Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 520
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты менеджмента в профессиональном спорте
1.1 Сущность, понятие и развитие профессионального спорта
1.2 Управление профессиональным спортом
Глава 2 Практический анализ исследования управления в профессиональном теннисе
2.1 Постановка проблемы. Анализ тенниса как профессионального вида спорта
2.2 Современная система организации профессионального тенниса
Компенсируя своей деятельностью ограниченные возможности национальных федераций в развитии юношеского спорта, международные специализированные академии комплексно решают задачи подготовки теннисистов экстра-класса путем предоставления уникальной возможности перспективным игрокам работать с лучшими тренерами и тренироваться друг с другом. Высокая квалификация тренерского состава обеспечивается не только выдающимися спортивными достижениями в прошлом, использованием современных научно-методических разработок, но и большим опытом работы с талантливыми игроками, которые и составляют мировую элиту. Для достижения цели в структуре академий эффективно действуют учебные и тренировочные центры, оснащенные современным научно-техническим оборудованием, а также летние лагеря. Применение такой формы подготовки элитных теннисистов обусловлено следующими факторами: высоким ценовым порогом спортивных услуг и сооружений, финансовой и организационной нестабильностью функционирования национальных систем в области резервного спорта, ростом популярности тенниса среди населения (особенно материально обеспеченных слоев).
Функционирование подобного центра в стране, с одной стороны, способствует экономической и политической выгоде, а именно, наличию школы спорта, знаменитых спортсменов и опытных педагогов, дает возможность использования опыта различных ведущих школ в становлении и совершенствовании мастерства спортсмена. С другой стороны, даже при отсутствии центра в стране, соответствующих организационных и экономических условий, спортивных традиций появляется возможность подготовки выдающегося спортсмена. Ведь если он самостоятельно проходит подготовку в центре или страна оплачивает его обучение, то после достижения высоких результатов (победа на крупнейших турнирах, чемпионатах континентов и мира, Олимпийских играх) спортивная слава и укрепление авторитета на международной арене достается не только спортсмену, но и государству.
Подобный опыт применяется и в Болгарии в развитии спортивной борьбы, которая является национальным видом и вызывает высокую заинтересованность со стороны чиновников и коммерческих организаций. Влияние Болгарии на развитие этого вида спорта в мире осуществляется не только путем представительства в руководящих и вспомогательных органах FILA (Международная федерация объединенных стилей борьбы) и CeLA (Центральная европейская ассоциация объединенных стилей борьбы), но и благодаря открытию центра международной подготовки FILA/CeLA. Принципиальным отличием системы соревнований является функционирование клубной системы, содействующей не только коммерциализации вида, но и развитию его в стране, повышению престижа городов-владельцев спортивных клубов и их поддержки со стороны государства.
Следует отметить, что практика создания комплексных тренировочных центров в современной системе подготовки спортсменов характерна практически для всех стран, занимающих высокие места в неофициальном командном зачете на Олимпийских играх, таких как США, Китай, Германия, Австралия, Франция, Великобритания, Италия, Республика Корея, Япония, Нидерланды, Канада. Однако в Украине не сформировано ни одного национального тренировочного центра, не говоря уже о международных.
Учитывая изложенное, возникает объективная необходимость создания центров подготовки в Украине в тех видах спорта, в которых мы имеем огромные традиции и известные в мире школы. Создание их является общей тенденцией для всех видов спорта, мощным стимулом его развития и создания конкурентной среды, что способствует не только интеграции в мировое сообщество, но и выгодно экономически и политически.[9]
Функционирование международного центра подготовки, с одной стороны, является престижным для страны. С другой стороны, если государство, в том числе и Украина, финансирует подготовку своего спортсмена в ведущем центре мира, то завоевание олимпийских медалей приносит славу его стране. И тут уже не имеет значения, где готовился чемпион. Кроме того, это дает спортсменам возможность тренироваться в различных клубах, использовать методические наработки разных школ, многолетний опыт ведущих специалистов, тренироваться со спортсменами высокого класса, которых чрезвычайно сложно собрать в одном клубе. И если смотреть с финансовых соображений, то подобные структуры используются не только для подготовки спортсменов высокого класса, но и для зарабатывания денег. Следовательно, в наше время спорт высших достижений не может эффективно функционировать без тщательного теоретического обоснования вопросов управления, правового и финансового обеспечения его деятельности.
Глобализация тенниса в экономическом, организационном, правовом, производственно-техническом, информационном, научно-технологическом, социальном, политическом проявлениях обусловила формирование структуры мирового теннисного бизнеса, объединяемого корпоративными (экономическими) интересами. К ним следует отнести: фирмы-производители товаров, услуг и развлечений (в том числе СМИ); международные спортивные организации; ведущих теннисистов-профессионалов.
Развитие мирового профессионального тенниса проходит в соответствии с закономерностями, присущими сложным системам. Коммерческие организации формируют рынки финансов и труда, производство и продажу спортивно-зрелищных услуг и товаров широкого потребления, механизм свободных цен и др. Принадлежность его к сфере бизнеса обусловливает атмосферу жесткой конкуренции во всех ее структурных образованиях, диктуемую рынком, что, с одной стороны, активизирует процессы монополизации внутри самой системы, с другой - обеспечивает ее дальнейшее развитие. При этом в выигрыше оказываются практически все субъекты рыночных отношений: теннисисты, их агенты, тренеры, организаторы турниров, фирмы-спонсоры, зрители (продавцы и покупатели спортивно-зрелищных услуг). Индустрия профессионального тенниса - это сегмент мировой сети услуг, эффективное функционирование которого обеспечивается благодаря хорошо отлаженным взаимосвязям и взаимодействию спортивных, оздоровительных, образовательных, технических, управленческих, научных структур, а также спортивной промышленности и средств массовой информации (рис. 5).
Формирование услуги тенниса как товара строится на общей концепции развития его массового, олимпийского и профессионального направлений путем применения традиционного и социально-этического маркетинга, а также использования не только рыночных, но и государственных источников финансирования. В результате мы приходим к выводу, что услуга тенниса как товара предполагает существование трех основных компонентов: спорта высших достижений, услуг и потребительских товаров, имеющих какосновные, так и производные составляющие (рис. 6).
Таким образом, профессиональный теннис представляет собой совокупность социально-экономических отношений частного и публичного характера, возникающих между субъектами в связи с их участием в профессиональной спортивной деятельности. При этом потребление его как услуги приносит значительный экономический и социально-политический эффект для субъектов тенниса и имеет высокую информационно-развлекательную ценность для зрителей. Продвижение его на рынок - это последовательный процесс формирования поведения потребителей, в основе которого - социализация личности, механизмы вовлечения, приверженность к виду спорта, внешние и внутренние факторы, влияющие на личность при принятии решения (рис. 7).[10]
Сегодня сфера спорта в условиях перехода к рыночным отношениям оказалась в очень сложном положении. Кризис затронул все структуры в системе сложившейся вертикали управления различными видами спорта - от профильных министерств и федераций до первичных спортивных организаций, оказывающих услуги населению. Особенно остро данная проблема стоит в постсоветских странах, а процесс адаптации структур к новым реалиям характеризуется переходом от преимущественно государственного бюджетного финансирования к полной самоокупаемости, а также падением платежеспособного спроса со стороны массового потребителя. Спортивным федерациям приходится строить принципиально новые схемы управления и координации деятельности во вверенных им областях и решать проблемы финансирования. Спортивные базы, клубы, секции уже не могут работать без трансформации в полноценные предпринимательские структуры, функционирующие в соответствии с законами конкурентного рынка.
Колоссальный опыт в решении данных вопросов имеют организационные структуры тенниса, которые эффективно развиваются не только на международном, но и национальном (экономически развитые страны) уровне. Жесткая конкуренция в единой (монопольной) системе профессионального тенниса на всех уровнях обусловлена ростом популярности вида спорта и увеличения количества субъектов рынка: спортсмены, агенты, тренеры, организаторы турниров, фирмы-спонсоры, зрители, выступающие в качестве покупателей и продавцов товара, а товаром выступает спортивное зрелище, личность спортсмена, уровень его мастерства, психоэмоциональные и внешние данные. В рамках этой системы функционируют рынки товаров и услуг, финансов и рабочей силы, в формировании которых принимают активное участие коммерческие компании и менеджерские агентства. Экономическая заинтересованность каждого участника рынка способствует функционированию механизма свободных цен, а необходимость сбыта профессионального тенниса как товара влечет за собой расширение географии проведения турниров, вовлечение новых стран, а также развитие внешнеэкономических связей между национальными системами стран-участниц профессионального тура.
Коммерциализация олимпийского спорта все больше способствует ориентации деятельности структур различных видов спорта на получение дохода и создание соответствующей рыночной инфраструктуры. Особенностью современного тенниса, в частности системы соревнований, является не только стабильность календаря (сроки проведения), но и привязанность к спортивным объектам (место проведения). Так, организация и проведение крупного спортивного мероприятия - это комплексная работа, подразумевающая не только строительство спортивных сооружений, но и формирование целой инфраструктуры.
Применение передового менеджмента в организации и проведении теннисных турниров на протяжении длительного времени способствовало не только популяризации вида спорта, но и позволило превратить их в крупнейшие коммерческие мероприятия, основные доходы национальных федераций и муниципальных властей, что является эффективной моделью для применения в других видах спорта. Если в плавании крупные турниры, коммерческие старты перемещаются по всему миру, то стабильность календаря соревнований в теннисе, привязанность к спортивным (комплексным) сооружениям способствуют привлечению спортсменов, зрителей, спонсоров и увеличению доходов всех участников процесса.
Сегодня теннисный турнир - это самостоятельное и экономически выгодное мероприятие, предполагающее не только непосредственное проведение соревнований, но и решение ряда организационных вопросов, касающихся прав собственности, привлечения финансовых средств, участия игроков. Наглядным примером служат четыре турнира «Большого шлема». Основные теннисные стадионы имеют постоянных владельцев, а целью их деятельности является проведение всевозможных мероприятий для повышения рентабельности и экономии средств на содержание и страховку. В дополнение к продаже и маркетингу мероприятия спортивное сооружение продает и себя, находит рынок сбыта для своих материальных (площадь здания, участка) и нематериальных фондов (постоянная аренда, факт единственно крупного спортивного сооружения в данной местности и удовлетворение потребности города в спортивном сооружении экстра-класса). Подобная эксплуатация характерна для теннисных стадионов, что и обусловливает ее экономическую эффективность.
Отметим, что в олимпийском движении имеется масса нерешенных социальных проблем, которые уже урегулированы в теннисе, например, изменение ценностных ориентаций спортсменов в результате коммерциализации и профессионализации спорта и их социальная адаптация.[11]
Если в 1988 г. лидеры мирового профессионального тенниса не хотели принимать участие в Олимпийских играх или рассматривали их как второстепенный турнир (отсутствие призовых фондов, рейтинговых очков, большие нагрузки, вероятность проигрыша), то современная элита, обладатели престижнейших титулов - Р. Федерер, Р. Надаль, Н. Джокович и др. - не только принимают активное участие в них, а ставят перед собой как основную задачу профессиональной карьеры: выигрыш олимпийской медали. Чего не скажешь о представителях других олимпийских видов спорта, где только сформирована система коммерческих стартов. Актуальным сегодня остается вопрос социальной адаптации спортсменов в олимпийском спорте, решение которого имеет положительный опыт в теннисе путем реализации обязательных образовательных программ для всех участников тура, начиная с 1990-х годов.
Заключение
Профессиональный спорт очень давно стал частью жизни почти каждого человека. Многие часы мы проводим перед экранами телевизоров, просматривая именно спортивные трансляции и передачи, даже не задумываясь о том, сколько сил вкладывается в управление профессиональным спортом и поддержание его жизнедеятельности. Огромные гонорары, выплачиваемые спортсменам, компенсируются из разных источников: от продажи билетов, до рекламы на стадионах. Но всегда возникает один вопрос. Зачем? Зачем профессиональный спорт нужен в современном мире, где миллионами умирают люди от неизлечимых болезней.
Не лучше ли было бы направить «спортивные миллионы» на благо человечества. Изучив индустрию профессионального спорта ,узнав о системе управления, можно ответить на поставленный вопрос. Профессиональный спорт – это безумная мощь в руках правительства, с помощью которой она не только управляет массами, но и ловко жонглирует на политической мировой арене. Никто не отменял вечное «быстрее, выше сильнее». Для многих простых людей победа страны на спортивном фронте выглядит как ее победа во всех аспектах мировых отношений. Это воспитывает патриотизм и вечную веру в государство и светлое будущее.
Физическая культура и спорт относится к сфере социальной жизни, представляя собой неотъемлемый элемент нематериального производства. В этой связи возникает необходимость повышения эффективности управления сферой физической культуры и спорта.
Это означает более рациональное использование имеющихся возможностей и затрачиваемых усилий для решения кардинальных задач, возникших перед страной, и значение решений этих задач на государственном уровне в наши дни неизмеримо возросло. Однако, состояние здоровья всех слоев населения России продолжает оставаться наиболее тревожным фактором, требующим все более кардинальных решений.