Файл: Система налогового учета (Налоговый учёт в решении задач налогового планирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Метод двойной записи следовало бы превратить в тройную. То есть, отражать суммы в дебете, кредите и сразу же высчитывать налог. Данное нововведение существенно облегчит ведение учета, позволит убыстрить, и, как следствие, оптимизировать налоговый учет. А также позволит и реализовать одну из основных целей бухгалтерского учета – обеспечение всех групп заинтересованных пользователей данными, достаточными для дальнейшей обработки и толкованию в интересах и целях каждой этих групп. Совершенствование налогообложения и дальнейшего развития налогового и бухгалтерского учета, оптимизация взаимодействий между ними во многом будет определяться: значимостью и темпами работ по совершенствованию понятийного аппарата указанных выше систем; слиянием применяемых системами определений и терминов, что в будущем обеспечит минимизацию противоречий между ними. Слияние объектов учета позволит не только обеспечить единство понимания и трактовки применяемых общих положений, а также позволит достичь их согласования и снижение разногласий.

Построение оптимальной модели взаимодействия потребует системности в процессе накопления и обобщения всех данных о доходах и расходах, а также налоговых обязательств в учете, и предоставление их в отчетности. В основе такой модели должна быть заложена схема отражения, которая, с одной стороны, не будет нарушать целостности учета и не будет искажать реальные результаты деятельности банка, а с другой стороны, будет приводить к системному формированию информации, для обеспечения задач налогового учета и налогообложения на уровне государства.

Далее представим направления интеграции бухгалтерского и налогового учета кредитной организации для целей совершенствования взаимодействия двух данных систем.

1. Для начала необходимо в бухгалтерском учете создать аналитический учет, который будет способен отразить не только состояние расчетов с бюджетом по налогу на прибыль, но также быть источником информации и для налогового учета по налогу на прибыль.

В настоящее время для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогу на прибыль ведется счет 705 «Расчеты по налогу на прибыль», на котором используется аналитический учет налога на прибыль, подлежащий уплате в бюджет по различным уровням. Бухгалтерский учет в коммерческих банках, на сегодняшний момент, способен дать необходимую информацию для налогового учета имущества банка, кредитных, депозитных, а также хозяйственных и внутрибанковских операций.


В аналитическом учете данных возможно использование отдельных правил и способов ведения налогового учета. К примеру, момент осуществления данной операции, то есть момент признания дохода или расхода, порядок и способ начисления амортизации, стоимостная оценка и так далее. Только для этого кредитной организации будет необходимо разработать, а также утвердить схожие рабочие планы аналитических счетов, как для бухгалтерского, так и для налогового учета.

Скажем, в бухгалтерском учете можно открыть символа пятого и шестого порядка с дальнейшим делением на учитываемые и неучитываемые для целей налогообложения по налогу на прибыль и произвести их привязку к аналитическим счетам, но уже налогового учета.

2. Затем возникнет необходимость в осуществлении типизации, а также унификации учетных форм документов в налоговом учете. Для этого следует разработать формы регистров налогового учета, в которых наряду с данными налогового учета будут отражаться и данные бухгалтерского учета. При этом в данных регистрах должны быть отчетливо видны все разницы, вытекающие из-за различных принципов признания момента совершения хозяйственной операции кредитной организации.

3. Следующим этапом встанет разработка регламентных документов, как практического, так и методологического характера по ведению налогового учета коммерческими банками и работе с налоговыми органами. Возникнет необходимость в своевременном и грамотном ведении учетной политики для целей налогового учета, которая будет должна как можно полнее дублировать учетную политику для целей бухгалтерского учета в соответствии с требованиями 25 главы Налогового Кодекса Российской Федерации.

К примеру, использование общих методов и способов отражения операции, порядок признания доходов и расходов, списание материальных ценностей, исчисление и списание резервов и так далее.

4. Следующим мероприятием выступает определение сферы ответственности всех участников процесса ведения налогового учета между всеми службами и отдельными подразделениями коммерческого банка Российской Федерации. Необходимо также выявить, какое из подразделений выступает источником информации, необходимой для ведения налогового учета, а также в каком виде и в какие сроки необходимо передать должную информацию.

Построение и организация документооборота обязаны удовлетворять службы контроля и анализа наряду со всеми учетными подразделениями. Весь этот этап необходимо рассматривать в контексте «первичные документы – обработка информации – хранение информация – информация и отчеты для учетного подразделения – осуществление ведения налогового учета». В зависимости от степени грамотного разделения сфер ответственности участников ведения налогового учета будет зависеть своевременное и правильное заполнение регистров налогового учета.


5. Последним этапом направления интеграции выступит необходимость изменения организационной структуры и кадровой политики кредитной организации.

Сформируем ориентировочную стоимость создания и введения в эксплуатацию нового программного обеспечения, созданного для замены повседневных рутинных операций и представим данные в таблице 5.

Таблица 5

Ориентировочная стоимость создания и ввода в эксплуатацию ПО «Автоматизированный налоговый учет. Налогообложение коммерческих организаций», руб.

Код

Наименование

Цена

4980039

Разработка программного обеспечения программистами

215000

4980103

Услуги специалистов по установке ПО в коммерческом банке

789000

4980112

Переобучение сотрудников (курсы, семинары, практические занятия)

664000

4980114

Обновления ПО, консультации по ведению и содержанию ПО в норме

504000

Если ПАО «Сбербанк России» остановит свой выбор на создании нового программного обеспечения, то стоимость введения в эксплуатацию новой ПСиТ ориентировочно в сумме составит:215000 + 789000 + 66400 + 50400 = 2172000 рублей.

Для введения в эксплуатацию созданной программы потребуются компьютеры, отметим, что компьютеры в коммерческом банке имеются в наличии, что позволит снизить расходы на автоматизацию ПО, а значит, ориентировочно расходы составят 2172000 рублей. Необходимо добавить, что вложения в создание и ввод в эксплуатацию окупаются повышением эффективности работы коммерческого банка, снижением издержек и, несомненно, удобством использования.

Исходя из вышесказанного, необходимо сделать выводы о том, что в работе намечены пути совершенствования системы налогового учета с помощью современных программных сервисов и информационных технологий. Кроме этого, предложены основные этапы развития данной системы и направления автоматизации бизнес-процесса налогового учета и предложен алгоритм автоматизации регистров налогового учета, разработанных в ходе исследования для целей снижения материальных и трудовых затрат по его ведению.

Также в работе рассчитана ориентировочная стоимость создания и введения в эксплуатацию новых сервисов, которые помогут повысить эффективность деятельности, и приведут к увеличению прибыли.

Заключение

Проведя исследование, можно прийти к следующим выводам. Налоговый учет был введен сравнительно недавно, создав тем самым некие трудности для хозяйствующих субъектов. Это обуславливается тем, что теперь нужно вести два учета: бухгалтерский и налоговый, что повысило затраты на ведение двух данных отчетов. Также у налогового учета отсутствуют какие-либо нормативные документы, регламентирующие его ведение, а существуют только рекомендации, что создает также некие трудности по его ведению. Это можно отнести к минусам создания данного учета.


К главному достоинству налогового учета можно отнести тот факт, что его создание и ведение отметает проблему налоговых проверок. Конечно, налоговые органы не перестанут вовсе устраивать налоговые проверки, но при этом все данные экономического субъекта будут «на лицо», если проверка ему все-таки грозит. Для наиболее эффективного функционирования хозяйствующего субъекта в целом необходимо одновременное применение и функционирование налогового учета наряду с бухгалтерским учетом. Взаимодействие двух данных учетов дает хозяйствующему субъекту возможность мониторинга налоговых обязательств и налоговой нагрузки, а также выявление путей по их сокращению в кратчайшие сроки для целей снижения налогового бремени. Также стоит сказать, что практически каждая организация в той или иной мере прибегает к налоговому планированию. Таким образом, можно сделать вывод о том, что правильный и грамотный налоговый учет, в ходе своего существования, становится инструментом налогового планирования.

Проведя анализ налоговых обязательств и налоговой нагрузки ПАО «Сбербанк России» можно сделать следующие выводы.

Общая сумма уплаченных налогов в 2018 году по сравнению с 2017 годом снизилась на 29480 млн. руб., за 2019 год по сравнению с 2018 годом увеличилась на 61092 млн. руб.

На 01.01.2018 года платежи банка ПАО «Сбербанк России» составили 117993000 (без НДФЛ) тыс. руб., а совокупный доход – 1027872529 тыс. руб., соответственно налоговая нагрузка составила 11,48 %.

На 01.01.2019 года платежи банка ПАО «Сбербанк России» составили 88513000 (без НДФЛ) тыс. руб., а совокупный доход – 926706095 тыс. руб., соответственно налоговая нагрузка составила 9,55 %

Далее в работе были рассмотрены проблемы организации налогового учета. Одной из таких стала проблема организации налогового учета в кредитных организациях, а также невозможность его самостоятельного ведения без бухгалтерского учета, а вероятность организации и ведения налогового учета только как дополняющий элемент системы бухгалтерского учета. Как итог, наличие массы разногласий между налоговым и бухгалтерским учетом, что создает огромные проблемы финансовым и налоговым службам кредитной организации.

И, наконец, были предложены основные направления совершенствования налогообложения и организации налогового учета в исследуемом банке. В работе намечены пути совершенствования системы налогового учета с помощью современных программных сервисов и информационных технологий. Кроме этого, предложены основные этапы развития данной системы и направления автоматизации бизнес-процесса налогового учета и предложен алгоритм автоматизации регистров налогового учета, разработанных в ходе исследования для целей снижения материальных и трудовых затрат по его ведению.


Список использованной литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1 (НК РФ ч.1) от 31.07.1998 года №146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) от 05.08.2000 года № 117-ФЗ (ред. от 25.12.2016)
  3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1-ФЗ (ред. от 01.01.2017)
  4. Барулин, С.В. Налоговый менеджмент: учебник/ Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. - М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017. - 332 c.
  5. Белецкий, М.В. Новое в налогообложении коммерческих банков/ Белецкий, М.В. – М.: Финансы, 2019.- № 2. – 24-28c.
  6. Дадашев, А.З. Налогообложение коммерческих банков в Российской Федерации/ Дадашев, А.З. - М.: Книжный мир, 2018. - 88 с.
  7. Качур, О.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие для бакалавров. – М.: КноРус, 2019. – 432 с.
  8. Кондраков, Н.П., Кондраков И.Н. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах. – М.: Проспект, 2018. – 217с.
  9. Кругляк, З.И Налоговый учет: учебное пособие / З.И. Кругляк, М.В. Калинская - Ростов н/Д : Феникс, 2019.
  10. Лавренчук, Е.Н. Налоговое прогнозирование / Е.Н. Лавренчук / Е.Н. Лавренчук // Экономические науки. – М., 2018. – № 1. – С. 12-16.
  11. Лермонтов, Ю.М Доходы в целях исчисления налога на прибыль: арбитражная практика. Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке / Ю.М. Лермонтов. – 2019. - №11. – с. 16-19.
  12. Майбуров, И.А. Налоговый менеджмент. Продвинутый курс: учебник для магистрантов, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит» / Майбуров, И.А. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 559 c.
  13. Мамрукова О. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2017. – 407с.
  14. Муравлева, Т.В. Налогообложение банков: учебное пособие/ Муравлева, Т.В. - М: Экзамен, 2012. – 157 с.
  15. Оканова, Т.Н. Налогообложение коммерческой деятельности: учебное пособие для студентов вузов/ Оканова, Т.Н - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 287 c.
  16. Паскачев А.Б.Налоги и налогообложение. – Учебник/А.Б. Паскачев. – М.: Высшее образование, 2018. – 436 с.
  17. Романов, Б.А. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие/ Романов, Б.А. - М.: Дашков и К, 2019. - 560 c.
  18. Суглобов, А.Е. Основы налогового планирования: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» / Суглобов, А.Е. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.- 247 c.
  19. Официальный сайт о налоговом планировании и оптимизации налогообложения. Методы определения и расчет налоговой нагрузки предприятия. - Режим доступа: http://www.pnalog.ru/
  20. Официальный сайт ПАО «Сбербанк России». - Режим доступа: http://www.sberbank.ru