Файл: Система налогового учета (Налоговый учёт в решении задач налогового планирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налоговое планирование в настоящее время становится неотъемлемой составляющей любой деятельности, которая связана с финансами. Серьезная конкурентная борьба вынуждает хозяйствующие субъекты грамотно вести налоговый учет, и при этом максимально оптимизировать свои расходы и в первую очередь налоговые платежи.

Целью налогового планирования является уплата налогоплательщиком минимально возможной суммы налогов в максимально возможный срок при абсолютном соблюдении закона. Налоговое планирование со стороны собственника можно рассмотреть, как стремление обезопасить свое имущество, в том числе денежные средства. Достичь поставленных целей можно не только за счет полного знания и применения отрицательных и положительных сторон законодательства, но также и за счет грамотного и правильного использования всех звеньев оптимизации налогообложения.

Одна из таких составляющих – это ведение налогового и бухгалтерского учета, а также взаимодействие между ними. Собственник должен знать, что взаимодействие между двумя вышеупомянутыми учетами должно строго соответствовать нормативно-правовым актам, а также очень важен постоянный мониторинг изменений в законодательстве о налогах и сборах и быстрое реагирование на данные изменения. Разумеется, для ведения учета по налогам, данные бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности должны позволять получать всю необходимую информацию.

В свою очередь, налоговый учет выступает как система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствие с порядком, установленным главой 25 Налогового Кодекса Российской Федерации. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения финансовых операций.

Целью исследования выступает анализ системы налогового учета на примере ПАО «Сбербанк России».

В соответствии с поставленной целью обозначены задачи курсовой работы:

1) изучить сущность налогового учета,

2) рассмотреть налоговый учет с позиции инструмента налогового планирования;

3) провести анализ налоговой нагрузки ПАО «Сбербанк России»,

4) проанализировать организацию налогового учета в данном банке;

3) выявить проблемы организации налогового учета и определить основные направления его совершенствования.

Объект исследования - ПАО «Сбербанк России».


Предмет исследования – система налогового учета для оптимизации налоговых платежей.

В курсовой работе рассмотрены данные по трем календарным годам. Границами исследования являются 2017 – 2019 годы.

Методологической основой для исследования послужили научные издания известных отечественных ученых и зарубежные источники. В качестве теоретической базы исследования были использованы труды таких авторов, как Кругляк З.И., Лермонтов Ю.М., Муравлева Т.В., Оканова Т.Н., Суглобов А.Е. и других.

Информационной базой выступили официальные статистические данные, годовая бухгалтерская отчетность, аудиторское заключение к годовой бухгалтерской отчетности, а также пояснительная информация к годовой бухгалтерской отчетности и нормативно-правовые акты Российской Федерации.

В исследовании применялись методы системного и сравнительного анализа финансовой отчетности, анализ и изучение научной литературы, схематические интерпретации рассматриваемых изменений.

Глава 1. Сущность системы налогового учёта и особенности ее организации

1.1. Понятие налогового учёта, его сущность и общие положения

В Российской Федерации инициатива выделения налогового учёта из системы бухгалтерского учёта принадлежит специалистам из контролирующих органов. Именно эти специалисты стали считать, что потребность в налоговом учете вызвана разнообразием, а также сложностью выявления объектов и исчисления показателей, которые необходимы для определения точного размера налоговых обязательств и представления их в налоговой отчетности.

Налоговый учёт получил свой официальный статус в 2002 году с вступлением в силу 25 главы Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) «Налог на прибыль организаций». В соответствии с НК РФ под налоговым учетом понимается «система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом» [2, ст. 313].


Цель налогового учёта заключается в правильности и максимальной достоверности учёта расчетов между организациями, хозяйствующими субъектами, либо коммерческими банками с государственными органами. А также, перед налоговым учётом стоит такая цель, как обеспечение информацией как внутренних, так и внешних ее пользователей для контроля своевременности, правильности и полноты уплаты и исчисления в государственный бюджет. Налоговый учет осуществляется с целью формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения. В банке же налоговый учет осуществляется для целей налогообложения банковских операций.

Одной из главных задач налогового учёта является установление суммы платежей в государственный бюджет и задолженность перед ним по налогу на прибыль на определенную дату времени.

Под объектом налогового учёта понимаются хозяйственные операции, которые осуществляет налогоплательщик в течение отчетного (налогового) периода. Данные хозяйственные операции формируют и оказывают влияние на доходы и расходы коммерческого банка для целей налогообложения прибыли, как в данном отчетном (налоговом) периоде, так и в последующие отчетные (налоговые) периоды в будущем.

В основе бухгалтерского учёта лежит сбор и регистрация информации путём её документирования. Налоговый же учёт, в отличие от бухгалтерского, состоит из этапа обобщения информации.

Однако было бы неправильно говорить о налоговом учёте только в узком смысле, налоговый учет в широком смысле – представляет собой учет для целей расчета каждого вида налогов. Нормативно он не определен, но требования его ведения содержатся в законодательстве в косвенных нормах.

Обратимся к иностранной литературе. Смысл понятия «налоговый учет» по сравнению с отечественной трактовкой потерян не был. Налоговый учет сравнительно легок в объяснении, хотя в нем очень много нюансов по его ведению и исполнению. Короче говоря, существует множество правил налогового учета и нормативных актов. Соблюдение этих правил и положений имеют решающее значение для предотвращения штрафов. Таким образом, налоговый учет представляет собой сочетание юридических и финансовых знаний наряду с предоставленной налоговой документацией [34].

Вернемся к Российскому законодательству и теме ведения налогового учета в стране. Законодательство о налогах и сборах должно формироваться как системное целое, а, следовательно, и налоговый учет должен формироваться как системный элемент налогового законодательства.


В связи с этим принято считать, что в широком смысле слова налоговый учет представляет собой четко слаженную и упорядоченную систему сбора, обобщения и регистрации поступающей информации, которая важна для функционирования прозрачности и эффективности процесса по расчету налогов, а также их взаимосвязь и составление налоговой отчетности в порядке установленным законодательством [12, с.16].

Раннее в тексте было сказано о пользователях информации налогового учета, стоит вернуться и более подробно рассмотреть лица, которые являются пользователями, а также изучить их интересы в этом вопросе. Стоит также отметить, что цель налогового учета складывается исходя из интересов пользователей данной информации, которых можно поделить на две группы – это внутренние и внешние пользователи информации налогового учета. Данные лица могут прямо или косвенно влиять на хозяйствующий субъект.

Внутренние пользователи информации налогового учета – это администрация организации, а именно: собственники и управленческий персонал, например, топ-менеджеры и руководители среднего звена, аудиторы. На основе полученной информации и анализу данные лица могут произвести работу над налоговым планированием, что приведет к минимизации налоговых потерь и повышению эффективности работы организации в будущем [17, c. 79].

К внешним пользователям информации, в первую очередь, относятся налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы следят за правильностью формирования налоговой базы, производят проверку налоговых расчетов, а также контроль над поступлением налогов в государственную казну. Консультанты по налоговым вопросам могут дать рекомендации по оптимизации налоговых платежей и дать направление налоговой политики для администрации организации.

Интересы пользователей информации налогового учета также различны. Например, интерес государства, выраженный через налоговые органы, обуславливается, во-первых, в создании дополнительных рабочих мест и, во-вторых, в изъятии в государственный бюджет части доходов хозяйствующего субъекта через систему налогообложения. Также для налоговых органов немаловажно соблюдать правильность исчисления налогооблагаемой прибыли, так как для держателей акций, скорее всего, самый большой интерес представляет прибыль, из которой потом будут выплачиваться дивиденды.

Интерес собственников выражается в возможности получения прибыли и дивидендов в долгосрочном аспекте. Интерес работников можно выразить тем, что сами работники готовы сократить свои трудовые затраты на составление налоговой отчетности. Основанием для данного суждения послужил такой факт, что группа бухгалтеров, которая занимается составлением и подготовкой отчетности, представляет собой, как правило, группу наемных работников. Даже порой должность главного бухгалтера занимает лицо, не являющееся акционером, то есть участником данной организации, в которой и производится составление отчетности. Но не стоит забывать, что даже наемные работники чувствуют косвенную зависимость величины их заработной платы от успехов организации, на которой они выполняют свою работу. Но даже и эта зависимость может быть настолько низкой, если организация крупная, а должность работника на ней не особо высока.


Изучая вопрос налогового учета необходимо разобрать его общие положения. Для этого обратимся к статье 313 НК РФ, в которой, прежде всего, сказано, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных именно налогового учета. Согласно данной статье, налоговый учет представляет собой особую систему по обобщению информации с целью определения налоговой базы по налогу, ссылаясь на первичные документы организации, которые сгруппированы в соответствии с порядком [2, ст. 313].

Все данные должны содержаться в регистрах налогового учета. В таких случаях, когда в регистрах бухгалтерского учета содержание информации является недостаточным для определения налоговой базы, налогоплательщик имеет полное право самостоятельно дополнить регистры учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо налогоплательщик вправе вести самостоятельно регистры налогового учета.

НК РФ гласит о том, что налоговый учет осуществляется в целях формирования достоверной, а также полной информации о порядке учета для налогообложения операций, которые налогоплательщик осуществляет в течение налогового периода [2, ст. 313].

Налоговый учет организуется налогоплательщиком самостоятельно, ссылаясь на принципы последовательности применения правил, норм налогового учета, то есть он применяется от одного налогового периода к другому последовательно. В отличие от бухгалтерского учета, ведение налогового учета устанавливается самим налогоплательщиком и закрепляется в учетной политике, для целей последующего налогообложения, далее порядок ведения утверждается соответствующим приказом руководителя. Исходя из этого, налоговые органы не могут установить и навязать обязательные формы документов для ведения налогового учета.

В случае, если налогоплательщик начинает заниматься новыми видами деятельности, НК РФ гласит, что данный налогоплательщик также в обязательном порядке должен отразить в своей учетной политике принципы и порядок отражения для целей налогообложения и этих видов его деятельности.

Информация, содержащаяся в налоговом учете, должна содержать порядок формирования доходов и расходов, порядок определения доли расходов, которые учитываются для целей налогообложения в текущем отчетном (налоговом) периоде, сумму остатка расходов, либо убытков, которая подлежит отнесению на расходы в последующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности перед государственным бюджетом [2, ст. 313].