Файл: Менеджмент профессионального спорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 513

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Одна из самых зрелищных и затратных частей физической культуры и спорта известна каждому, кто смотрит телевизионные программы, а именно – профессиональный спорт. Это не только большой труд спортсменов, тренеров, организаторов – это еще и миллионы болельщиков, неустанно следящих за изменениями в турнирных таблицах. Профессиональный спорт в современной действительности стал частью жизни почти каждого человека, никто не остался равнодушным.

Развитие отечественного спорта напрямую связано с развитием спортивного маркетинга, так как привлеченные через спортивное спонсорство средства идут на финансирование юношеских спортивных школ, закупку нового спортивного инвентаря, строительство спортивных сооружений, проведение соревнований — все это означает повышение интереса к спорту и способствует укреплению здоровья граждан России.

Что же можно сказать об управлении профессиональным спортом? Эта тема не раскрыта массам, многие даже не подозревают масштабы капитала, вложенного в сие мероприятие. Именно поэтому данная тема особенно актуальна: почему профессиональный спорт привлекает тысячи спонсоров по всему миру каждый год, как управлять такой гигантской машиной.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение менеджмента профессионального спорта. С учетом поставленной цели будут решены следующие задачи:

  • раскрыть понятие, цели и задачи профессионального спорта;
  • изучить систему управления профессиональным спортом;
  • на примере профессионального спорта тенниса рассмотреть аспекты управления.

Определив основные цели и задачи, кратко обозначив проблемы и области, которые нам нужно подробно рассмотреть, можно перейти к непосредственному изучению заданной темы.

Объект исследования – профессиональный спорт в РФ, предмет исследования – управление в профессиональном спорте.

Методы исследования: анализ, син­тез и обобщение; сравнение, сопоставление и аналогия; абстрагирование, индукция, дедукция; моделирование; анализ научно-методической литературы и документаль­ных источников; историко-логический, конкретно-исторический, сравнительно-исторический; системный подход и структурно-функциональный анализ; опрос и наблюдение.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1 Теоретические аспекты менеджмента в профессиональном спорте

1.1 Сущность, понятие и развитие профессионального спорта

Понятие «профессиональный спорт» непосредственно связано с такими разновидностями спорта, как любительский и олимпийский. При этом, кроме них, в спортивной науке выделяют другие разновидности спорта. Однако для выявления содержательной особенности профессионального спорта его целесообразно сопоставить в первую очередь с любительским и олимпийским спортом, поскольку исторически понятие «профессиональный спорт» формировалось в качестве противоположного понятию «любительский спорт» профессиональному спорту как к двум разновидностям современного спорта высших достижений, имеющих различную направленность и критерий эффективности.

Олимпийский спорт сконцентрирован на подготовке и выступлениях на Олимпийских играх. Критерием его эффективности служат результаты выступлений на Олимпийских играх — количество завоеванных медалей, место команд в неофициальном командном зачете. Профессиональный спорт — это в первую очередь сфера экономических отношений, сущностью которых является спортивное зрелище и создание возможности профессиональным спортсменам и организаторам соревнований получить вознаграждение.[1]

Анализ научной литературы позволяет установить следующие характерные особенности профессионального спорта, отграничивающие его от других разновидностей спорта:

1. Для профессионального спортсмена профессиональный спорт представляет собой основной вид деятельности на возмездных началах, приносящий профессиональному спортсмену соответствующий доход (систематическую оплату труда в установленное время, а также систему разного рода надбавок, доплат и премий. [2]

2. Зрелищность спортивных состязаний проистекает из специфических свойств, которыми обладает спорт вообще, однако именно в профессиональном спорте это свойство получает наибольшее значение. В связи с этим профессиональный спорт ориентирован на организацию и продажу продукта, который должен привлекать внимание зрителей, спонсоров, телевидение. [3]


3. По пути профессионального спорта следуют те виды спорта, где сюжет спортивного противоборства наиболее непредсказуем, а характер ведения поединка насыщен многочисленными перипетиями, вызывающими эмоциональное сопереживание зрителей. Это главным образом игровые виды спорта, а также виды, связанные с проявлением особого риска: бокс кикбоксинг, борьба и другие виды противоборств.[4]

4. Спортивные бизнесмены (их команды) являются партнерами по совместному бизнесу, они соревнуются друг с другом только на поле, но не в бизнесе, который они ведут все вместе, объединившись в лигу (ассоциацию, союз).

Проблемы легитимного определения понятия «профессиональный спорт» в спортивном законодательстве успех каждой команды в значительной степени зависит от успехов других команд, входящих в лигу. В профессиональном спорте бизнес зависит от выживания конкурентов. Команды лиги не заинтересованы в финансовом крахе соперников, т. к. это отразится на экономическом положении всех участников. В других сферах предпринимательской деятельности бизнесмены стараются продать как можно больше продукции, стремясь при этом разорить своих конкурентов.[5]

5. Стремление профессиональных спортивных организаций обеспечить создание и поддержание в соревнованиях атмосферы жесткой конкуренции, без которой спорт теряет привлекательность для зрителей, к нему утрачивается интерес со стороны телевидения и спонсоров. Эта система ограничивает клубы в борьбе за игроков, обеспечивает достаточную стабильность составов команд, предусматривает в отдельных видах спорта компенсацию одним клубом за переход их игроков в другие.

6. Формирование в каждом виде профессионального спорта спортивной элиты, представители которой именуются в спортивном бизнесе «монимен», — выдающихся спортсменов, привлекающих особое внимание зрителей и пользующихся повышенной популярностью в обществе. Для популяризации таких спортсменов используются не только показатели их спортивных достижений, но и сведения об их образе жизни, увлечениях, доходах и т. п. История профессионального спорта убедительно показывает, что спортивная элита и связанная с ней информацион-ая, рекламная, спонсорская, общественная деятельность являются мощным фактором развития спорта и повышения его доходов.

7. Наличие довольно эффективной и постоянно совершенствующейся системы социальной защиты спортсменов. Интересы профессиональных атлетов защищают соответствующие ассоциации спортсменов (игроков). Немаловажную роль в охране интересов спортсменов-профессионалов играют также посреднические агентства (спортивные агенты), которые от имени спортсменов заключают коммерческие договоры, вкладывают заработанные спортсменом деньги в то или иное дело.[6]


1.2 Управление профессиональным спортом

Профессиональному спорту присущи следующие особенности:

  • ориентирование на развитие коммерчески выгодных видов спорта;
  • искусственное создание высокой и жесткой конкуренции на соревнованиях;
  • формирование спортивной элиты;
  • наличие системы социальной защиты спортсменов;
  • экспансия американского профессионального спорта в другие страны.

Несмотря на процесс профессионализации мирового спорта, спорт высших достижений и профессиональный спорт остаются обособленными явлениями. Профессиональный спорт развивается и меняется не только по правилам спортивного развития, но и как бизнес. Особенность профессионального спорта предписывает отличия по некоторым критериям:

  • целевые установки организаторов соревнований и спортсменов;
  • источники финансирования;
  • социальные функции;
  • субъекты управления;
  • условия спортивной деятельности;
  • уровень спортивных достижений;
  • мотивация спортсменов и др.

Функции профессионального спорта

Профессиональный спорт – это очень разнообразный, разветвленный и многоплановый вид деятельности, определяющий его социальные функции. Возможно именно поэтому не существует единого мнения относительно этих функций. К общим функциям относятся функции, которые частично принадлежат профессиональному спорту и более фундаментально реализуются другими сферами человеческой деятельности. К их числу относятся: оздоровительная, воспитательная, миротворческая, образовательная, зрелищная, коммуникативная, рекламная. Часть общих функций (в первую очередь оздоровительная, воспитательная и образовательная) присущи всем разделам спорта. Более того, они в большей степени могут быть реализованы в массовом спорте. В профессиональном коммерческом спорте наиболее отчетливо выражены зрелищная и рекламная функции. К специфическим функциям относятся функции профессионального спорта, которые проявляются непосредственно в занятиях им или в процессе потребления его как зрелища. Речь идет о таких функциях, как:

  • социально-эмоциональная (удовлетворение своих потребностей как в реализации себя самого в профессиональном спорте или при просмотре соревнований в качестве зрителя);
  • развлекательная (миллионы телезрителей получают истинное наслаждение от просмотра соревнований, ну и почти каждый спортсмен начинал свою карьеру в каком-либо из видов спорта только потому, что он ему нравился);
  • объединительная (воспитание патриотизма, поддержание всеобщего победного духа как у команды, так и у зрителей);
  • политическая (победы на спортивной арене придают стране больше власти, хоть и только внешне в глазах простого народа);
  • моделирования поведения (умение работать в команде и т.д.);
  • поддержания надежды (до последнего мы верим в наших!);
  • индивидуализации (поиск себя в профессиональном спорте, выбор любимого спортсмена, вида и т.д.);
  • отвлечения от повседневных проблем (мужчины после работы очень часто смотрят спортивные каналы ,тем самым отвлекаясь от проблем и выплескивая злость на начальника, жену и т.д.).

Американские исследователи приписывают профессиональному спорту и такие функции, как: поддержание стабильности, «клапан безопасности», «модель» для воспитания других членов общества. Если говорить конкретнее, профессиональный спорт сподвигает человека достижению и демонстрации своих наивысших психологических и физических возможностей, учит работать на грани обморока, удовлетворяет потребность масс в публичных зрелищах, которые не вызывают у них агрессивного поведения, обеспечивает рабочими местами людей, которые причастны к спорту. Профессиональный спорт очень интернационален по своей сути, он вносит огромный вклад в установление контакта между народами разных стран.

Организационная структура профессионального спорта состоит из международных и национальных профессиональных спортивных лиг (которые могут быть самостоятельными структурами или входить в национальную федерацию по виду спорта), ассоциаций, союзов, профессиональных спортивных клубов; спортивных команд и спортсменов-профессионалов, заключивших контракты с профессиональными спортивными организациями.

Системообразующим фактором профессионального спорта является зрелищность. В ее основе лежат внешняя привлекательность, эффект сопереживания и отождествления со спортсменами, непредсказуемость результата, сохранение интриги до конца соревнования, постоянное внесение элементов новизны (изменение правил, систем розыгрыша и т.п.). Зрелищность обеспечивают 4 основных компонента: участники, организаторы, органы управления, средства массовой информации. К числу других подсистем профессионального спорта относятся: система подготовки спортсменов; трансфертная, маркетинговая и билетная программы; система обеспечения безопасности спортивных мероприятий; институт судейства; система взаимодействия с региональными властными структурами, спонсорами, болельщиками. Менеджмент и экономика профессионального спорта

В мире существует две основные модели профессионального спорта: американская и европейская. Главным законом для американской модели является получение прибыли за счет спортивной деятельности, дифференциация уровня заработной платы спортсменов, вплоть до установления лимита фонда зарплаты команды, отсутствие спонсоров, большая стоимость продажи телеправ, высокий вступительный взнос для клубов-новичков, система распределения средств от продажи билетов и доходов лиги, низкая арендная плата за пользование муниципальными спортивными сооружениями, налоговые льготы. При этом акцент делается на национальные виды спорта (бейсбол, баскетбол, американский футбол, хоккей) и развитие традиционных профессиональных видов спорта (бокс, автогонки и др.). Финансирование происходит за счет собственной спортивной деятельности. Система отбора спортсменов осуществляется через школьный и студенческий спорт с помощью системы драфта и широкого привлечения «звезд» зарубежного спорта. В отличие от европейской модели, в американской нет большого разрыва в финансовых возможностях профессиональных клубов. Это достигается: константным принципом организации соревнований; системой «драфта»; в определением чемпиона по системе «плей-офф». В американском спорте не столь важно, какое место команда заняла по итогам регулярного чемпионата, так как в «плей-офф» может победить даже команда-аутсайдер. В отличие от американской модели, европейская модель базируется на ротационном принципе проведения соревнований: команда, занявшая последнее место, выбывает из высшего дивизиона, уступая место другой, отобранной по спортивным результатам. В Европе профессиональная лига входит в состав национальной федерации по виду спорта. Эти особенности проявляются при комплектовании команд, участии спонсоров (европейские клубы до 50% доходов могут иметь за счет спонсорской поддержки) и местных структур власти в их финансировании. В Европе клубы получают меньше доходов от продажи телеправ. Европейская модель организации соревнований приводит к появлению нескольких клубов, которые доминируют в национальных чемпионах.