Файл: Особенности планирования налоговой стратегии и разработка регламента по управлению процессами планирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данная схема применима для описания процесса любого уровня. В том случае, если Процесс достаточно велик и сложен, а его по частям выполняют различные должностные лица и сотрудники огромное значение принимает правильная и оптимальная организация и согласованность их работ.

III Сеть Бизнес-процессов, из которых состоит Процесс

Для того чтобы ход Процесса был организован оптимальным образом, необходимо:

1. Четко определить спецификацию на Выходы Процесса. Приоритет в установлении требований к Выходам Процесса имеет Потребитель результатов Процесса. «Клиент всегда прав». При этом Потребитель может быть как внешним, так и внутренним, то есть выход одного Процесса может являться Входом другого в пределах одной организации. 

Огромное значение имеет согласованность действий и отсутствие проблем на стыках процессов. Как правило, при согласовании внутреннего взаимодействия, руководители должны определить между собой, кто?, что?, кому? и  когда передает? Одним из удобных средств документального регламентирования такого взаимодействия являются хорошо известные «Положения о подразделениях». В типовую форму можно добавить раздел «Взаимодействие» внести в этот раздел порядок взаимодействия подразделений (процессов) между собой и согласовать между взаимодействующими руководителями.

 При этом рекомендуется соблюдать еще три правила:

Правило 1. За то, что все требования Потребителя  (в том числе внутреннего) выявлены и выполнены  несет ответственность  Хозяин Процесса и только он один. Или лицо его замещающее.

Правило 2. За результат Процесса (Выход) и его своевременную доставку Потребителю (в том числе внутреннему)  несет ответственность  Хозяин Процесса и только он один. Или лицо его замещающее.

Правило 3.  За эффективность Процесса несет ответственность  Хозяин Процесса и только он один. Или лицо его замещающее.

Последняя фраза о замещающем лице продиктована жизненной необходимостью выполнения требований Потребителя вне зависимости от присутствия или отсутствия  на работе конкретных лиц.

Для улучшения управляемости Процесса целесообразно разбить его на сеть бизнес-процессов. Количество бизнес-процессов также должно подчиняться закону 7±2. За выполнение каждого бизнес-процесса, также должен быть назначен ответственный из сотрудников подразделения. Пример такого разбиения приведен на рис. 4. Пример распределения и закрепления ответственности  в матричной форме на рис. 5.


Буквы в Матрице ответственности означают следующее:

О – ответственный за проведение и результат данного бизнес-процесса (работы, функции).

У – участвует в проведении данного бизнес-процесса (работы, функции).

И – получает информацию о результатах и/или ходе данного бизнес-процесса (работы, функции).

Правило 4. В каждой строчке Матрицы может быть только одна буква О. То есть, за каждую работу может быть назначен только один ответственный. Букв У и И может быть несколько, или не быть вообще, но, как правило, Хозяин Процесса должен участвовать или получать информацию обо всех бизнес-процессах. Ответственность, закрепленная в Матрице, должна быть внесена в Должностную инструкцию данного сотрудника.

Пример 3. Из Матрицы на рис. 5 в должностную инструкцию «Главного специалиста» должна быть перенесена ответственность за бизнес-процессы бп2бп6 и участие в выполнение работ по бизнес-процессам  бп5бп7 и Подготовке кадров.

Рис. 4. Декомпозиция Процесса в сеть бизнес-процессов

 Данный процесс выполняют 5 сотрудников во главе с Хозяином Процесса:

Х – Хозяин Процесса,

Г/с – главный специалист;

С – специалист;

и1 – исполнитель 1;

и2 – исполнитель 2.

Рис. 5. Матрица ответственности по Процессу N

Этапы разработки регламента процесса

Регламентэто важнейший нормативный документ, который определяет порядок работ, выполняемых сотрудниками организации для достижения определенных результатов, он описывает взаимодействие между структурными подразделениями или организациями [13, с.82].

Разработкой регламента называют процесс документирования порядка и условий проведения работ, а также требований к входам и выходам процесса, его ресурсам и управлению. Зачастую дополнительно к разработке регламента относят документирование механизмов управления жизненным циклом самого документа.

Еще перед началом обследования необходимо определиться, какой  регламент мы хотим создать, каковы будут его характеристики [10, с.75]:

1. Наименование регламентируемого процесса. Какую зону в него включить и как назвать? Ответ на этот вопрос очень важен, здесь очерчивается зона, которую мы собираемся регламентировать.


2. Его входы и выходы. Здесь необходимо понять,  что именно является результатом процесса,– какую ценность он создает 

для потребителя,– из чего он ее создает.

3. Точку зрения на регламентируемый процесс. Ведь согласитесь, что процесс получения денег в кассе банка для клиента и для кассира выглядит совершенно по-разному. Таким образом, определив точку зрения, мы четко выявим потребителя – кто будет пользоваться будущим регламентом.

4. Степень детализации процесса (и регламента). Нужно найти золотую середину, чтобы регламент содержал четкие, однозначно воспринимаемые требования к порядку проведения работ и при этом не перегружал пользователя малозначащими деталями.

5. Необходимо также определить должностное лицо, ответственное за процесс и его результаты. Именно это должностное лицо в дальнейшем будет отслеживать появление отклонений живого процесса от его слепка, изображенного в регламенте. Оно же должно инициировать процедуру пересмотра и актуализации регламента.

2. Разработка регламента процесса «Планирование налоговой стратегии»

2.1 Описание предметной области

Налоговое планирование неотвратимо появляется в жизни любого предпринимателя или бизнесмена, как только он понимает, что на свете существуют не только выручка и доход, но и налоговое бремя, зачастую в лице налогового инспектора.

Сущность налогового планирования сводится не только к минимизации налоговой нагрузки, но и к недопущению возникновения проблем со стороны налоговых органов и штрафных санкций. Налоговое планирование и налоговая оптимизация не имеют ничего общего ни с уклонением от уплаты налогов, ни с прямым сокращением налоговых выплат. На практике они проявляются в уменьшении размера налогооблагаемой прибыли и грамотном планировании налоговых выплат с учетом особенностей хозяйственной деятельности той или иной компании.

Немало возможностей для снижения налогового бремени предоставляет предпринимателям и само государство. Гибкие ставки налогообложения, налоговые льготы при умелом их использовании могут существенно увеличить финансовые ресурсы компании после выплаты всех предусмотренных законодательством налогов.


Обозначим для начала достаточно абстрактно методологию налоговой оптимизации, которая пока не будет учитывать специфику конкретного предприятия. Итак, для построения системы налоговой оптимизации нужно:

  • исследовать все стороны деятельности, проанализировать слабые и сильные бизнес-процессы, а также возможные направления для внедрения налогового планирования;
  • учесть, что деятельность российских организаций регулируется помимо налогового отраслевым законодательством (таможенным - для экспортеров и импортеров, и антимонопольным - для крупных организаций), и т.д.;
  • проработать и подготовить кадровый документооборот по налоговому вопросу (проверить все названия, цифры, показатели, данные контрагентов). Иногда мельчайшие опечатки привлекают внимание налоговиков. В случаях осуществления разовых хозяйственных операций необходимо это подчеркивать;
  • надлежащим образом сформировать учетную политику организации. В приказе об учетной политике в целях налогообложения четко определить и однозначно сформулировать суть метода признания дохода в целях налогообложения, включая, разумеется, составляющие его элементы. В приказе об учетной политике в целях налогообложения зафиксировать метод начисления амортизации на основные производственные фонды.

Другими словами, под налоговым планированием следует понимать сумму шагов, направленных на наращивание финансовых активов компании, в т.ч. за счет четкой и эффективной работы в части регулирования объемов в тех или иных видах деятельности и, соответственно, подходов к структурированию налогооблагаемой части доходов. Эффективные решения обеспечивают расчеты с бюджетами любого уровня таким образом, что у представителей фискального ведомства будет лишний повод предложить вам средства назад (в части вычетов и возвратов). Кроме того, детальное планирование нужно осуществлять не после реализации каких-либо хозяйственных операций или по прошествии налогового периода, а на стадии планирования, например, сделки, т.е. заранее.

Таким образом, если исходить из необходимости сочетания целесообразности и недопустимости неправомерности использования налогового планирования, то его основные принципы должны быть определены следующим образом:

  • соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования;
  • снижение совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инструментов налогового планирования;
  • созидательное использование всех возможностей и принципов, дающихся законодательством, а также инструментария, доступного для конкретной организации, при осуществлении конкретной сделки. В свою очередь, они обеспечат достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением;
  • планирование нескольких альтернативных вариантов с выделением наиболее оптимального применительно к конкретной ситуации;
  • учет возможности и вероятности корректировки выбранных способов для скорейшего учета потенциальных изменений, вносимых в действующее законодательство, т.е. некого буфера для форс-мажорных обстоятельств, которые могут быть использованы или трактованы не в пользу компании, применяющей ту или иную ранее апробированную схему планирования;
  • понятность и экономическая обоснованность схемы как в целом, так и всех без исключения ее составных частей.

Одним из этапов налогового планирования являются анализ налоговых проблем организации и постановка задачи, в целях решения которой в дальнейшем должны разрабатываться инструменты и схемы применительно к особенностям организации финансово-хозяйственной деятельности. В качестве задачи налогового планирования, в частности, может выступать:

  • минимизация налоговых потерь организации по какому-либо налогу или сбору;
  • минимизация налоговых потерь по совокупности налогов, исчисляемых на базе одного и того же объекта налогообложения (например, оборотных налогов с выручки);
  • минимизация по всей совокупности налогов и сборов, плательщиком которых является организация.

В этих целях необходимо предварительно уточнить перечень и потенциальный круг налогов, которые в будущем надлежит уплачивать, их ставки, размеры, распределение между бюджетами различных уровней и налоговые льготы, и иные возможные характеристики. Обязательно также провести анализ системы договорных отношений и типичных хозяйственных ситуаций, определить и оценить сумму налоговых обязательств в текущих условиях хозяйствования.

Инструментами налогового планирования являются налоговые льготы, специальные налоговые режимы, зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом, соглашения об избежании двойного налогообложения и т.д., позволяющие практически реализовать предусмотренные законодательством наиболее выгодные с позиций возникающих налоговых последствий условия хозяйствования.

Основными и наиболее распространенными инструментами налогового планирования являются:

  • предусмотренные налоговым и отраслевым законодательством налоговые льготы;
  • оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений применительно к осуществляемым видам деятельности того или иного бизнеса;
  • цена сделки;
  • дифференциация налоговых ставок по видам налогов;
  • специальные налоговые режимы и системы налогообложения;
  • льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями, в т.ч. со странами, относимыми к числу офшорных зон;
  • методы определения налогооблагаемой базы по конкретным налогам.

В процессе подготовки к налоговому планированию необходимо проанализировать принципы признания расходов для целей налогообложения, вспомнив связанные с ними основные нормы НК РФ.

Владелец процесса, выходы и входы процесса