Файл: История возникновения и развития банковского дела, его особенности в ряде стран..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Банковская система - это совокупность различных видов банков и банковских институтов и их взаимосвязи, существующие в той или иной стране в определенный исторический период.

Характерной чертой банковской системы является наряду с концентрацией банков их достаточно широкая специализация в лице центральных (эмиссионных), коммерческих, инвестиционных, ипотечных, сберегательных и других. Отсюда, с одной стороны, конкурентная борьба банков за привлечение ресурсов, за надежную и выгодную клиентуру, за высокие доходы, с другой стороны, стремление усилить государственное регулирование деятельности банков (в отношении клиентуры, банковских процентов и др.). В современных условиях важную роль в мировой экономике играют е международные кредитно- финансовые организации. Их деятельность во многом способствует укреплению мирохозяйственных связей и активизации участия стран в международных валютно-кредитных отношениях. Международные кредитно- финансовые организации (МФО) являются ключевым элементом институциональной основы международной финансовой системы. Обладая значительным объемом финансовых ресурсов, они оказывают заметное влияние на экономическое развития и изменяют условия организации международного бизнеса в странах и регионах мира.

Предмет работы – процесс законодательства банковских систем европейских государств.

Объектом работы являются международные финансово-кредитные организации.

Актуальность темы определила цель и задачи курсовой работы.

Цель курсовой работы – исследование характеристики банковских систем европейских государств.

Для достижения поставленной цели в работе последовательно решены следующие задачи:

  • раскрыть теоретические аспекты банковских систем, банковские нормативные акты,
  • рассмотреть законодательство Франции,
  • исследовать конституционно-правовой статус центральных банков.
  • описать Швейцарский национальный банк, организационную структуру Швейцарского национального банка, независимость и подотчетность, органы Швейцарского национального банка

Методологические основы и методы исследования. Теоретическую базу исследования составляют источники научно - правовой литературы в области проблемы исследования.

Структура работы соответствует поставленным целям и задачам, состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.


1 Теоретические аспекты банковских систем

1.1 Банковские нормативные акты ЕС

Банковская система - это совокупность различных видов банков и банковских институтов и их взаимосвязи, существующие в той или иной стране в определенный исторический период.

Банковские системы используются для решения текущих и стратегических задач[1]:

  1. обеспечения экономического роста;
  2. регулирования инфляции;
  3. регулирования платежного баланса.

Характерной чертой банковской системы является наряду с концентрацией банков их достаточно широкая специализация в лице центральных (эмиссионных), коммерческих, инвестиционных, ипотечных, сберегательных и других. Отсюда, с одной стороны, конкурентная борьба банков за привлечение ресурсов, за надежную и выгодную клиентуру, за высокие доходы, с другой стороны, стремление усилить государственное регулирование деятельности банков (в отношении клиентуры, банковских процентов и др.)

Современные кредитно-банковские системы имеют сложную, многозвеньевую структуру. Если за основу классификации принять характер услуг, которые учреждения финансового сектора предоставляют своим клиентам, можно выделить три важнейших элемента кредитной системы[2]:

  1. центральный (эмиссионный банк);
  2. коммерческие банки;
  3. специализированные финансовые учреждения (страховые, сберегательные и т.д.).

В ходе исторического развития возникли сегментированные и универсальные банковские системы.

Сегментированная система предполагает жесткое законодательное разделение сфер операционной деятельности и функций отдельных видов финансовых учреждений.

При универсальной структуре закон не содержит ограничений относительно отдельных видов операций и сфер финансового обслуживания. Все кредитно-финансовые институты могут осуществлять любые виды сделок и предоставлять клиентам полный набор услуг. Такой тип универсальных банков сложился в Великобритании. Большую роль в функционировании банковского сектора играет высокая степень самоконтроля финансовых институтов, строгое соблюдение ими обычаев и традиций, выработанных банковским сообществом.


Переплетение функций различных видов кредитных учреждений и популярность универсального типа банка создает известные трудности для определения понятий "банк" и "банковская деятельность". Можно констатировать, что на уровне банковского законодательства ЕС была выработана модель подхода к кредитному институту как субъекту банковской деятельности, состоящая из двух частей[3]:

1) общего определения кредитного института с указанием на основное содержание его бизнеса;

2) минимального перечня банковских операций, которые вправе совершать кредитный институт (в том числе на территории других государств Сообщества в силу принципа взаимного признания).

Определение приобрело достаточно стабильный характер в банковском праве ЕС, поскольку впоследствии было заимствовано консолидированными директивами без изменений. Подход банковского права ЕС к данному вопросу был перенят большинством государств - членов ЕС. Банковскому праву Европейского союза известны несколько субъектов, вовлеченных в сферу банковской деятельности и, соответственно, банковского права. Центральное место среди таких субъектов занимает кредитный институт.[4]

Понятие кредитного института в банковском праве ЕС формировалось постепенно, в процессе принятия Первой и Второй банковских директив.

Первая банковская директива - Директива 77/780/ЕЕС от 12 декабря 1977 г. о координации законов, постановлений и регулятивных положений, относящихся к учреждению и ведению бизнеса кредитных институтов; Вторая банковская директива - Директива 89/646/ЕЕС от 15 декабря 1989 г. о координации законов, постановлений и регулятивных положений, относящихся к учреждению и ведению бизнеса кредитных институтов.

На первом этапе - в Первой банковской директиве было дано собственно определение кредитного института, а на втором этапе, с принятием Второй банковской директивы, это определение дополнилось перечнем операций, совершаемых кредитным институтом. С тех пор в праве Европейского союза можно говорить о модели подхода к понятию "кредитный институт", состоящей из двух составляющих: собственно определения и перечня операций, которые осуществляет кредитный институт. Первая банковская директива определила кредитный институт как "предприятие, чей бизнес состоит в приеме от неопределенного круга лиц депозитов или иных средств с обязательством возврата и предоставлении кредитов за свой счет" (Статья 1 Директивы 77/780/ЕЕС)[5]


В данном определении выделяется ряд существенных признаков, которые характеризуют организацию в качестве кредитного института.

Во-первых, речь идет о приеме депозитов. Законодатель ЕС разделяет широкий подход к понятию "депозит". По этой причине данное понятие и дополнено фразой "или иных средств с обязательством возврата", с тем чтобы исключить неоправданно узкую трактовку понятия "депозит", сводя его только к традиционному банковскому вкладу. Данный подход отмечен и в преамбуле Первой банковской директивы, согласно которой сфера мер по координации деятельности кредитных институтов "...должна быть максимально широкой, включающей все институты, чей бизнес состоит в получении средств от неопределенного круга лиц с обязательством возврата, будь-то в форме депозитов или в других формах, таких как систематический выпуск облигаций и других подобных ценных бумаг" (Преамбула Директивы 77/780/ЕЕС). Этот широкий подход впоследствии был подтвержден и в практике Суда Европейских сообществ. Так, в связи с делом С-366/97 суд при решении вопроса об отнесении спорного финансового инструмента к понятию "депозит" для целей банковских директив исходил из следующего[6]:

- одной из основных задач банковских директив является защита сбережений. Эта задача может быть решена только при максимально широкой трактовке понятия "депозит и другие средства с обязательством возврата", поскольку кредитные институты постоянно изобретают новые инструменты и допущение узкой трактовки данного понятия свело бы на нет задачу защиты сбережений;

- банковский сектор является особо чувствительным с точки зрения защиты интересов потребителей, и потребители должны быть максимально защищены от нанесения им ущерба в ходе осуществления банковских сделок.

Под депозитом и иными средствами на возвратной основе следует понимать не только те инструменты, которые предполагают возврат средств в силу самой своей природы, например классический банковский вклад, но и те, которые, не обладая данным свойством, являются предметом сделки, в которой обязательство возврата средств следует из контрактных положений.

Во-вторых, организация должна быть вовлечена в процесс предоставления кредитов. Директива прямо не указывает источник кредитных ресурсов, но по смыслу данной статьи следует допустить толкование, что имеется в виду предоставление кредитов из средств, привлеченных в качестве депозитов. Обратим внимание, что определение говорит о приеме депозитов и предоставлении кредитов стилистически как о взаимосвязанном процессе, при котором вполне логично допущение, что средства, привлеченные в качестве депозитов, являются источником для кредитных ресурсов.


Третьим признаком является то, что прием депозитов и выдача кредитов являются бизнесом организации. Буквальное содержание фразы "чей бизнес состоит" позволяет толкование, согласно которому именно в этой деятельности должен состоять основной вид деятельности кредитного института[7]. Из этого следуют два вывода.

При оценке определения кредитного института в праве ЕС необходимо отметить следующее. Определение кредитного института принималось на уровне директив ЕС в ситуации, когда в странах, входящих в Сообщество, существовал банковский бизнес, который осуществлялся различными организациями, различающимися по своей структуре, характеру собственности, специализации в рамках банковского сектора. В этих условиях дать единое определение кредитного института, которое было бы универсальным для всех банковских институтов, ведущих бизнес в государствах, на которые распространяли свое действие директивы ЕС, было бы трудноразрешимой задачей. Более реальной задачей для банковского права ЕС являлось достижение минимальной гармонизации регулирования банковского сектора в соответствующих европейских странах. В свою очередь, целью этой гармонизации являлось создание общего рынка банковских услуг в рамках ЕЭС, в связи с чем необходимо было внедрить принципы свободы учреждения и оказания услуг в сферу банковской деятельности.[8] Другими словами, для создания общего рынка банковских услуг необходимо было отменить дискриминационные ограничения в определенных юрисдикциях по отношению к кредитным институтам из других стран, однако это невозможно было сделать в условиях отсутствия общего, гармонизированного подхода к сфере банковских услуг, в том числе к определению субъектов, оказывающих эти услуги.

Разница в банковском регулировании, в самом широком смысле, между государствами-членами была такова, что простой факт установления для кредитного института из другого государства-члена такого же режима, что и для местных кредитных институтов, в соответствии с принципами, установленными в статьях 52 и 59 Договора, не мог обеспечить существование общего рынка.

Поскольку банковский сектор традиционно являлся особо строго регулируемым сектором экономики в разных странах, то установление общего режима для банковских институтов в рамках всего Сообщества являлось непростой задачей, и на первом этапе речь могла реально вестись только о минимальной гармонизации банковского законодательства государств - членов ЕС. Именно на это была направлена Первая банковская директива, и в части общего определения кредитного института эта задача может рассматриваться в качестве выполненной. По оценке того же П. Кларотти, Первая банковская директива "дала общее широкое определение "кредитного института", подчинив все таковые одинаковому регулированию, последствием чего стало затруднение дискриминационной трактовки между различными типами кредитных институтов, обеспечивая этим путем более равные условия конкуренции". Наряду с этим такое определение "подчеркнуло принцип, согласно которому все кредитные институты должны иметь право осуществлять все операции, относящиеся к этой индустрии, тем самым поддерживая тенденцию деспециализации кредитных институтов, в пользу чего высказывались представители многих кругов"[9].