Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2. Понятие и признаки товарного знака, знака обслуживания
3. Субъекты прав на товарный знак, знак обслуживания.
4. Оформление прав на товарный знак, знак обслуживания
5. Использование товарного знака, знака обслуживания
6. Защита прав на товарный знак, знак обслуживания
Введение
Насыщение рынка различными товарами и услугами является одним из условий существования рыночной экономики.
Расширению спектра высококачественных товаров и услуг во многом способствует наличие системы объектов, индивидуализирующих не только сами товары или услуги, но и их производителей, выступающих участниками гражданского оборота.
От наличия такой системы, от ее работоспособности и эффективности выигрывают все: потребители продукции, ее производители, посредники, государство.
Потребители получают инструмент, позволяющий им ориентироваться на рынке товаров и услуг, и выбирать продукт, обладающий должным качеством, или его производителя, имеющего надлежащую репутацию.
Производители и посредники с помощью средств индивидуализации обретают возможность гарантировать качество производимой или продаваемой ими продукции, а также продвигать свои товары и услуги среди товаров и услуг, реализуемых другими участниками рынка.
Государство может рассчитывать на высокий уровень цивилизованности экономики и наличие дополнительных механизмов развития национального рынка.
Данные объекты (товарный знак, знак обслуживания) эксплуатируются в правовом режиме.
Понятие «интеллектуальная собственность» является обобщающим по отношению к целому ряду правовых институтов, из которых наиболее значимыми являются патентное право и товарные знаки. Действующее законодательство о патентном праве способствуют исследованиям и развитию новых идей, о товарных знаках - «увязывает» продукт с его производителем.
Патентное право стало развиваться относительно недавно. Можно сказать, что патентное право служит определенным признанием несовершенства системы рыночной экономики, ибо рыночная экономика, хорошо приспособленная для обеспечения производства и распределения товаров, малопригодна для того, чтобы побуждать к созданию новых и лучших товаров. Это связано с тем, что при изобретении нового продукта в чисто рыночной системе конкуренты тотчас его копируют и сводят его цену до стоимости производственных затрат, тем самым снижая прибыль до уровня, на котором невозможно возместить расходы на исследования и разработки, приведшие к появлению изобретения.
За последние годы в данной области произошел ряд перемен, чрезвычайно сильно отразившихся на рассматриваемых объектах правового регулирования. Основополагающим источником, затрагиваемым эту область является Гражданский кодекс Российской Федерации и ряд других источников.
2. Понятие и признаки товарного знака, знака обслуживания
2.1. Товарный знак
Существующее законодательство, а именно пункт 1 статьи 1477 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) определяет товарный знак как обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц.
В соответствии с пунктом 2 ст. 1481 ГК РФ свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака, и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
Итак, товарный знак - это условное обозначение (символ), который помещается на выпускаемой продукции, который может заменять длинное и неудобное наименование изготовителя товара. Очевидно, что помещение на изделии полных сведений, касающихся изготовителя товара не может считаться товарным знаком.
Товарные знаки можно классифицировать по разным основаниям.
1. По форме выражения. Согласно статье 1482 ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации (далее – комбинированное обозначение):
а) словесные.
Отличаются большим разнообразием. Могут использоваться имена известных людей, названия обитателей флоры и фауны, наименование природных явлений, и т. п. Например, в Костромской области зарегистрирован словесный торговый знак «Кострома – ювелирная столица России». Правообладателем товарного знака является администрация Костромской области;
б) изобразительные.
Это обозначения в виде разнообразных значков, орнаментов, символов, рисунков, и т.п. В нашей стране на их долю приходится более половины всех регистрируемых товарных знаков. Данные товарные знаки разрабатываются на основе использования изображений архитектурных сооружений, народных орнаментов, известных памятников истории и культуры и т.п. Успех изобразительных товарных знаков в большой степени определяется их простотой и броскостью.
в) объемные.
Представляют собой изображения товарного знака в трех измерениях. Предметом такого знака может быть либо оригинальная форма изделия (форма свечи, мыла) которая должна определяться его функциональным назначением; либо его упаковка (оригинальная форма бутылки или флакона для духов). Объемный товарный знак должен характеризоваться новым и оригинальным внешним видом, а не просто повторять внешний вид известного предмета.
г) комбинированные.
Сочетают в себе элементы названных выше знаков.
Такие знаки представляют собой сочетания рисунка и слова, рисунка и букв, рисунка и цифр, слов и цифр и т.п. Такие сочетания несут в себе смысловую нагрузку, а используемые элементы дополняют и поясняют друг друга.
Кроме приведенных видов товарных знаков, допускаются к регистрации, в частности звуковые, световые обонятельные и иные обозначения. В настоящее время подобные товарные знаки регистрируются в основном на имя иностранных пользователей, так как в отечественной практике они распространения еще не получили.
2. В зависимости от числа субъектов, имеющих право на пользование товарным знаком, различают:
а) индивидуальные.
Это обозначение, зарегистрированное на имя отдельного юридического или физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью.
б) коллективные.
Это товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых или реализуемых ими товаров.
Например, в Костромской области и за её пределами известен торговый знак предприятия ООО «ППО «Орбита», выпускающего детскую одежду под маркой «Орби».
Данный знак должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к индивидуальным товарным знакам.
Тем не менее, существует ряд особенностей, которые отличают правовой режим коллективного товарного знака от правового режима индивидуального товарного знака.
К ним можно отнести принадлежность знака только объединению предприятий, а также входящим в данное объединение предприятиям и организациям, которые могут использовать коллективный товарный знак в качестве единственного средства для обозначения товара либо применять его наряду с индивидуальным товарным знаком. При этом правом контроля за его использованием этом объединение, на имя которого зарегистрирован коллективный торговый знак обладает правом контроля за его использованием. Данные условия использования коллективного товарного знака отражаются в специальном правовом документе, именуемом уставом коллективного товарного знака. Он разрабатывается и утверждается самим объединением и прилагается к заявке на регистрацию коллективного товарного знака.
3. Другим основанием для классификации товарных знаков является степень их известности. По степени известности товарные знаки подразделяются на:
а) обычные.
В качестве обычных товарных знаков выступают любые новые оригинальные обозначения товаров.
б) общеизвестные.
Это такое обозначение, которое знакомо широкому кругу потребителей благодаря его использованию для обозначения определенных товаров.
Вопрос о том является ли товарный знак на территории России общеизвестным или нет, решается Федеральной службой по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент). Особая защита общеизвестных товарных знаков обосновывается задачами борьбы с недобросовестной конкуренцией, а также необходимостью охраны интересов потребителей, которые могут спутать вновь зарегистрированный товарный знак с общеизвестным. Поэтому, например, на территории России подлежат защите в качестве общеизвестных такие словесные товарные знаки, как, Mazda, Sony и т.п.
Иными словами то или иное обозначение может быть признано товарным знаком лишь в том случае, если оно позволяет потребителю без труда узнать нужную ему продукцию, и не спутать с аналогичной продукцией других производителей. Поэтому необходимым условием правовой охраны знака является его новизна.
Сущность данного требования новизны заключается в том, что обозначение, заявленное в качестве товарного знака, не должно быть тождественным или сходным с товарными знаками, уже зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Российской Федерации или охраняемыми в Российской Федерации в силу международных соглашений. Тождественным признается обозначение, которое во всех своих элементах совпадает с уже известным товарным знаком и при этом относится к одному и тому же классу товаров.
И последнее, обозначение может считаться товарным знаком лишь тогда, когда оно в установленном порядке зарегистрировано.
2.2. Знак обслуживания.
Знак обслуживания – это обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг (статья 1477 ГК РФ).
Иными словами, обозначение может быть признано знаком обслуживания, если оно носит характер символа, является новым и зарегистрировано в Роспатенте.
Знак обслуживания практически не имеет отличий от товарного знака и по своему правовому режиму. Различаются они лишь по объекту маркировки: если товарные знаки индивидуализируют и рекламируют товары определенных производителей, то знаки обслуживания предназначены для различения однородных услуг, оказываемых разными лицами.
Следует, однако, заметить, что на практике указанное различие также нередко стирается, поскольку один и тот же знак может быть зарегистрирован на имя конкретного владельца и по классу товаров, и по классу услуг. Наиболее часто так поступают научно-исследовательские организации, которые таким образом индивидуализируют не только проводимые ими исследования и разработки, но и достигнутые результаты, овеществленные в той или иной форме.
Регистрация осуществляется в соответствии с Международной классификации товаров и услуг (МКТиУ), учрежденной Соглашением о классификациях (Ниццкое соглашение). По принципу действия коды МКТУ (МКТиУ) сродни с кодами ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Международная классификация товаров и услуг состоит из 45 классов: с 1 по 34 классы МКТУ составляют товары, а с 35 по 45 классы — услуги.
В качестве примера можно сослаться на возможность одновременной регистрации обозначения, по классу товаров «Фармацевтические и ветеринарные препараты…» (класс 5) и по классу услуг «Медицинские услуги, ветеринарные услуги» (класс 44). Знаки обслуживания, зарегистрированные для того или иного класса услуг, охраняются лишь в пределах видов услуг данного класса.
Товарные знаки позволяют отличать однородные товары, а знаки обслуживания соответственно услуги.
Для удобства термин товарные знаки используется и в отношении знаков обслуживания.
Можно выделить следующие особенности товарных знаков: во-первых, индивидуализирующие, т.е. способные служить ориентиром, показателем при отделении одних товаров от других; во-вторых, рекламные, т.е. распространенные любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованные неопределенному кругу лиц и направленные на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; в-третьих, ограничительные, т.е. запрещающие другим лицам его использование без разрешения.
3. Субъекты прав на товарный знак, знак обслуживания.
Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
Физические лица могут стать обладателями товарного знака, если они занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Статус предпринимателя приобретается гражданином с момента его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с действующим законодательством.
В Российской Федерации допускает к регистрации коллективные товарные знаки, владельцами которых являются союзы, хозяйственные ассоциации и иные добровольные объединения предприятий. Предприятия, входящие в соответствующий союз или ассоциацию, имеют право на пользование коллективным товарным знаком, однако не рассматриваются как его совладельцы.