Файл: Система налогового учета (Налоговый учёт в решении задач налогового планирования).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность системы налогового учёта и особенности ее организации
1.1. Понятие налогового учёта, его сущность и общие положения
1.2. Налоговый учёт в решении задач налогового планирования
Глава 2. Анализ системы налогового учета на примере ПАО «Сбербанк России»
2.1. Общая характеристика ПАО «Сбербанк России»
2.2. Анализ налоговой нагрузки ПАО «Сбербанк России»
2.3. Анализ организации налогового учета в ПАО «Сбербанк России»
2.4. Основные направления совершенствования системы налогового учета в ПАО «Сбербанк»
Метод двойной записи следовало бы превратить в тройную. То есть, отражать суммы в дебете, кредите и сразу же высчитывать налог. Данное нововведение существенно облегчит ведение учета, позволит убыстрить, и, как следствие, оптимизировать налоговый учет. А также позволит и реализовать одну из основных целей бухгалтерского учета – обеспечение всех групп заинтересованных пользователей данными, достаточными для дальнейшей обработки и толкованию в интересах и целях каждой этих групп. Совершенствование налогообложения и дальнейшего развития налогового и бухгалтерского учета, оптимизация взаимодействий между ними во многом будет определяться: значимостью и темпами работ по совершенствованию понятийного аппарата указанных выше систем; слиянием применяемых системами определений и терминов, что в будущем обеспечит минимизацию противоречий между ними. Слияние объектов учета позволит не только обеспечить единство понимания и трактовки применяемых общих положений, а также позволит достичь их согласования и снижение разногласий.
Построение оптимальной модели взаимодействия потребует системности в процессе накопления и обобщения всех данных о доходах и расходах, а также налоговых обязательств в учете, и предоставление их в отчетности. В основе такой модели должна быть заложена схема отражения, которая, с одной стороны, не будет нарушать целостности учета и не будет искажать реальные результаты деятельности банка, а с другой стороны, будет приводить к системному формированию информации, для обеспечения задач налогового учета и налогообложения на уровне государства.
Далее представим направления интеграции бухгалтерского и налогового учета кредитной организации для целей совершенствования взаимодействия двух данных систем.
1. Для начала необходимо в бухгалтерском учете создать аналитический учет, который будет способен отразить не только состояние расчетов с бюджетом по налогу на прибыль, но также быть источником информации и для налогового учета по налогу на прибыль.
В настоящее время для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогу на прибыль ведется счет 705 «Расчеты по налогу на прибыль», на котором используется аналитический учет налога на прибыль, подлежащий уплате в бюджет по различным уровням. Бухгалтерский учет в коммерческих банках, на сегодняшний момент, способен дать необходимую информацию для налогового учета имущества банка, кредитных, депозитных, а также хозяйственных и внутрибанковских операций.
В аналитическом учете данных возможно использование отдельных правил и способов ведения налогового учета. К примеру, момент осуществления данной операции, то есть момент признания дохода или расхода, порядок и способ начисления амортизации, стоимостная оценка и так далее. Только для этого кредитной организации будет необходимо разработать, а также утвердить схожие рабочие планы аналитических счетов, как для бухгалтерского, так и для налогового учета.
Скажем, в бухгалтерском учете можно открыть символа пятого и шестого порядка с дальнейшим делением на учитываемые и неучитываемые для целей налогообложения по налогу на прибыль и произвести их привязку к аналитическим счетам, но уже налогового учета.
2. Затем возникнет необходимость в осуществлении типизации, а также унификации учетных форм документов в налоговом учете. Для этого следует разработать формы регистров налогового учета, в которых наряду с данными налогового учета будут отражаться и данные бухгалтерского учета. При этом в данных регистрах должны быть отчетливо видны все разницы, вытекающие из-за различных принципов признания момента совершения хозяйственной операции кредитной организации.
3. Следующим этапом встанет разработка регламентных документов, как практического, так и методологического характера по ведению налогового учета коммерческими банками и работе с налоговыми органами. Возникнет необходимость в своевременном и грамотном ведении учетной политики для целей налогового учета, которая будет должна как можно полнее дублировать учетную политику для целей бухгалтерского учета в соответствии с требованиями 25 главы Налогового Кодекса Российской Федерации.
К примеру, использование общих методов и способов отражения операции, порядок признания доходов и расходов, списание материальных ценностей, исчисление и списание резервов и так далее.
4. Следующим мероприятием выступает определение сферы ответственности всех участников процесса ведения налогового учета между всеми службами и отдельными подразделениями коммерческого банка Российской Федерации. Необходимо также выявить, какое из подразделений выступает источником информации, необходимой для ведения налогового учета, а также в каком виде и в какие сроки необходимо передать должную информацию.
Построение и организация документооборота обязаны удовлетворять службы контроля и анализа наряду со всеми учетными подразделениями. Весь этот этап необходимо рассматривать в контексте «первичные документы – обработка информации – хранение информация – информация и отчеты для учетного подразделения – осуществление ведения налогового учета». В зависимости от степени грамотного разделения сфер ответственности участников ведения налогового учета будет зависеть своевременное и правильное заполнение регистров налогового учета.
5. Последним этапом направления интеграции выступит необходимость изменения организационной структуры и кадровой политики кредитной организации.
Сформируем ориентировочную стоимость создания и введения в эксплуатацию нового программного обеспечения, созданного для замены повседневных рутинных операций и представим данные в таблице 5.
Таблица 5
Ориентировочная стоимость создания и ввода в эксплуатацию ПО «Автоматизированный налоговый учет. Налогообложение коммерческих организаций», руб.
Код |
Наименование |
Цена |
4980039 |
Разработка программного обеспечения программистами |
215000 |
4980103 |
Услуги специалистов по установке ПО в коммерческом банке |
789000 |
4980112 |
Переобучение сотрудников (курсы, семинары, практические занятия) |
664000 |
4980114 |
Обновления ПО, консультации по ведению и содержанию ПО в норме |
504000 |
Если ПАО «Сбербанк России» остановит свой выбор на создании нового программного обеспечения, то стоимость введения в эксплуатацию новой ПСиТ ориентировочно в сумме составит:215000 + 789000 + 66400 + 50400 = 2172000 рублей.
Для введения в эксплуатацию созданной программы потребуются компьютеры, отметим, что компьютеры в коммерческом банке имеются в наличии, что позволит снизить расходы на автоматизацию ПО, а значит, ориентировочно расходы составят 2172000 рублей. Необходимо добавить, что вложения в создание и ввод в эксплуатацию окупаются повышением эффективности работы коммерческого банка, снижением издержек и, несомненно, удобством использования.
Исходя из вышесказанного, необходимо сделать выводы о том, что в работе намечены пути совершенствования системы налогового учета с помощью современных программных сервисов и информационных технологий. Кроме этого, предложены основные этапы развития данной системы и направления автоматизации бизнес-процесса налогового учета и предложен алгоритм автоматизации регистров налогового учета, разработанных в ходе исследования для целей снижения материальных и трудовых затрат по его ведению.
Также в работе рассчитана ориентировочная стоимость создания и введения в эксплуатацию новых сервисов, которые помогут повысить эффективность деятельности, и приведут к увеличению прибыли.
Заключение
Проведя исследование, можно прийти к следующим выводам. Налоговый учет был введен сравнительно недавно, создав тем самым некие трудности для хозяйствующих субъектов. Это обуславливается тем, что теперь нужно вести два учета: бухгалтерский и налоговый, что повысило затраты на ведение двух данных отчетов. Также у налогового учета отсутствуют какие-либо нормативные документы, регламентирующие его ведение, а существуют только рекомендации, что создает также некие трудности по его ведению. Это можно отнести к минусам создания данного учета.
К главному достоинству налогового учета можно отнести тот факт, что его создание и ведение отметает проблему налоговых проверок. Конечно, налоговые органы не перестанут вовсе устраивать налоговые проверки, но при этом все данные экономического субъекта будут «на лицо», если проверка ему все-таки грозит. Для наиболее эффективного функционирования хозяйствующего субъекта в целом необходимо одновременное применение и функционирование налогового учета наряду с бухгалтерским учетом. Взаимодействие двух данных учетов дает хозяйствующему субъекту возможность мониторинга налоговых обязательств и налоговой нагрузки, а также выявление путей по их сокращению в кратчайшие сроки для целей снижения налогового бремени. Также стоит сказать, что практически каждая организация в той или иной мере прибегает к налоговому планированию. Таким образом, можно сделать вывод о том, что правильный и грамотный налоговый учет, в ходе своего существования, становится инструментом налогового планирования.
Проведя анализ налоговых обязательств и налоговой нагрузки ПАО «Сбербанк России» можно сделать следующие выводы.
Общая сумма уплаченных налогов в 2018 году по сравнению с 2017 годом снизилась на 29480 млн. руб., за 2019 год по сравнению с 2018 годом увеличилась на 61092 млн. руб.
На 01.01.2018 года платежи банка ПАО «Сбербанк России» составили 117993000 (без НДФЛ) тыс. руб., а совокупный доход – 1027872529 тыс. руб., соответственно налоговая нагрузка составила 11,48 %.
На 01.01.2019 года платежи банка ПАО «Сбербанк России» составили 88513000 (без НДФЛ) тыс. руб., а совокупный доход – 926706095 тыс. руб., соответственно налоговая нагрузка составила 9,55 %
Далее в работе были рассмотрены проблемы организации налогового учета. Одной из таких стала проблема организации налогового учета в кредитных организациях, а также невозможность его самостоятельного ведения без бухгалтерского учета, а вероятность организации и ведения налогового учета только как дополняющий элемент системы бухгалтерского учета. Как итог, наличие массы разногласий между налоговым и бухгалтерским учетом, что создает огромные проблемы финансовым и налоговым службам кредитной организации.
И, наконец, были предложены основные направления совершенствования налогообложения и организации налогового учета в исследуемом банке. В работе намечены пути совершенствования системы налогового учета с помощью современных программных сервисов и информационных технологий. Кроме этого, предложены основные этапы развития данной системы и направления автоматизации бизнес-процесса налогового учета и предложен алгоритм автоматизации регистров налогового учета, разработанных в ходе исследования для целей снижения материальных и трудовых затрат по его ведению.
Список использованной литературы
- Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1 (НК РФ ч.1) от 31.07.1998 года №146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
- Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) от 05.08.2000 года № 117-ФЗ (ред. от 25.12.2016)
- Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1-ФЗ (ред. от 01.01.2017)
- Барулин, С.В. Налоговый менеджмент: учебник/ Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. - М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017. - 332 c.
- Белецкий, М.В. Новое в налогообложении коммерческих банков/ Белецкий, М.В. – М.: Финансы, 2019.- № 2. – 24-28c.
- Дадашев, А.З. Налогообложение коммерческих банков в Российской Федерации/ Дадашев, А.З. - М.: Книжный мир, 2018. - 88 с.
- Качур, О.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие для бакалавров. – М.: КноРус, 2019. – 432 с.
- Кондраков, Н.П., Кондраков И.Н. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах. – М.: Проспект, 2018. – 217с.
- Кругляк, З.И Налоговый учет: учебное пособие / З.И. Кругляк, М.В. Калинская - Ростов н/Д : Феникс, 2019.
- Лавренчук, Е.Н. Налоговое прогнозирование / Е.Н. Лавренчук / Е.Н. Лавренчук // Экономические науки. – М., 2018. – № 1. – С. 12-16.
- Лермонтов, Ю.М Доходы в целях исчисления налога на прибыль: арбитражная практика. Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке / Ю.М. Лермонтов. – 2019. - №11. – с. 16-19.
- Майбуров, И.А. Налоговый менеджмент. Продвинутый курс: учебник для магистрантов, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит» / Майбуров, И.А. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 559 c.
- Мамрукова О. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2017. – 407с.
- Муравлева, Т.В. Налогообложение банков: учебное пособие/ Муравлева, Т.В. - М: Экзамен, 2012. – 157 с.
- Оканова, Т.Н. Налогообложение коммерческой деятельности: учебное пособие для студентов вузов/ Оканова, Т.Н - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 287 c.
- Паскачев А.Б.Налоги и налогообложение. – Учебник/А.Б. Паскачев. – М.: Высшее образование, 2018. – 436 с.
- Романов, Б.А. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие/ Романов, Б.А. - М.: Дашков и К, 2019. - 560 c.
- Суглобов, А.Е. Основы налогового планирования: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» / Суглобов, А.Е. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.- 247 c.
- Официальный сайт о налоговом планировании и оптимизации налогообложения. Методы определения и расчет налоговой нагрузки предприятия. - Режим доступа: http://www.pnalog.ru/
- Официальный сайт ПАО «Сбербанк России». - Режим доступа: http://www.sberbank.ru