Файл: История возникновения и развития банковского дела, его особенности в ряде стран..pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты банковских систем
1.1 Банковские нормативные акты ЕС
2. Конституционно-правовой статус центральных банков
3 Швейцарский национальный банк
3.1 Организационная структура Швейцарского национального банка
3.2 Независимость и подотчетность
Обратим внимание: закон не устанавливает каких-либо более детальных правил для оценки данных вопросов, на уровне закона устанавливаются только общий критерий (критерий в общей форме, без детализации) и право лицензирующего органа решить вопрос на основании этого критерия.
2. Конституционно-правовой статус центральных банков
В настоящее время большая часть центральных банков обладает независимым конституционно-правовым статусом: они не входят в структуру органов государственной власти, вмешательство в их деятельность недопустимо; они наделены правом самостоятельно определять политику в денежно-кредитной сфере и принимать решения без консультаций с какими-либо иными государственными органами. Такой статус центральных банков позволяет обеспечивать устойчивость национальных валют и стабильность цен, что, в свою очередь, придает мощный импульс для общего экономического роста.
Идея независимости центральных банков была выдвинута в XIX в., но конституционной реальностью она стала только во второй половине XX в. Все большее число стран предоставляет своим центральным банкам независимый статус, тем самым лишая политические ветви власти (правительство и парламент) права решать вопросы денежной эмиссии, кредитования, контроля за банковской сферой. В результате практически во всех этих странах укрепились позиции национальной валюты, существенно снизился уровень инфляции.
Сказанное подтверждает пример Великобритании. В 1997 г. правительство лейбористов предоставило Банку Англии независимый статус, что позволило решить многие экономические задачи: обеспечить устойчивость валюты, низкий уровень инфляции, сократить государственный долг, создать более привлекательный инвестиционный климат. К июню 2001 г. уровень безработицы в стране упал до самой низкой отметки за последние 25 лет. Успешное решение экономических задач не только укрепило положение правительства Т. Блэра, но и позволило партии лейбористов в июне 2001 г. одержать победу на парламентских выборах[18].
В уже упоминавшемся отчете Всемирного банка, в частности, сказано: "Центральные банки часто продолжают эффективно работать и сохраняют свой уровень компетентности, даже когда все остальные государственные институты пришли в упадок... Они меньше испытывают политическое вмешательство и имеют ограниченный, но в то же время четкий круг задач, получают адекватные ресурсы, а их кадры - подготовку. И наконец, их сотрудники обычно зарабатывают больше, чем их коллеги из других государственных органов".
Анализируя статус центральных банков, обратимся к опыту Европейского сообщества, которое, обобщив и применив тенденции мирового развития, следующим образом закрепляет принцип независимости Европейского центрального банка и центральных банков государств - участников Сообщества: "При исполнении полномочий и при осуществлении задач и обязанностей, возложенных на них настоящим Договором и Уставом Европейской системы центральных банков, ни Европейский центральный банк, ни национальные центральные банки, ни какой-либо член их руководящих органов не должны испрашивать или получать указания от институтов или органов Сообщества, от любого правительства государства - участника Сообщества, а также от каких-либо иных органов. Институты и органы Сообщества, а также правительства государств - участников Сообщества принимают на себя обязательства уважать этот принцип и не пытаться влиять на членов руководящих органов Европейского центрального банка или национальных центральных банков при осуществлении ими своих задач" (ст. 108). При этом Договор требует, чтобы национальное законодательство государств - участников Сообщества было приведено в соответствие с установленными требованиями: "Каждое из государств - участников Сообщества обязуется обеспечить... соответствие национального законодательства, а также уставов национальных центральных банков требованиям настоящего Договора и Устава Европейской системы центральных банков" (ст. 109). Эти требования были реализованы в конце XX в. как в конституционных, так и в законодательных нормах государств Европейского сообщества.
Например, в Законе от 1 июня 1994 г. "Об автономии Банка Испании" не только провозглашен принцип независимости Центрального банка, но и введен ряд дополнительных гарантий его соблюдения. В преамбуле Закона, в частности, установлено: "Казначейство не может превышать свой кредит на счетах в Банке даже на временной основе, поскольку это лишает Банк его инициативы в процессе эмиссии денег... В области денежной политики Банк не должен получать указаний от Правительства или министра экономики и финансов, что позволит ему осуществлять свою политику в интересах главной цели - поддержания стабильности цен... Срок полномочий руководителя Банка должен быть достаточно продолжительным и не должен пересматриваться; основания его возможного смещения должны быть строго определены"[19].
Закон от 27 марта 1998 г. "О Банке Финляндии" предусматривает: "Банк Финляндии является независимым органом, который учрежден в соответствии с публичным правом и... действует как часть Европейской системы центральных банков"[20].
Независимый статус был предоставлен центральным банкам не только в государствах Европейского сообщества, но и во многих других странах мира.
Банк Англии, как и центральные банки других стран, в настоящее время находится в центре финансовых и экономических перемен, требующих от них новых усилий по адаптации к меняющимся условиям. Это вызывает необходимость внесения принципиальных изменений в их функции, организацию и технологию, а также радикально нового подхода к межбанковской кооперации и международному сотрудничеству.
Многочисленные функции, которые выполняет Банк Англии можно разделить на две группы[21]:
1) прямые профессиональные обязанности, вытекающие из банковского статуса (депозитно-ссудные, расчетные и эмиссионные операции);
2) контрольные функции, с помощью которых государство осуществляет вмешательство в денежно-кредитную систему, пытаясь воздействовать на ход экономических процессов.
В этой своей роли Банк Англии выступает, опираясь главным образом на традиции, а не на правовые нормы. Разнообразные правила и процедуры, регламентирующие деятельность кредитно-банковских учреждений, установлены в порядке “ джентльменских соглашений” между этими учреждениями и Банком Англии.
Существует множество функций Банка Англии, но все они призваны к достижению трех главных целей. Среди них:
- Поддержка стоимости национальной валюты, главным образом с помощью операций на рынке, согласованных с правительством, - другими словами, осуществление денежной политики;
- Обеспечение стабильности финансовой системы через прямой контроль над банками и участниками финансовых рынков и обеспечение устойчивой и эффективной системы платежей;
- Обеспечение и повышение эффективности и конкурентоспособности финансовой системы внутри страны и укрепление позиций в качестве ведущего международного финансового центра.
Как любой другой банк, Банк Англии предоставляет ряд услуг своим клиентам. Однако клиенты Банка Англии отличаются от клиентов других банков. Можно выделить три наиболее важные группы клиентов:
- Коммерческие банки. Все клиринговые банки имеют счета в Банке Англии. В операциях клиринга используются счета клиринговых банков в Банке Англии. Банки обязаны иметь определенную сумму на счете, и не имеют права превышать ее. (Все банки, осуществляющие деятельность в Великобритании, содержат 0,35 % от суммы всех своих депозитов на счете (депозите) Банка Англии). Эта норма резервов и обеспечивает главный источник дохода Банка Англии.
- Центральные банки других стран имеют счета и держат золото в Банке Англии и могут вести дела в Лондоне через Банк Англии.
- Правительство держит счета в Банке Англии, таким образом, платежи, налоги в бюджет и платежи из бюджета на социальные нужды проходят через счета Банка Англии.
В соответствии с вышесказанным можно выделить функции Банка Англии:
- Банк Англии служит банком для коммерческих банков.
- Банк Англии служит банком для других центральных банков.
- Банк Англии служит банком для правительства.
- Осуществление монетарной политики. Банк Англии советует по поводу методов политики и ответственен за ее выполнение.
- Осуществление эмиссии банкнот.
- Осуществление валютных операций и контроля, управление золотовалютными резервами страны от имени Казначейства.
- Осуществление надзора за кредитными учреждениями, валютными и кредитными рынками - в целом за банковской системой.
Банк Англии обладает формальной независимостью от правительства, хотя работает под руководством Министерства Финансов. Срок полномочий управляющего Банка Англии не зависит от сиены правительства.
Вторым уровнем Британской банковской системы являются коммерческие банки и финансовые компании.
Проанализировав итоги финансового кризиса, Великобритания проводит глубокую реформу банковского права, чтобы создать юридические инструменты для решения проблемы "Too big to fail". Решающую роль здесь играют работы независимой комиссии по банкам (Independent Commission on Banking) под председательством бывшего главного экономиста Bank of England Джона Викерса. "Комиссия Викерса" сформулировала следующие основные рекомендации: банки должны отделить обслуживание частных клиентов, а также малого и среднего бизнеса от более рискованных международных инвестиционных операций и сформировать соответствующие особые структуры, обладающие юридической и экономической самостоятельностью, но объединенные в рамках одного концерна. Благодаря этому конкурсное производство инвестиционного банка (как наихудший вариант развития событий) не нанесет ущерба базовым функциям финансового центра, и налогоплательщикам не придется расплачиваться за убытки. Кроме того, банки, имеющие системную значимость, должны зарезервировать фиксированные собственные средства в размере 10% для защищенного основного направления бизнеса (капитал первого уровня) - это намного больше минимальной границы, установленной стандартом "Базель-III". Согласно требованиям комиссии Викерса общий размер собственных средств, обеспечивающих поглощение убытков, должен составлять от 17 до 20%. Эти средства могут включать в себя условный конвертируемый капитал или условно конвертируемые облигации. Предусмотрен длительный переходный период. Предлагаемые реформы планируется провести до мая 2015 г. После этого банки начнут применять новый порядок постепенно. Весь процесс завершится к 2019 г.
3 Швейцарский национальный банк
3.1 Организационная структура Швейцарского национального банка
Акционерное общество с особым законодательным статусом. В отличие от центральных банков многих стран, Швейцарский национальный банк не является государственным институтом. Это самостоятельная организация в форме акционерного общества с особым законодательным статусом, установленным на уровне федерального права (п. 1 ст. 1 Закона о национальном банке). Решение в пользу акционерного общества и против государственного банка (альтернативный вариант, основанный на соответствующей статье прежней Конституции; см. ст. 39 прежней Федеральной конституции) было принято - после долгих обсуждений - в целях повышения независимости Швейцарского национального банка. Вероятно, свою роль сыграли и факторы международно-правовых отношений, так как возможности конфискации имущества центрального банка, отделенного от государства, ограничены.[22]
Швейцарский национальный банк располагает акционерным капиталом в размере 25 млн. швейцарских франков (п. 1 ст. 25 Закона о национальном банке; ранее эта сумма составляла 50 млн. швейцарских франков, см. п. 1 ст. 5 прежнего Закона о национальном банке). Капитал разделен на именные акции, торгуемые на бирже.
В реестр акционеров вносятся лица, владеющие не более чем 100 акциями (п. 2 ст. 26 Закона о национальном банке). Это условие не распространяется на швейцарские корпорации и государственные учреждения, а также кантональные банки (п. 2 ст. 26). Если ранее акционерами Швейцарского национального банка могли быть только граждане Швейцарии и швейцарские юридические лица, то теперь такое ограничение отменено (т. 7 прежнего Закона о национальном банке).
Государственные учреждения (кантоны, кантональные банки и публично-правовые корпорации) являются сегодня держателями около 55% акций Швейцарского национального банка (в качестве компенсации за отмену их прежнего права на выпуск банкнот). Остальные акции находятся по большей части в собственности частных лиц. Примечательно, что сама Конфедерация не владеет акциями Национального банка, хотя соответствующего запрета не существует.