Файл: Этапы создания и проектирования информационной системы (Этапы создания и проектирования информационной системы на примере страховой медицинской компании).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 350
Скачиваний: 5
Рисунок 2.6 – класс Юрист
Класс услуга так же имеет свои характеристики: название, каталог услуг, стоимость, дата регистрации услуги, дата выполнения услуги. У класса услуга так же есть свои функции, к ним относятся:
- оформление полиса, где на входе поступают данные о клиенте, а на выходе страховой полис;
- проверка страхового случая, проверка осуществляется при получении данных о страховом случае от медицинского учреждения и информация о клиенте. На выходе будет акт о проверке медицинских услуг, предоставляемых клиенту;
- оплата счета за фактически оказанные услуги, оплата осуществляется в зависимости от проверки страховых случаев, где на вход поступает акт о проверке медицинских услуг и информация о клиенте;
- заключение договора с медицинскими учреждениями, на выходе будет договор с медицинским учреждением, на входе данные о медицинском учреждении и договор, который оформляет юрист.
Класс услуга представлен на рисунке 2.7.
Рисунок 2.7 – класс Услуга
У класса под названием медицинское учреждение есть ряд атрибутов, который хранится в ИС: название, адрес, телефон, каталог услуг, прайс-лист. Класс медицинское учреждение представлен на рисунке 2.8.
Рисунок 2.8 – Класс Медицинское учреждение
Выделив все классы, ассоциации между ними и функции классов можно составить полную диаграмму классов (см. прил. Г).
Теперь выявим состояния класса Услуга. На рисунке 2.9 показана диаграмма состояний для класса «Услуга».
Рисунок 2.9 – диаграмма состояний класса Услуга
В диаграмме состояний «Услуга» первым состоянием является «Проверка необходимости оказания услуги». Событие приводящие к данному состоянию это Заявка клиента на получение услуги это может быть заявка на получение страхового полиса. По окончании проверки есть два варианта: отказ в предоставлении услуги и тогда это будет последним этапом в диаграмме, либо предоставление услуги, то тогда страховщик занесет в каталог заявку клиента и тогда Услуга перейдет к следующему состоянию «Регистрация в каталоге». Если предыдущее событие было выполнено, то следующим событием будет оплата услуг, либо выдача страхового полиса после его оплаты. Диаграмма перейдет к следующему состоянию «Оказание услуги». После оказания услуги в страховую медицинскую компанию поступают данные о страховом случае, и диаграмма изменит свое состояние на «Проверка страхового случая», после чего будет получен акт о проверке страхового случая. Теперь возвращаемся снова в состояние «Проверка необходимости оказания услуги».
Для создания модели взаимодействия определим действующих лиц. Для ИС страховой медицинской компании действующими лицами будут Клиент, Страховщик, Юрист, Медицинская компания.
Варианты использования Услуги: 1) Оформление полиса. При оформления полиса страховщик регистрирует данные о клиенте. 2) Наступление страхового случая. Клиент обращается в медицинское учреждение для предоставления медицинских услуг. 3) Проверка страхового случая. Медицинское учреждение подает данные о предоставленных услугах, страховщик проверяет на соответствие оказанных услуг с условиями в договоре о медицинском страховании. 4) Заключение договора с медицинскими учреждениями. Юрист оформляет и заключает договор с медицинским учреждением на предоставление медицинских услуг клиентам. Диаграмма использования представлена на рисунке 2.10.
Рисунок 2.10 – диаграмма использования Услуги
Заключение
В результате курсового проекта были освоены методы и этапы проектирования информационной системы предприятия.
В ходе курсового проекта были рассмотрены вопросы:
- описание деятельности предприятия;
- цель и задачи информационной системы;
- описание функционального состава информационной системы по синтаксису методологии SADT (IDEF0);
- описание объектно-ориентированной модели информационной системы по синтаксису стандарта UML.
Описание объектно-ориентированной модели информационной системы по синтаксису стандарта UML включает в себя: диаграммы классов, диаграммы состояний, описание вариантов использования системы.
Плюсы и минусы каждой системы.
Структурный подход.
Плюсы:
- возможность проведения глубокого анализа бизнес-процессов, выявления узких мест: комплексное применение позволяет выявить все возможные рассогласования и неточности;
- применение универсальных графических языков моделирования IDEF0 обеспечивает логическую целостность и полноту описания, необходимую для достижения точных и непротиворечивых результатов;
- проверенность временем и широкое распространение среди аналитиков и разработчиков.
Минусы:
- низкая наглядность для неподготовленных пользователей модели: при увеличении количества уровней представления, анализа и модификация моделей становятся затруднительными;
- сложность восприятия иерархически упорядоченной информации;
- необходимость следования жесткой структуре, которая не всегда необходима.
Вывод: рекомендуется применять для правильного, точного и полного определения требования к ИС на начальных этапах.
Объектно-ориентированный подход
Плюсы:
- сравнительная легкость, наглядность, эффективность моделей;
- гибкость, возможность адаптировать методологию UML собственными элементами и видами диаграмм;
- возможность автоматической генерации кода на основе построенных моделей.
Минусы:
- невозможность проведения детального анализа процессов;
- неполнота и незавершенность некоторых видом диаграмм. Возможность их неверной интерпретации.
Вывод: язык UML представляет собой достаточно слабое средство проведения анализа при разработке ИС, но может стать мощным инструментарием для грамотных проектировщиков и программистов, т.е. не применим, если анализ бизнес-процессов играет важную роль
Список использованных источников
- Золотов С.Ю. Основы проектирования информационных систем: Учебное пособие. – Томск: ТУСУР, 2007. – 96 с.
- Золотов С.Ю. Проектирование информационных систем: Учебно-методическое пособие. Методические рекомендации для выполнения курсового проекта, лабораторных работ и практических занятий по дисциплине «Проектирование информационных систем» – Томск: ТУСУР, 2013. – 34 с.
- ОС ТУСУР 6.1-97*. Образовательный стандарт Томского Государственного Университета Систем Управления и Радиоэлектроники.
- Описание стандартов семейства IDEF [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://idef.ru/, свободный.
- Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 (ред. от 24.07.2009) "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89957/, © КонсультантПлюс, 1992-2013
Приложение А (обязательное) Диаграмма А-0 «Информационная система страховой медицинской компании»
22
Акт проверки медицинских услуг
Список услуг медицинского учреждения
Каталог услуг по медицинскому страхованию
Требования к бухгалтерскому учету
Требования к медицинским учреждениям
Требования к клиентам
Бухгалтерская отчетность
Договор с медицинским учреждением
Страховой полис
Данные об оказании медицинских услуг
Данные о медицинском учреждении
Данные о клиенте
«1С: Предприятие»