований законодательства он признается общественной организацией, представляющей права гражданина, независимо от прохождения уведомительной регистрации, позволяющей получить данный статус. Уставы профсоюзов и их объединений (ассоциаций), положения о первичных профорганизациях утверждают сами профсоюзы. Эти акты предусматривают цели и задачи профсоюза, его структуру, другие вопросы деятельности профсоюза, его объединений.[5]
Правоспособность профсоюзов, их объединений, первичной профсоюзной организации возникает как правоспособность юридического лица с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Минюсте России или его территориальном органе.
При этом, согласно действующему законодательству профсоюзы могут создаваться без специального на то разрешения государственного органа. Профсоюзные организации вправе сделать выбор из двух вариантов возможного учреждения: 1) уведомительная регистрация и приобретение прав юридического лица и 2) без таковой. Определенные требования предъявляются только к структуре и содержанию устава профсоюза. Закон не определяет минимального числа учредителей профсоюза.
Отсутствие регистрации не является законным основанием для ограничения прав профсоюза на представительство интересов вступившего в профсоюз гражданина. В связи с чем добровольность волеизъявления гражданина на вступление в профсоюз может быть подтверждена исключительно его письменным заявлением. Во-вторых, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие профессиональный союз, относится наличие общих производственных, профессиональных интересов по роду осуществляемой деятельности у граждан, являющихся его членами. Наличие или отсутствие общих интересов с лицами, являющимися членами профессионального союза, каждый гражданин находит самостоятельно при вступлении в профсоюз. После ознакомления с уставными документами профсоюза он и может сделать вывод о том, имеются ли у него общие с другими членами профсоюза права и интересы, которые может защищать профсоюз. Свое решение гражданин также выражает либо в заявлении о вступлении в профсоюз, либо в отказе от совершения действий по вступлению в профсоюз. В-третьих, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие профессионального союза, относится представительство и защита социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза. Исходя из определения профсоюза следует, что он получает право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов в силу факта членства гражданина в профсоюзе. Никаких дополнительных документов для представительства и защиты члена профсоюза рассматриваемый Федеральный закон не требует. Объем полномочий профсоюза по представительству и защите прав его членов определяется исходя из устава профсоюза. Именно этот объем полномочий передает гражданин профсоюзу при добровольном вступлении в профсоюз. Другие полномочия могут быть переданы физическим лицом профсоюзу в установленном законодательством порядке. В зависимости от того, какие полномочия передаются гражданином профсоюзу, происходит их оформление. Специальные полномочия, например на подачу заявления от имени гражданина, оформляются путем выдачи доверенности или подачи письменного заявления в суде. Общие полномочия могут быть переданы на основании устного ходатайства гражданина. Таким образом, после подачи добровольного заявления о вступлении в профсоюз у него возникает право на представительство вступившего в профсоюз гражданина в объеме уставных полномочий без оформления каких-либо дополнительных документов на представительство. Данное правило вытекает из рассмотренного правового понятия профессионального союза. Профсоюзы со своими членами имеют не правовые, а общественно-профсоюзные отношения в соответствии с их уставом. Взаимоотношения между различными органами профсоюзов также регулируются их уставами и другими актами профсоюзов. Все это не правовые, а внутрипрофсоюзные отношения. Но отношения профсоюзов с другими органами и в первую очередь с работодателями, их администрацией по вопросам труда, социально-экономическим вопросам регулируются трудовым правом на всех уровнях социально-партнерских отношений. Здесь профсоюзы выступают и как представители работников, и как органы, наделенные определенными правами по защите интересов трудящихся. Эти отношения профсоюзов являются по их характеру организационно-управленческими.