Файл: История возникновения и развития банковского дела, его особенности в ряде стран..pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты банковских систем
1.1 Банковские нормативные акты ЕС
2. Конституционно-правовой статус центральных банков
3 Швейцарский национальный банк
3.1 Организационная структура Швейцарского национального банка
3.2 Независимость и подотчетность
В Законе установлено двойное местонахождение Швейцарского национального банка - в Берне и Цюрихе (п. 1 ст. 3 Закона о национальном банке).
В целях обеспечения деньгами Национальный банк может открывать филиалы и агентства (п. 2 ст. 3). Но на практике существует только филиал в Женеве, предоставляющий наличные деньги; бывшие филиалы в крупных городах Швейцарии (Лугано, Базеле, Лозанне, Люцерне и Санкт-Галлене) сегодня действуют в качестве представительств и управляются уполномоченными по региональным экономическим контактам. Основные задачи этих представительств - вести наблюдение за экономическим развитием и разъяснять политику Национального банка в регионах.Тот факт, что официальным местонахождением Швейцарского национального банка является и столица Конфедерации, и финансовый центр страны, обусловлен историческими причинами, а также национальными интересами Швейцарии[23].
Если в Законе о национальном банке не предусмотрено иное, в отношении Швейцарского национального банка действуют положения Кодекса обязательственного права об акционерных обществах (ст. 2 Закона о национальном банке). Швейцарский национальный банк не имеет устава; Закон о национальном банке определяет основы его организационной структуры и регулирует порядок работы общего собрания.
Швейцарский национальный банк имеет двойственный статус (хотя в литературе этот вопрос остается спорным <66>). С одной стороны, он может действовать как субъект частного права, а с другой - выступать в качестве государственного учреждения. Однако сегодняшняя точка зрения склоняется в пользу общественно-правового характера этого института.
В решении BGE 109 Ib 155 Федеральный суд требует от Швейцарского национального банка соблюдать принципы государственного права и при осуществлении действий частноправового характера. Сюда, в частности, относятся закрепленные в Конституции основные права, принцип правового равенства и запрет произвола. Решение было принято в связи с подписанием Швейцарским национальным банком правил надлежащего осуществления банковской деятельности; позднее Национальный банк отказался соблюдать эти правила. При рассмотрении другого вопроса Федеральный суд охарактеризовал Швейцарский национальный банк как "учреждение, находящееся вне федерального управления", и отказал министерству финансов в полномочиях оспаривать распоряжения Национального банка (BGE 105 Ib 355 и далее). Благодаря этому независимость Швейцарского национального банка укрепилась и на государственном уровне. Двойственный статус соответствует и характеру деятельности Швейцарского национального банка согласно Закону о национальном банке. С одной стороны, банк оказывает влияние на рыночные процессы за счет операций частноправового характера (политика открытого рынка, дисконтная, ломбардная и валютная политика), а с другой стороны, обладает государственными инструментами, собирает статистические данные, устанавливает минимальный размер резервов, контролирует платежные системы и системы осуществления сделок с ценными бумагами, поддерживает системную стабильность (№141 и далее.).
3.2 Независимость и подотчетность
Значение организационной формы Швейцарского национального банка как независимого акционерного общества было отмечено Федеральным советом в ходе реформы валютной системы. Как сказано в письме Федерального совета, сегодняшний "опыт подтверждает, что эмиссионный банк тем успешнее обеспечивает ценовую стабильность, чем более он независим в функциональном, институциональном и персональном отношении". Эта независимость соответствует и европейской тенденции.
Деньги могут выполнять свои функции - функции платежного средства, расчетной единицы и резерва стоимости - только в том случае, если их стоимость остается постоянной. Поэтому международное развитие идет к тому, чтобы с помощью соответствующих механизмов усиленно защищать институты, наделенные денежной монополией, от воздействий со стороны национального правительства. Так, статья 107 Маастрихтского договора (и ст. 7 Протокола N 4) провозглашает независимость Европейского центрального банка, как и национальных эмиссионных банков, от органов Сообщества, правительств государств - членов ЕС или других организаций. Это сделано для того, чтобы Европейская система центральных банков могла выполнять свою задачу без учета национальных и иных чуждых делу интересов. Стремясь соответствовать европейским требованиям, различные страны - члены ЕС в последние годы изменили свое законодательство таким образом, что центральные банки перестали подчиняться правительствам в вопросах монетарной политики (BBI 1996 III 32).(О Европейском центральном банке см. § 4 N 21 и далее.)[24]
Закон о национальном банке конкретизирует на законодательном уровне принцип независимости Швейцарского национального банка, введенный в Федеральную конституцию: Национальному банку в рамках выполнения его ключевых задач, связанных с монетарной и валютной политикой, запрещено получать указания от Федерального совета, федерального собрания или иных органов. Такая независимость позволяет Центральному банку автономно принимать решения по основным вопросам, входящим в его компетенцию согласно п. п. 2 a - e ст. 5 Закона о национальном банке. Эта независимость уравновешивается предусмотренной в законе обязанностью банка регулярно отчитываться о своей деятельности перед Федеральным советом и федеральным собранием (п. п. 1 и 2 ст. Закона о национальном банке).
Закон о национальном банке устанавливает основные принципы информационного обмена между Национальным банком, Федеральным советом и федеральным собранием. Годовой отчет и годовой баланс Швейцарского национального банка утверждаются Федеральным советом (последнее предложение п. 1 ст. 7 Закона о национальном банке), что обусловлено подотчетностью Центрального банка и является обратной стороной его финансовой независимости. Однако Федеральный совет не вправе вмешиваться в его финансовую деятельность. Таким образом, обеспечивается автономия Национального банка.
Кроме этого, Национальный банк должен регулярно докладывать парламенту или соответствующим комиссиям об экономическом положении и о проводимой монетарной и валютной политике (п. 2 ст. 7 Закона о национальном банке).
Наконец, новый Закон обязывает Швейцарский национальный банк информировать общественность о своей монетарной и валютной политике и сообщать о своих намерениях в этой сфере (п. 3 ст. 7). Можно только приветствовать законодательное закрепление работы с общественностью, которую Швейцарский национальный банк выполняет уже многие годы (пресс-конференции проводятся раз в полгода; публикуются содержательные отчеты о деятельности банка; работает чрезвычайно информативный и удобный интернет-сайт), - это повышает прозрачность его работы и усиливает доверие к нему. С 2003 г. в рамках работы с общественностью ежегодно публикуется отчет о стабильности финансовых рынков. В этом экономическом отчете Национальный банк указывает на напряженность или неравновесие на финансовом рынке, которые могут угрожать стабильности. Анализируются тенденции, в значительной мере влияющие на устойчивость финансовой системы, которую Швейцарский национальный банк призван поддерживать согласно подп. e п. 2 ст. 5 Закона о национальном банке. Отдельные финансовые институты рассматриваются в отчетах Центрального банка только в том случае, если это необходимо для понимания общей картины.
3.3 Органы Швейцарского национального банка
Переработанный Закон о национальном банке сделал структуру надзорных и контрольных органов Швейцарского национального банка более стройной и простой. Функции надзора возложены на общее собрание акционеров, наблюдательный совет и ревизионную комиссию (ст. 33 Закона о национальном банке). Прежний банковский комитет и локальные комитеты (ст. 28A прежнего Закона о национальном банке) ликвидированы.
В силу публично-правового статуса Национального банка полномочия общего собрания акционеров в нем меньше, чем в частноправовом акционерном обществе (см. ст. 36 Закона о национальном банке, где приводится исчерпывающий перечень полномочий).
На наблюдательный совет возложен общий надзор за текущей деятельностью банка. Новый Закон о национальном банке сократил количество членов наблюдательного совета. Теперь их 11 (вместо прежних 40) (ст. 39 Закона о национальном банке). Они контролируют деятельность Швейцарского национального банка и выполняют задачи, перечисленные в ст. 42 Закона о национальном банке.
Большинство членов наблюдательного совета (шестеро) избираются Федеральным советом. Остальные назначаются общим собранием акционеров (п. 1 ст. 39 Закона о национальном банке).
Текущей деятельностью банка управляет совет директоров (ст. 43 Закона о национальном банке). Он состоит из трех членов, имеющих равные права, и является высшим руководящим и исполнительным органом Швейцарского национального банка. Члены совета директоров избираются Федеральным советом по предложению наблюдательного совета сроком на шесть лет (п. 2 ст. 43 Закона о национальном банке). Выборы нового члена совета директоров всегда имеют политический характер, так как все партии, представленные в Федеральном совете, стремятся к представительству в этом органе. Правомерность избрания совета директоров Федеральным советом вызывает споры, поскольку такой порядок затрагивает установленную в конституции и законодательстве независимость Швейцарского национального банка, избрание "подходящего" кандидата позволяет влиять на монетарную политику. Федеральный совет не признает для себя обязательными рекомендации наблюдательного совета.
Основная задача Швейцарского национального банка - проведение монетарной и валютной политики в общих интересах страны (п. 2 ст. 99 Федеральной конституции). Новый Закон о национальном банке так конкретизирует и дополняет эту задачу (п. п. 1 и 2 ст. 5 Закона о национальном банке): В противоположность этому в прежней Федеральной конституции в качестве других ключевых задач Швейцарского национального банка назывались регулирование денежного обращения и облегчение платежного оборота; см. п. 3 ст. 39 прежней Федеральной конституции. Выполнение этих задач, как и прежде, поручено Национальному банку (на основании п. 1 ст. 2 Закона о национальном банке), но без специального упоминания в конституции[25].
1. Национальный банк проводит монетарную и валютную политику в общих интересах страны. Он обеспечивает стабильность цен. При этом Национальный банк должен учитывать динамику экономической конъюнктуры.
2. В этих рамках банк выполняет следующие задачи[26]:
a) Обеспечивает ликвидностью денежный рынок швейцарских франков.
b) Обеспечивает снабжение наличными деньгами.
c) Облегчает и обеспечивает функционирование безналичных платежных систем.
d) Управляет валютными резервами.
e) Обеспечивает стабильность финансовой системы.
Заключение
Практика банковского дела за рубежом представляет большой интерес для складывающейся в России новой хозяйственной системы. Построение нового банковского механизма возможно лишь путем восстановления принципа функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночных банковских структур. Поэтому столь важным представляется изучение зарубежной практики организации банковских систем, которые продемонстрировали свою высокую эффективность, во первых, понятие банковского бизнеса может изменяться с течением времени; во-вторых, если суд посчитает, что данный финансовый институт вовлечен в банковских бизнес в данном месте, это не обязательно будет справедливо для аналогичной деятельности, осуществляемой в другом месте (например, в ирландских и австралийских судах принимались решения, согласно которым организация рассматривалась как ведущая банковский бизнес в ситуации, когда она только принимала депозиты и выдавала кредиты, но не вела текущие счета - английский суд вряд ли бы принял такую позицию); в-третьих, существенное значение может иметь репутация института в деловом сообществе.
Характерной чертой банковской системы является наряду с концентрацией банков их достаточно широкая специализация в лице центральных (эмиссионных), коммерческих, инвестиционных, ипотечных, сберегательных и других. Отсюда, с одной стороны, конкурентная борьба банков за привлечение ресурсов, за надежную и выгодную клиентуру, за высокие доходы, с другой стороны, стремление усилить государственное регулирование деятельности банков (в отношении клиентуры, банковских процентов и др.). В современных условиях важную роль в мировой экономике играют е международные кредитно- финансовые организации. Их деятельность во многом способствует укреплению мирохозяйственных связей и активизации участия стран в международных валютно-кредитных отношениях. Международные кредитно- финансовые организации (МФО) являются ключевым элементом институциональной основы международной финансовой системы. Обладая значительным объемом финансовых ресурсов, они оказывают заметное влияние на экономическое развития и изменяют условия организации международного бизнеса в странах и регионах мира.