Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2. Понятие и признаки товарного знака, знака обслуживания
3. Субъекты прав на товарный знак, знак обслуживания.
4. Оформление прав на товарный знак, знак обслуживания
5. Использование товарного знака, знака обслуживания
6. Защита прав на товарный знак, знак обслуживания
Регистрация товарного знака на нескольких совладельцев по общему правилу не допускается, за исключением заявок от иностранных предприятий, которые должны приниматься в соответствии с международными обязательствами России.
4. Оформление прав на товарный знак, знак обслуживания
Ранее уже отмечалось, что обозначение товара признается товарным знаком, знаком обслуживания товара только с момента его государственной регистрации. Этим занимается Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности» (ФИПС) (далее – ФИПС). Факт регистрации обозначения имеет правоустанавливающее значение, поскольку с этого момента заявитель признается его единственным правомочным пользователем.
Для того чтобы зарегистрировать товарный знак и/или знак обслуживания необходимо оформить заявку и подать ее в Роспатент. Заявка на регистрацию товарного знака подается заявителем или его представителем.
Согласно требованиям статьи 1492 ГК РФ заявка на товарный знак должна содержать:
- заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его контактных данных;
- заявляемое обозначение; описание заявляемого обозначения - перечень товаров и/или услуг, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака в соответствии с классами Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков;
Датой подачи заявки на товарный знак считается день поступления документов заявки. Поступившей в ФИПС заявке на регистрацию товарного знака присваивается регистрационный номер.
По заявке в установленном порядке проводится:
- формальная экспертиза (статья 1498 ГК РФ).
Формальная экспертиза заявки на товарный знак проводится в течение месяца со дня ее подачи.
В ходе проведения формальной экспертизы заявки на товарный знак проверяется наличие необходимых документов заявки и их соответствие установленным требованиям Законодательства Российской федерации о товарных знаках, а так же проверку поступления пошлины за регистрацию заявки на товарный знак.
По результатам формальной экспертизы заявка принимается к рассмотрению или принимается решение об отказе в принятии ее к рассмотрению. О результатах формальной экспертизы заявителю направляется уведомление;
- экспертиза заявленного обозначения на соответствие требованиям законодательства (статья 1499 ГК РФ).
Экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака (экспертиза заявленного обозначения), проводится по заявке, принятой к рассмотрению в результате формальной экспертизы.
Экспертиза заявленного обозначения включает в себя:
1) поиск тождественных и сходных ранее зарегистрированных товарных знаков и поданных заявок;
2) определение степени сходства заявленного и выявленных в процессе поиска обозначений;
3) определение однородности заявленных товаров и услуг, товарам и услугам, для которых зарегистрированы выявленные товарные знаки и ранее поданные заявки.
По результатам экспертизы заявленного обозначения федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности принимает решение о государственной регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации.
Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака изложены в статье 1483 ГК РФ.
К ним можно отнести следующие:
Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков:
1) не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида или являющихся общепринятыми символами и терминами;
2) которые относятся к объектам, не подлежащим правовой охране или сходны с ними до степени смешения;
3) которые представляют собой элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя или противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. И другие, в соответствии с вышеназванной статьей ГК РФ.
В ходе проведения экспертизы заявки на регистрацию товарного знака экспертом может быть направлено уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства (уведомление о предполагаемом отказе в регистрации товарного знака), которое часто основано на субъективном мнении эксперта.
В ответ на уведомление заявитель имеет право в течение шести месяцев с даты направления ему уведомления представить свои доводы в пользу регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. Доводы заявителя должны опираться на нормы действующего Законодательством Российской Федерации о товарных знаках и быть четко аргументированы.
Государственная регистрация товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и выдача свидетельства осуществляется на основании решения о государственной регистрации товарного знака (статьи 1503, 1504 ГК РФ).
Срок рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака Законодательством Российской Федерации о товарных знаках не установлен, однако на практике он составляет 12-15 месяцев.
Это означает, что по истечении данного срока ФИПС вынесет решение о регистрации либо об отказе в регистрации Вашего товарного знака.
После получения решения о регистрации товарного знака заявитель должен оплатить пошлину.
После оплаты государственной пошлины товарный знак регистрируется в Государственном реестре и сведения о нем публикуются в бюллетене «Товарные знаки», ежемесячно издаваемом ФИПС.
На основании регистрации товарного знака в соответствующем государственном реестре Роспатента выдает заявителю свидетельство на товарный знак. Выдача свидетельства о регистрации товарного знака производится в двухмесячный срок с даты поступления в ФИПС документа, подтверждающего оплату пошлины. Свидетельство на товарный знак действительно в течение 10 лет. Срок действия Свидетельства может многократно продлеваться.
5. Использование товарного знака, знака обслуживания
Юридические и физические лица, зарегистрировавшие на свое имя товарный знак (знак обслуживания), приобретают право использовать их для обозначения соответствующих товаров на всей территории Российской Федерации.
В обоих случаях данное право действует, как уже говорилось, в течение десяти лет. При этом указанный срок рассматривается законом лишь в качестве начального периода охраны, который связывается с первичной регистрацией обозначения.
В принципе же срок охраны может быть сколь угодно длительным, поскольку действие свидетельств на товарный знак может неоднократно продлеваться,
Право на товарный знак является абсолютным и исключительным субъективным правом. Это означает, что только его владелец обладает монопольной возможностью использовать товарный знак и распоряжаться им, а также право запрещать использование товарного знака другими лицами. Иными словами, никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации знак без разрешения его владельца.
Сущность права на пользование товарным знаком состоит в возможности их неограниченного хозяйственного использования для обозначения производимых и реализуемых товаров. Использованием товарного знака считается, прежде всего, применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) на их упаковке.
Так, например, товарный знак «Кострома – ювелирная столица России», правообладателем которого является администрация Костромской области, используется с разрешения в проведении мероприятий, проводимых совместно с ювелирным сообществом региона.
При использовании товарного знака их обладатели могут проставить рядом с указанным обозначениями предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком. Данная маркировка выполняет как рекламно-информационную, так и патентно-правовую функции.
Действующее российское законодательство не содержит специальных норм, регламентирующих нанесение предупредительной маркировки.
Исходя, из практики можно заключить, что применение предупредительной маркировки является лишь правом, но не обязанностью владельца товарного знака. Они сами избирают вид и форму предупредительной маркировки. Обязательным условием использования предупредительной маркировки является добросовестность. Не допускается проставление предупредительной маркировки в случаях, когда соответствующее обозначение не зарегистрировано в ФИПС. Такие действия рассматриваются как вводящие потребителя в заблуждение, поэтому лицо, осуществляющее их, несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
6. Защита прав на товарный знак, знак обслуживания
Как не печально это отмечать, но за последние годы нарушения прав на товарный знак, знак обслуживания в связи с общими экономическими проблемами в стране и развитием частнопредпринимательской деятельности достигли невиданных ранее масштабов. Российский рынок наводнен контрафактным, поддельными низкокачественными товарами, которые ввозятся из-за рубежа, а также производятся внутри страны мелкими частными предприятиями и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью.
Защита прав на товарный знак, знак обслуживания осуществляется в основном в юрисдикционной форме в рамках административной, гражданской и уголовно-правовой процедур.
Общим порядком защиты нарушенных прав на товарный знак является их гражданско-правовая защита, реализуемая в рамках общего, т.е. судебного (искового), порядка. Способы защиты нарушенных или оспариваемых прав на товарный знак сводятся, прежде всего, к тому, что владелец товарного знака вправе потребовать официального признания этих прав.
Наиболее распространенным способом защиты, вытекающим из нарушения права на товарный знак, является требование о прекращении их дальнейшего использования. Данное требование может быть, заявлено и в целях предотвращения готовящегося правонарушения, когда, например, незаконно маркированный чужим товарным знаком товар лишь готовится к реализации или ввозу на территорию охраны.
К указанному способу близко примыкает требование об удалении с товара или его упаковки незаконно используемого товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, либо уничтожении изготовленных изображений товарного знака (наименования места происхождения товара) или обозначения, сходного с ним до степени смешения.
Примером может, служить выставленное в судебном порядке требование ОАО «КАМАЗ» к производителю комплектующих изделий к двигателям (ООО «Автофильтр») об удалении с упаковки фирменного знака «КАМАЗ».
В тех случаях, когда вследствие незаконного использования товарного знака их обладатели понесли убытки, они подлежат возмещению нарушителем в полном объеме.
В тех случаях, когда товарный знак используется на лицензионной основе, защита прав владельца товарного знака осуществляется, прежде всего, с помощью тех мер, которые предусмотрены сторонами в договоре.
Однако при выявлении неоднократного нарушения или причинение крупного ущерба, такое действие может рассматриваться не только в качестве гражданского правонарушения, но и как уголовно наказуемое деяние (ч. 1 ст. 180 УК РФ).
7. Прекращение прав на товарный знак, знак обслуживания
Свидетельство на товарный знак обеспечивает его обладателю практически не ограниченную по времени возможность (учитывая право продления срока регистрации) пользоваться соответствующим знаком для обозначения производимых и реализуемых им товаров. Однако есть ряд оснований, при наличии которых правовая охрана товарного знака может быть прекращена.