Файл: Менеджмент профессионального спорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 520

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Компенсируя своей деятельностью ограниченные возможности национальных федераций в развитии юношеского спор­та, международные специализированные академии комплексно решают задачи под­готовки теннисистов экстра-класса путем предоставления уникальной возможности перспективным игрокам работать с луч­шими тренерами и тренироваться друг с другом. Высокая квалификация тренерско­го состава обеспечивается не только вы­дающимися спортивными достижениями в прошлом, использованием современных научно-методических разработок, но и боль­шим опытом работы с талантливыми игро­ками, которые и составляют мировую элиту. Для достижения цели в структуре академий эффективно действуют учебные и трени­ровочные центры, оснащенные современ­ным научно-техническим оборудованием, а также летние лагеря. Применение такой формы подготовки элитных теннисистов обусловлено следующими факторами: вы­соким ценовым порогом спортивных услуг и сооружений, финансовой и организаци­онной нестабильностью функционирования национальных систем в области резервного спорта, ростом популярности тенниса среди населения (особенно материально обеспе­ченных слоев).

Функционирование подобного центра в стране, с одной стороны, способствует экономической и политической выгоде, а именно, наличию школы спорта, знамени­тых спортсменов и опытных педагогов, дает возможность использования опыта раз­личных ведущих школ в становлении и со­вершенствовании мастерства спортсмена. С другой стороны, даже при отсутствии центра в стране, соответствующих организацион­ных и экономических условий, спортивных традиций появляется возможность подго­товки выдающегося спортсмена. Ведь если он самостоятельно проходит подготовку в центре или страна оплачивает его обучение, то после достижения высоких результатов (победа на крупнейших турнирах, чемпиона­тах континентов и мира, Олимпийских играх) спортивная слава и укрепление авторитета на международной арене достается не толь­ко спортсмену, но и государству.

Подобный опыт применяется и в Болга­рии в развитии спортивной борьбы, которая является национальным видом и вызывает высокую заинтересованность со стороны чи­новников и коммерческих организаций. Вли­яние Болгарии на развитие этого вида спорта в мире осуществляется не только путем представительства в руководящих и вспо­могательных органах FILA (Международная федерация объединенных стилей борьбы) и CeLA (Центральная европейская ассоциация объединенных стилей борьбы), но и благода­ря открытию центра международной подго­товки FILA/CeLA. Принципиальным отличием системы соревнований является функциони­рование клубной системы, содействующей не только коммерциализации вида, но и раз­витию его в стране, повышению престижа городов-владельцев спортивных клубов и их поддержки со стороны государства.


Следует отметить, что практика создания комплексных тренировочных центров в со­временной системе подготовки спортсменов характерна практически для всех стран, за­нимающих высокие места в неофициальном командном зачете на Олимпийских играх, таких как США, Китай, Германия, Австралия, Франция, Великобритания, Италия, Респу­блика Корея, Япония, Нидерланды, Канада. Однако в Украине не сформировано ни одно­го национального тренировочного центра, не говоря уже о международных.

Учитывая изложенное, возникает объ­ективная необходимость создания центров подготовки в Украине в тех видах спорта, в которых мы имеем огромные традиции и из­вестные в мире школы. Создание их являет­ся общей тенденцией для всех видов спорта, мощным стимулом его развития и создания конкурентной среды, что способствует не только интеграции в мировое сообщество, но и выгодно экономически и политически.[9]

Функционирование международного центра подготовки, с одной стороны, являет­ся престижным для страны. С другой сторо­ны, если государство, в том числе и Украина, финансирует подготовку своего спортсмена в ведущем центре мира, то завоевание олим­пийских медалей приносит славу его стране. И тут уже не имеет значения, где готовился чемпион. Кроме того, это дает спортсменам возможность тренироваться в различных клубах, использовать методические на­работки разных школ, многолетний опыт ведущих специалистов, тренироваться со спортсменами высокого класса, которых чрезвычайно сложно собрать в одном клубе. И если смотреть с финансовых соображений, то подобные структуры используются не только для подготовки спортсменов высоко­го класса, но и для зарабатывания денег. Следовательно, в наше время спорт высших достижений не может эффективно функционировать без тщательного теорети­ческого обоснования вопросов управления, правового и финансового обеспечения его деятельности.

Глобализация тенниса в экономическом, организационном, правовом, производ­ственно-техническом, информационном, научно-технологическом, социальном, по­литическом проявлениях обусловила фор­мирование структуры мирового теннисного бизнеса, объединяемого корпоративными (экономическими) интересами. К ним сле­дует отнести: фирмы-производители това­ров, услуг и развлечений (в том числе СМИ); международные спортивные организации; ведущих теннисистов-профессионалов.

Развитие мирового профессионального тенниса проходит в соответствии с законо­мерностями, присущими сложным систе­мам. Коммерческие организации формируют рынки финансов и труда, производство и продажу спортивно-зрелищных услуг и товаров широкого потребления, механизм свободных цен и др. Принадлежность его к сфере бизнеса обусловливает атмосферу жесткой конкуренции во всех ее структур­ных образованиях, диктуемую рынком, что, с одной стороны, активизирует процессы монополизации внутри самой системы, с другой - обеспечивает ее дальнейшее раз­витие. При этом в выигрыше оказываются практически все субъекты рыночных от­ношений: теннисисты, их агенты, тренеры, организаторы турниров, фирмы-спонсоры, зрители (продавцы и покупатели спортивно-зрелищных услуг). Индустрия профессионального тенниса - это сегмент мировой сети услуг, эффективное функционирование которого обеспечивается благодаря хорошо отлаженным взаимосвя­зям и взаимодействию спортивных, оздоро­вительных, образовательных, технических, управленческих, научных структур, а также спортивной промышленности и средств мас­совой информации (рис. 5).


Формирование услуги тенниса как товара строится на общей концепции развития его массового, олимпийского и профессионально­го направлений путем применения традици­онного и социально-этического маркетинга, а также использования не только рыночных, но и государственных источников финансиро­вания. В результате мы приходим к выводу, что услуга тенниса как товара предполагает существование трех основных компонентов: спорта высших достижений, услуг и потреби­тельских товаров, имеющих какосновные, так и производные составляющие (рис. 6).

Таким образом, профессиональный тен­нис представляет собой совокупность соци­ально-экономических отношений частного и публичного характера, возникающих между субъектами в связи с их участием в профес­сиональной спортивной деятельности. При этом потребление его как услуги приносит значительный экономический и социально-политический эффект для субъектов тен­ниса и имеет высокую информационно-развлекательную ценность для зрителей. Продвижение его на рынок - это последова­тельный процесс формирования поведения потребителей, в основе которого - социа­лизация личности, механизмы вовлечения, приверженность к виду спорта, внешние и внутренние факторы, влияющие на личность при принятии решения (рис. 7).[10]

Сегодня сфера спорта в условиях пере­хода к рыночным отношениям оказалась в очень сложном положении. Кризис затро­нул все структуры в системе сложившейся вертикали управления различными видами спорта - от профильных министерств и фе­дераций до первичных спортивных организаций, оказывающих услуги населению. Особенно остро данная проблема стоит в постсоветских странах, а процесс адаптации структур к новым реалиям характеризуется переходом от преимущественно государ­ственного бюджетного финансирования к полной самоокупаемости, а также падением платежеспособного спроса со стороны массо­вого потребителя. Спортивным федерациям приходится строить принципиально новые схемы управления и координации деятель­ности во вверенных им областях и решать проблемы финансирования. Спортивные базы, клубы, секции уже не могут работать без трансформации в полноценные пред­принимательские структуры, функциони­рующие в соответствии с законами конку­рентного рынка.

Колоссальный опыт в решении данных вопросов имеют организационные структу­ры тенниса, которые эффективно развивают­ся не только на международном, но и нацио­нальном (экономически развитые страны) уровне. Жесткая конкуренция в единой (монопольной) системе профессионального тенниса на всех уровнях обусловлена ростом популярности вида спорта и увеличения количества субъектов рынка: спортсмены, агенты, тренеры, организаторы турниров, фирмы-спонсоры, зрители, выступающие в качестве покупателей и продавцов товара, а товаром выступает спортивное зрелище, личность спортсмена, уровень его мастер­ства, психоэмоциональные и внешние дан­ные. В рамках этой системы функционируют рынки товаров и услуг, финансов и рабочей силы, в формировании которых принимают активное участие коммерческие компании и менеджерские агентства. Экономическая за­интересованность каждого участника рынка способствует функционированию механизма свободных цен, а необходимость сбыта про­фессионального тенниса как товара влечет за собой расширение географии проведения турниров, вовлечение новых стран, а так­же развитие внешнеэкономических связей между национальными системами стран-участниц профессионального тура.


Коммерциализация олимпийского спор­та все больше способствует ориентации деятельности структур различных видов спорта на получение дохода и создание со­ответствующей рыночной инфраструктуры. Особенностью современного тенниса, в част­ности системы соревнований, является не только стабильность календаря (сроки про­ведения), но и привязанность к спортивным объектам (место проведения). Так, органи­зация и проведение крупного спортивного мероприятия - это комплексная работа, подразумевающая не только строительство спортивных сооружений, но и формирова­ние целой инфраструктуры.

Применение передового менеджмента в организации и проведении теннисных тур­ниров на протяжении длительного времени способствовало не только популяризации вида спорта, но и позволило превратить их в крупнейшие коммерческие мероприятия, основные доходы национальных федера­ций и муниципальных властей, что является эффективной моделью для применения в других видах спорта. Если в плавании круп­ные турниры, коммерческие старты пере­мещаются по всему миру, то стабильность календаря соревнований в теннисе, при­вязанность к спортивным (комплексным) сооружениям способствуют привлечению спортсменов, зрителей, спонсоров и увели­чению доходов всех участников процесса.

Сегодня теннисный турнир - это само­стоятельное и экономически выгодное ме­роприятие, предполагающее не только непо­средственное проведение соревнований, но и решение ряда организационных вопросов, касающихся прав собственности, привлече­ния финансовых средств, участия игроков. Наглядным примером служат четыре турни­ра «Большого шлема». Основные теннисные стадионы имеют постоянных владельцев, а целью их деятельности является проведение всевозможных мероприятий для повыше­ния рентабельности и экономии средств на содержание и страховку. В дополнение к про­даже и маркетингу мероприятия спортивное сооружение продает и себя, находит рынок сбыта для своих материальных (площадь здания, участка) и нематериальных фондов (постоянная аренда, факт единственно круп­ного спортивного сооружения в данной мест­ности и удовлетворение потребности города в спортивном сооружении экстра-класса). Подобная эксплуатация характерна для тен­нисных стадионов, что и обусловливает ее экономическую эффективность.

Отметим, что в олимпийском движении имеется масса нерешенных социальных про­блем, которые уже урегулированы в теннисе, например, изменение ценностных ориента­ций спортсменов в результате коммерциа­лизации и профессионализации спорта и их социальная адаптация.[11]


Если в 1988 г. лидеры мирового профес­сионального тенниса не хотели принимать участие в Олимпийских играх или рассма­тривали их как второстепенный турнир (от­сутствие призовых фондов, рейтинговых очков, большие нагрузки, вероятность проигрыша), то современная элита, облада­тели престижнейших титулов - Р. Федерер, Р. Надаль, Н. Джокович и др. - не только принимают активное участие в них, а ставят перед собой как основную задачу професси­ональной карьеры: выигрыш олимпийской медали. Чего не скажешь о представителях других олимпийских видов спорта, где толь­ко сформирована система коммерческих стартов. Актуальным сегодня остается вопрос социальной адаптации спортсменов в олимпийском спорте, решение которого имеет положительный опыт в теннисе путем реализации обязательных образовательных программ для всех участников тура, начиная с 1990-х годов.

Заключение

Профессиональный спорт очень давно стал частью жизни почти каждого человека. Многие часы мы проводим перед экранами телевизоров, просматривая именно спортивные трансляции и передачи, даже не задумываясь о том, сколько сил вкладывается в управление профессиональным спортом и поддержание его жизнедеятельности. Огромные гонорары, выплачиваемые спортсменам, компенсируются из разных источников: от продажи билетов, до рекламы на стадионах. Но всегда возникает один вопрос. Зачем? Зачем профессиональный спорт нужен в современном мире, где миллионами умирают люди от неизлечимых болезней.

Не лучше ли было бы направить «спортивные миллионы» на благо человечества. Изучив индустрию профессионального спорта ,узнав о системе управления, можно ответить на поставленный вопрос. Профессиональный спорт – это безумная мощь в руках правительства, с помощью которой она не только управляет массами, но и ловко жонглирует на политической мировой арене. Никто не отменял вечное «быстрее, выше сильнее». Для многих простых людей победа страны на спортивном фронте выглядит как ее победа во всех аспектах мировых отношений. Это воспитывает патриотизм и вечную веру в государство и светлое будущее.

Физическая культура и спорт относится к сфере социальной жизни, представляя собой неотъемлемый элемент нематериального производства. В этой связи возникает необходимость повышения эффективности управления сферой физической культуры и спорта.

Это означает более рациональное использование имеющихся возможностей и затрачиваемых усилий для решения кардинальных задач, возникших перед страной, и значение решений этих задач на государственном уровне в наши дни неизмеримо возросло. Однако, состояние здоровья всех слоев населения России продолжает оставаться наиболее тревожным фактором, требующим все более кардинальных решений.