Файл: Система налогового учета (Налоговый учёт в решении задач налогового планирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Переход от налогового учета к налоговому планированию играет важную роль в целях внедрения управленческого учета и применения бюджетирования.

Бюджетированием выступает процедура построения, контроля и исследования в отношении выполнения планов, которые обусловлены снабженческой, производственной, сбытовой, финансовой и инвестиционной деятельностью компании. Бюджетом можно именовать форму образования и дальнейшей траты финансовых средств, которые ассигнованы для финансового обеспечения деятельности компании. Связь управленческого и налогового учета полноценно выражается при осуществлении планирования, контроля и анализа налогового бюджета. Необходимость планирования налогового бюджета обусловлена установленными рамками финансовых ресурсов, при условии их эффективного использования.

Налоговый бюджет – это составляющая финансового бюджета организации, которая состоит мониторингового отчета о финансовых результатах, мониторингового бухгалтерского баланса и бюджета движения финансов. Коэффициентами налогового бюджета выступают суммы планируемых к начислению налогов и страховых взносов, они выделены в производственном бюджете и мониторинговом отчете о финансовых результатах. Суммы планируемых налогов и страховых взносов, рассчитанные по налогооблагаемой базе, квалифицируют определение строк «Налог на добавленную стоимость», «Задолженность перед государственными внебюджетными фондами», «Задолженность перед бюджетом прогнозного бухгалтерского баланса». Суммы налогов и страховых взносов, которые рассчитаны согласно срокам их уплаты, выступают составляющей бюджета движения финансов.

В целях планирования налогового бюджета важны плановые и фактические (бухгалтерские) сведения об объемах продаж, покупок, капитальных вложений и прочих объектах учета (фактах хозяйственной жизни), которые играют основную роль в целях налогообложения. Планирование налогового бюджета производится не менее чем за месяц до начала следующего года.

Налоговый бюджет планируют согласно принятой налоговой политики, амортизационной политики, сведениях бухгалтерского учета и расчетов налогооблагаемых баз в следующие сроки:

планирования;

до 1-го числа третьего месяца предшествующего квартала - для квартального планирования;

до 20-го числа предшествующего месяца - для месячного планирования.

Бухгалтерия либо отдел по налоговому учету несет ответственность за планирование налогового бюджета. Права и ответственность руководителей центров ответственности (главного бухгалтера либо начальника отдела) и определенных исполнителей предусмотрены в положениях об отделах и должностных инструкциях.


Конкретизация учета хозяйственных процессов в бюджетах (сметах) должна гарантировать расчет налогооблагаемых объектов. К примеру, в целях планирования доходов от реализации к расчету налога на прибыль в бюджете продаж отражены доходы согласно классификации доходов, определенных в главе 25 НК РФ. В том случае, если налоговый учет ведется на счетах бухгалтерского учета и применяются алгоритмы корректировок доходов и расходов, то планируемый налог на прибыль можно рассчитать более подробно и более короткий срок.

Далее налоговый бюджет используется в целях составления финансового мониторинга отчета о финансовых результатах, мониторингового бухгалтерского баланса и бюджета движения финансов.

В ходе построения финансовых бюджетов предварительные расчеты коэффициентов налогового бюджета могут показать динамику, в связи с тем дальнейшее соответствие статей финансовых бюджетов, как правило, приводит к изменению доходов, расходов и статей баланса. Планирование налогового бюджета ведется индивидуально по каждому налогу. Налог рассчитывается по налогооблагаемым операциям и объектам налогообложения, согласно действующему законодательству.

Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу о том, что для наиболее эффективного функционирования хозяйствующего субъекта в целом необходимо одновременное применение и функционирование налогового учета наряду с бухгалтерским учетом. Взаимодействие двух данных учетов дает хозяйствующему субъекту возможность мониторинга налоговых обязательств и налоговой нагрузки, а также выявление путей по их сокращению в кратчайшие сроки для целей снижения налогового бремени. Таким образом, можно с легкостью сказать о том, что правильный и грамотный налоговый учет, в ходе своего существования, становится инструментом налогового планирования.

Глава 2. Анализ системы налогового учета на примере ПАО «Сбербанк России»

2.1. Общая характеристика ПАО «Сбербанк России»

Публичное акционерное общество «Сбербанк России» является кредитной организацией, которая была основана в 1841 году.


Акционером и основным учредителем ПАО «Сбербанк России» выступает Центральный банк Российской Федерации (далее по тексту – ЦБ РФ). ЦБ РФ владеет 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Также у «Сбербанка России» есть и другие акционеры, которыми являются, как российские, так и международные инвесторы.

Банк в настоящее время занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. Стоит отметить, что «Сбербанк России» выступает основным кредитором всей российской экономики в целом. И имеет около 14 территориальных банков и более 16,6 тысяч отделений в 83 субъектах РФ.

На данный момент «Сбербанк России» представлен, как: 14 территориальных банков и более 16,5 тысяч отделений в 83 субъектах Российской Федерации, расположенных на территории 11 часовых поясов. Зарубежная сеть банка состоит из дочерних банков, филиалов и представительств в СНГ, Центральной и Восточной Европе, Турции, Великобритании, США и других странах.

Число розничных клиентов «Сбербанка» в России превышает 127 млн. человек и 10 млн. за ее пределами, количество корпоративных клиентов Банка более 1,1 млн. в 22 странах присутствия.

Спектр услуг «Сбербанка России» для розничных клиентов максимально широк: от традиционных депозитов и различных видов кредитования до банковских карт, денежных переводов, банковского страхования и брокерских услуг.

2.2. Анализ налоговой нагрузки ПАО «Сбербанк России»

Рассчитаем значение коэффициента налоговой нагрузки по ПАО «Сбербанк России» за 2017-2019 годы на основе данных отчета о финансовых результатах.

На 01.01.2018 года платежи банка ПАО «Сбербанк России» составили 117993000 (без НДФЛ) тыс. руб., а совокупный доход – 1027872529 тыс. руб., соответственно:

Кнгр = 117993000/1027872529×100% = 11,48 %

На 01.01.2019 года платежи банка ПАО «Сбербанк России» составили 88513000 (без НДФЛ) тыс. руб., а совокупный доход – 926706095 тыс. руб., соответственно:

Кнгр = 88513000/926706095×100% = 9,55 %

На 01.01.2017 года налоговые платежи банка ПАО «Сбербанк России» составили 149605000 (без НДФЛ) тыс. руб., а совокупный доход 1412610647 тыс. руб.:

Кнгр = 149605000/1412610647×100 % = 10,59 %

Чем ниже значение коэффициента, тем меньше удельный вес налогов в сумме доходов, полученных банком за период, соответственно доля налогов на 01.01.2019 год по сравнению с 01.01.2018 годом снизилась на 1,93%, 01.01.2017 год по сравнению с 01.01.2019 годом повысилась на 1,04 %. Коэффициент налоговой нагрузки, в случае необходимости, исчисляется и в отношении ряда отдельных доходов, таких как доходы от кредитных, расчетно-кассовых операций, а также операций с иностранной валютой.


Для сравнения полученных показателей коэффициента налоговой нагрузки ПАО «Сбербанк России» за 2017 – 2019 года сведем данные в таблицу 1.

Таблица 1

Показатель налоговой нагрузки ПАО «Сбербанк России»

за 2017-2019 года, %

Год

Значение показателя Кнгр,%

2017

11,48

2018

9,55

2019

10,59

Для наиболее точного отражения информации, графически представим динамику коэффициента налоговой нагрузки за анализируемый период.

Рисунок 2 – Динамика коэффициента налоговой нагрузки ПАО «Сбербанк России» за 2017-2019 гг.

Проанализировав динамику уплаченных налогов ПАО «Сбербанк России» в период с 2017 года по 2019 год, а также рассмотрев динамику коэффициента налоговой нагрузки в тот же период, проведем анализ организации налогового учета в коммерческом банке.

2.3. Анализ организации налогового учета в ПАО «Сбербанк России»

В целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций для целей налогообложения, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полной, а также своевременной уплаты налогов в государственный бюджет ПАО «Сбербанк России» осуществляет налоговый учет. В коммерческом банке учет доходов и расходов признаются следующим образом.

Доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг).

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные доходы, и документов налогового учета. Для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг) независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества, работ, услуг).

В целях налогового учета в качестве расходов не учитываются суммы убытков по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, которые в бухгалтерском учете относятся на финансовый результат [6,с. 24].

Приведем пример налогового учета дохода банка, связанного с открытием счетов клиентов и осуществлением расчетов по ним. ПАО «Сбербанк России» открывает расчетный счет предприятию ОАО «Русский альянс», услуга по открытию счета стоит 5000 рублей. ОАО «Русский альянс» оплачивает банковскую комиссию за обслуживание расчетного счета 700 рублей. Отражение данных операций в налоговом учете представлено в таблице 2.


Таблица 2

Отражение операции по открытию расчетного счета и оплаты комиссии за обслуживание расчетного счета в налоговом учете

Номер операции

Наименование операции

Дата совершения

Сумма

223

Открытие расчетного счета ОАО «Русский альянс»

24.04.2019 г.

5000 рублей

226

Комиссия за обслуживание расчетного счета ОАО «Русский альянс»

24.04.2019 г.

700 рублей

Отражение данных операций в налоговом учете ведется в специальном налоговом регистре «Учет доходов от реализации». В Данном регистре указывается наименование операции, дата операции и сумма. Открытие расчетного счета ОАО «Русский альянс», оплата комиссии за обслуживание расчетного счета также ведется в регистрах налогового учета.

Суммовая разница признается доходом в случае, если банк-продавец – на дату погашения дебиторской задолженности за реализованные товары (услуги), имущественные права, а в случае предварительной оплаты – на дату реализации товаров (услуг), имущественных прав. В случае, если банк-покупатель – на дату погашения кредиторской задолженности за приобретенные товары (услуги), имущество, имущественные или иные права, а в случае предварительной оплаты – на дату приобретения товаров (услуг), имущества, имущественных или иных прав.

Расходами банка, учитываемыми при определении налоговой базы, признаются затраты организации при одновременном соблюдении следующих условий: если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (не принесшие доход, а направленные на его получение); если они обоснованы; если оценка затрат выражена в денежной форме.

Если затраты подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота или документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы их оплаты.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок [6, с.25]. Приведем пример налогового учета расходов банка, связанного с приобретением материалов. Так ПАО «Сбербанк России» приобретает листовую бумагу для офисной техники формата А4 «Снегурочка» у ООО «Вэлком» по цене 150 рублей за упаковку. Количество упаковок 500 штук. Данную операцию по учету расходов в налоговом учете представим в таблице 3.